Архив вопросов-ответов к статье «Как сформулировать актуальную тему по самообразованию». Часть вторая

вопрос-ответ

Уважаемые коллеги!

Вопросов и ответов к статье «Как сформулировать актуальную тему по самообразованию» опять стало слишком много, а удалять их жалко. Из них я сделала вторую часть архива вопросов и ответов. Не игнорируйте архив! Здесь большое количество полезной информации и грамотных формулировок по темам самообразования. Может быть, найдёте что-то и для себя.

Ольга:
Здравствуйте! Брала тему по самообразованию «Развитие мелкой моторики в среднем возрасте посредством нетрадиционных техник рисования». Брала ее на год, но думаю, что это го не достаточно, как Вы думаете, можно ли ее оставить, так как есть в старшей группе или вывести в кружковую работу, а тему взять другую?
admin:
Ольга, конечно, оставьте эту тему, только не уточняйте возраст. Напишите: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования». Эту же тему можно взять и в качестве кружковой работы. Получится, что Вы углубленно работаете по теме. Но согласуйте это со старшим воспитателем (я имею в виду одно и то же направление кружковой работы и методической темы).

Анна:
Здравствуйте! помогите сформулировать методическую тему, если тема детского сада «Совместная деятельность педагога и родителей с детьми»
admin:
Анна, темы могут быть такие:
1. Психолого-педагогическая поддержка семьи по позитивной социализации детей дошкольного возраста.
2. Педагогическое просвещение родителей воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Сотрудничество педагогов и родителей по познавательному (речевому, художественно-эстетическому, физическому) развитию воспитанников дошкольной образовательной организации (или детей дошкольного возраста).
4. Педагогическое сопровождение образовательных инициатив семьи в условиях дошкольного учреждения.

Анна:
Добрый вечер! Можно ли взять одну методическую тему двум воспитателям, работающим в одной группе. Темы «сотрудничество воспитателя с родителями по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»
«сотрудничество воспитателя и родителей по развитию творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги».
admin:
Анна, одну тему на двоих взять можно, но вряд ли разрешит старший воспитатель. А вот те 2 темы, которые Вы написали, хоть и похожи, но имеют свои особенности. Думаю, что в этом случае старший воспитатель мог бы разрешить. Так что, спрашивайте у своего начальника)))

Нина:
Здравствуйте, прохожу курсы переподготовки, помогите сформулировать тему ВКР: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. В саду пока не работаю и нет опыта работу в ДОУ.
admin:
Нина, если я Вас правильно поняла, то Вам нужно в рамках той темы, которую Вы написали, сформулировать свою. Я предлагаю взять наиболее простые, например: 1. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста (это поручения, дежурства, коллективный труд). 2. Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста в природе. 3. Организация ручного труда детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (это поделки из бумаги, картона, ткани, природного материала). Если я неправильно Вас поняла, то напишите вопрос более конкретно, помогу.

Екатерина:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую индивидуальную тему по самообразованию выбрать начинающему старшему воспитателю, в должности всего 7 месяцев.
admin:
Екатерина, тему советую взять попроще. Может быть, подойдут такие:
1. Организация единого информационного пространства в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.(На сайте есть статья в разделе «ФГОС ДО»).
2. Реализация регионального содержания в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.(Тоже есть неплохая статья про это, в разделе «ФГОС ДО»).
3. Методическое сопровождение проектной деятельности в дошкольной образовательной организации.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
5. Проектирование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
Нужно ориентироваться на то, какие направления у Вас в саду реализуются лучше всего и обязательно свяжите свою тему с одной из задач ДОУ.

Наталья:
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, сформулировать тему.Наш детский сад экспериментальная площадка по физическому развитию и здоровьсбеоегающим технологиям. Хотелось бы связать речевое развитие со здоровьем или физическим развитием.
admin:
Наталья, некоторые задачи речевого развития достаточно сложно интегрировать (грамматика, связная речь, ознакомление с худ. литературой) в физическое развитие. Здесь больше подойдут задачи общения (хотя эти задачи наполовину из «Речевого развития», а наполовину — из «Социально-коммуникативного развития»). Я могу предложить примерно такие: 1. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни. 2. Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности.
Есть еще одна интересная деталь: в задачах физического развития по ФГОС есть задача — «развитие мелкой моторики рук», в задачах речевого развития — «развитие звуковой культуры речи». Мы все знаем, что развитие моторики и развитие речи взаимосвязаны. В связи с этим, тему можно сформулировать так: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей дошкольного возраста». Но и в этой теме нет явной связи с физическим развитием. Дело в том, что по всем этим темам Вам будет недоставать практического материала (я имею в виду тесную и безоговорочную взаимосвязь физ. и реч. развития). Так что решайте, соединять или нет.

Ольга:
Доброго времени суток, Белла Геннадьевна. Тема самообразования звучит «Продуктивный диалог как средство развития коммуникации у детей с нарушениями речи». Есть определённые наработки по этой теме, хотелось бы получить от вас рекомендации по использованию литературы, дидактических игр, разнообразных методических приёмов. Испытываю затруднения в подборе материала к занятиям по формированию и развитию продуктивного диалога. Спасибо.
admin:
Ольга, тему Вы взяли трудную, особенно для детей с нарушениями речи. Требования к продуктивному (конструктивному) диалогу достаточно высокие, даже не каждый взрослый умеет конструктивно общаться. Здесь на сайте есть статья «Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников». Критерии и задачи из этой статьи можете брать и для продуктивного диалога (коммуникативно-целесообразная речь и продуктивный диалог взаимосвязаны и взаимодополняемы).
Советую использовать коммуникативные игры и полностью методику развития диалогической речи. Очень хорошо эта методика раскрыта в учебнике Н.А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников».- М.: Академия, 2009. Может быть, найдете где-нибудь, там про диалог всего несколько страниц, но всё четко и понятно. Есть технология О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».
Вот еще несколько книг:
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. — Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие. — М.: Академия, 2000.
3. Баряева Л.Б. Развитие связной речи дошкольников: модели обучения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2005.

Полина:
Доброго времени суток! Помогите, пожалуйста, сформулировать тему научной работы. Учусь в магистратуре. Временно осталась без научного руководителя, так как педагог неожиданно уволился… Хочу связать свою работу с нетрадиционными техниками рисования (артпедагогика, изобразительная деятельность) и налаживанием детско-родительских отношений (профилактикой внутрисемейных конфликтов)у детей с ЗПР. Если нельзя связать с семьей, то что можно развивать/корректировать с помощью нетрадиционных техник рисования у детей с ЗПР? Заранее спасибо за ответ!
admin:
Полина, взаимосвязь между гармонизацией детско-родительских отношений и нетрадиционными техниками рисования найти можно, однако нетрадиционное рисование будет одним из многочисленных средств этой гармонизации, но никак не основным. Поэтому эти темы лучше не связывать в научной работе – запутаетесь и времени на написание потратите намного больше. И еще, уточните в ВУЗе, можно ли самостоятельно выбирать тему или нужно выбирать из тех формулировок, которые уже утверждены на кафедре ВУЗа.
Темы могут быть такие:
1. Позитивная социализация детей дошкольного возраста с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Обеспечение личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка с ЗПР в процессе продуктивных видов деятельности. (А во введении научной работы напишите, что за основу взяли нетрадиционные техники рисования).
3. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования.
4. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с особыми образовательными потребностями в процессе продуктивной деятельности (или «в процессе художественно-эстетического развития»).
5. Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы дошкольников с ЗПР в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
6. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительного искусства.
Аббревиатуру «ЗПР» в названии темы пишите полностью – задержка психического развития.

Аида:
Здравствуйте, помогите пожалуйста подобрать тему для самообразования для начинающих педагогов в условиях ФГОС, большое спасибо и с Наступающим Новым годом!
admin:
Аида, спасибо за поздравление, Вас тоже поздравляю с наступающим Новым Годом!
Насчет темы. Не советую брать темы психологического направления (развитие творчества, эмоций, восприятия, способностей). Предлагаю такие (все фразы из ФГОС): 1. Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме и природе (можно сократить). 2. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира (можно сократить). 3. Формирование у воспитанников ДОУ первичных представлений о малой родине и Отечестве. 4. Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.
Можно взять еще трудовое воспитание, развитие мелкой моторики, театрализованную деятельность.

Наталья:
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, подобрать тему для самообразования для детей младшего дошкольного возраста, область физическое развитие можно со здоровьсберегающими технологиями
admin:
Наталья, могу предложить такие темы:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством формирования здоровьесберегающих навыков и умений. (Сюда можно включить все — ОБЖ, физ. упражнения, закаливание, полезные привычки, здоровое питание и т.д.).
2. Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Елена:
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, определить тему по самообразованию для начинающего музыкального руководителя детского сада. Спасибо.
admin:
Елена, для начинающего музыкального руководителя подойдут такие темы:
1. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.
2. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
3. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
А вообще, ориентируйте на себя, что у Вас лучше получается, то и берите (пение, танцы, слушание и т.д.).

Людмила:
Здравствуйте. Если тема педагогического опыта звучит: «Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством НИКТ», то как будет звучать цель?
admin:
Людмила, а что такое НИКТ? Может быть, ИКТ? Вы всегда в теме прописывайте слова полностью (особенно в аттестационных документах), а не аббревиатурой.
Цель будет звучать точно так же, как и тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий».

Людмила:
Здравствуйте. Спасибо. НИКТ — новые информационно-коммуникационные технологии. Тема может совпадать с целью?
admin:
Людмила, да, тема может совпадать с целью. В этом ничего криминального нет. Это потому, что у Вас конкретная и четкая тема (только не пишите слово «новые», можно написать «современные». Но лучше ничего не писать, только ИКТ, потому что это и так новые технологии). Если хотите, то можно тему сделать более общую, например: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации (или дошкольного образовательного учреждения)». Тогда целью будет «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий».

Мария:
Здравствуйте, помогите пожалуйста сформулировать тему по самообразованию по проектной деятельности (1 младшая группа) Хочется поработать по этой теме не один год. Как думаете, на какой период можно взять эту тему?
admin:
Мария, для 1 младшей группы темы могут быть только такие, которые соответствуют их возрасту. Не гонитесь за «красивостью темы»: не берите «развитие творчества», «способностей», «мышления и воображения». Советую такие темы:
1. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе проектной деятельности.
2. Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством проектной деятельности.
3. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе проектной деятельности.
4. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в процессе проектной деятельности.
4. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности.
5. Речевое развитие детей раннего возраста в проектной деятельности.
По проектной деятельности можно работать хоть всю жизнь. Но внутреннее содержание проекта все-равно должно меняться. Проект будет основой и в то же время средством развития чего-либо у детей (сначала — развития речи, потом познавательного интереса, затем — личностных качеств). Из предложенных тем несколько лет можно работать по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по взаимодействию с родителями.

Анастасия:
Добрый день. Помогите подобрать тему для педагога-психолога детского сада. Детский сад имеет несколько речевых групп, т.е. актуальна речевая направленность, но не обязательна. Спасибо!
admin:
Анастасия, темы могут быть такие:
1. Психологическое сопровождение коррекционно-образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
2. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуализации образовательного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Создание психологических условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
4. Формирование психологически безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Надежда:
Здравствуйте! Помогите пожалуйста сформулировать тему по самообразованию по познавательной деятельности (экология или ИКТ)
admin:
Надежда, можно так:
1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
2. Экологическое образование детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
3. Формирование первичных представлений о природном мире у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий.
4. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр экологического содержания.

Светлана:
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, правильно ли я сформулировала тему по самообразованию. «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий». Хочу использовать на физкультурных занятиях элементы ритмопластики, фитнеса, ритмической гимнастики.
admin:
Светлана, слова «через» и «занятия» лучше не писать. Поэтому предлагаю чуть подкорректировать тему: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством инновационных форм организации физической деятельности».

Мария:
Здравствуйте, подскажите как лучше сформулировать тему по самообразованию(2 младшая группа) «Развитие творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество (роспись).
admin:
Мария, не надо про творческие способности. Детки еще маленькие, ну какое творчество… Лучше так: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего (или младшего дошкольного) возраста в процессе изобразительной деятельности» или «Формирование элементарных представлений детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности».

Надежда:
Добрый день, скажите пожалуйста, грамотно ли сформулирована тема по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»?
admin:
Надежда, тема грамотная, молодец. Но я рекомендую чуть подкорректировать: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру».

Надежда:
Здравствуйте, помогите пожалуйста, сформулировать тему для ясельной группы (детям только исполняется 2 года) связанную с сенсорным развитием. А может для такого возраста будет более актуальна другая тема? Я никогда не работала с таким возрастом, а теперь буду работать с такими детками всё время, т.е. каждый год будет набираться новая группа.
admin:
Надежда, сенсорное развитие – самая актуальная тема для раннего возраста. Предлагаю такие формулировки:
1. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
2. Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста.
3. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации (или ДОУ).
4. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Виталина:
Здравствуйте! Помогите сформулировать тему для младшей группы 2-3года. 1)Правила дорожного движения . 2) Нетрадиционные методы рисования. Каждый год набираю новых детей.Заранее спасибо.
admin:
Виталина, формулировки могут быть такие:
1. Формирование у детей раннего возраста элементарных представлений о правилах дорожного движения.
2. Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
3. Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.

Лидия:
Здравствуйте, скажите, подойдёт ли тема «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» для 2 младшей группы (3-4 года) Очень хочется заниматься экспериментальной деятельностью.
admin:
Лидия, да, подойдет. Можно, правда, подкорректировать, чтобы тема более подходила к возрасту малышей: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе элементарного экспериментирования».

Мария:
Здравствуйте, скажите, подойдёт ли тема «Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности» для старше группы.
admin:
Мария, хорошая тема. Можно чуть изменить формулировку: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Эмилия:
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста тему по самообразованию для воспитателя социального приюта, возраст детей 7-14 лет.
admin:
Эмилия, могу предложить такие темы:
1. Социальная адаптация воспитанников в условиях учреждения государственной поддержки детства.
2. Позитивная социализация воспитанников социального приюта в окружающем мире.
3. Формирование нравственных ценностей воспитанников социального приюта посредством проектной деятельности (можно написать «посредством реализации социальных акций» или «театрализованной деятельности» или «экологического воспитания».
4. Формирование представлений об окружающем мире (можно написать «об окружающем природном мире») у воспитанников социального приюта.
Вы посмотрите здесь на сайте раздел «Социально-коммуникативное развитие». Там многие темы подойдут для Ваших деток.

Надежда:
Здравствуйте, мой вопрос, конечно, не по самообразованию, но не знаю где написать. Помогите, пожалуйста, определиться с годовыми задачами ДОУ. Наш садик новый, работает первый год. Одна из задач — создание развивающей предметно-пространственной среды. Посоветуйте, какие задачи ещё можно поставить перед коллективом. Что мы сможем осилить в первый год. Работаем четвёртый месяц, коллектив ещё в процессе становления, набран не в полном составе.Все к друг другу присматриваются, потенциала и возможностей педагогов ещё не знаем.Многие из воспитателей не имеют дошкольного образования. Трудно!

admin:
Надежда, да, Вам не просто, держитесь! Тем не менее, начальство (или проверяющие), как Вы понимаете, будут от Вас и всего коллектива требовать реализации Программы, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Поэтому цель Программы может быть такая: «Создание образовательной среды, способствующей позитивной социализации, гармоничному развитию личности ребенка, его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих его возрасту детских видах деятельности».
Задачи:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их физическую и психологическую безопасность, эмоциональное благополучие.
2. Формировать общую культуру личности ребенка, в том числе ценности здорового образа жизни, предпосылки учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции.
3. Воспитывать в детях патриотические чувства, любовь к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
4. Объединять воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей общества; устанавливать партнерские взаимоотношения с семьей, оказывать ей психолого-педагогической поддержку, повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Анна:
Здравствуйте, подскажите, подойдет ли тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».
admin:
Анна, да, тема у Вас достаточно грамотно сформулирована. Здесь на сайте, в разделе «Речевое развитие» есть статья по сказкам и в разделе РОДИТЕЛЯМ (игры для детей) есть неплохие игры по сказке «Репка».

Марина:
Здравствуйте! Я проходила аттестацию в 2012 году, тема : «Система работы по формированию обж у детей дошкольного возраста» Комиссия сделала замечания, что тема очень обширная и можно работать по 1-2 разделам этой темы. Затем я перешла работать в другой д.с. , дети 2-3 лет, буду вести их до подготовительной группы.Но со старой темой не хочу больше работать, перегорела))) хотелось бы что-то связанное с нравственным воспитанием +работа с родителями, через проектную деятельность. Сейчас детям 3-4 года, аттестация будет в след.году, когда детям будет 4-5 лет. Не могу сформулировать тему корректно, помогите пожалуйста!

admin:
Марина, советую не менять тему за год до аттестации. Вам придется отчитываться в аттестационных документах и по старой, и по новой теме. А ведь для аттестации нужен еще и результат деятельности по теме. О каких результатах Вы будете писать, если проработаете по новой теме год-полтора? Результатов у Вас будет мало.
На всякий случай (если все-таки решите взять новую тему) предлагаю:
1. Развитие нравственных качеств личности воспитанников дошкольной образовательной организации в процессе проектной деятельности.
2. Психолого-педагогическая поддержка семьи по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
4. Сотрудничество педагогов и родителей по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Марина:
Огромное спасибо за Ваш совет! Я, конечно ещё все обдумаю,наш методист сказала,что тему можно менять…Тем более, что я перешла в другую доо, взяла новых детей и кое-что по новой теме уже наработала)Спасибо за темы! Мне близка вот эта: «Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.» Можете ли Вы помочь с целью и задачами? Своими словами я могу их сказать, а вот грамотно сформулировать как — то не очень получается… Спасибо!
admin:
Марина, цель может быть такой: формирование у воспитанников моральных и нравственных норм и ценностей в процессе проектной деятельности.
Задачи:
1. Создание педагогических условий для развития нравственных качеств личности каждого ребенка.
2. Формирование положительного нравственного опыта у детей в окружающем социальном и природном мире в процессе проектной деятельности.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста.

Евгения:
Здравствуйте, вы пишите, что слово через лучше не употреблять. Я взяла тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через художественно-эстетическое развитие».Подскажите пожалуйста как лучше сформулировать тему?
admin:
Евгения, тема хорошая, нужно только чуть подкорректировать и советую писать или «нравственное» или «патриотическое», потому что у этих понятий очень много общего (но, если хотите, пишите «нравственно-патриотическое»). Темы:
1. Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития.
2. Развитие нравственных качеств личности воспитанника дошкольной образовательной организации в различных видах детской деятельности.
3. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Олеся:
Здравствуйте! Я начинающий педагог, недавно закончила курсы переподготовки. Помогите сформулировать тему по самообразованию. Хочется что-то связанное с художественным творчеством. Тема на 5 лет. Заранее спасибо.
admin:
Олеся, могут быть такие темы:
1. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе художественного творчества.
2. Формирование основ эстетической культуры личности воспитанников дошкольной образовательной организации посредством художественного творчества.
3. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной (конструктивной) деятельности.
4. Художественно-эстетическое развитие воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.

Евгения:
Я выбрала эту тему: «Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития». Помогите пожалуйста с целью и задачами.
Евгения:
Можно я сформулирую тему так: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития»?
admin:
Евгения, хорошая тема, но ее можно чуть-чуть подкорректировать: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности». Так как ребенок воспитывается, обучается и развивается в процессе различных видов детской деятельности. Это сейчас очень актуально.
Цель по этой теме: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического сознания, чувства любви и гордости за свою Родину в процессе художественно-эстетической деятельности.
Задачи: 1. Создание педагогических условий для формирования у воспитанников норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Приобщение к национальным традициям, истории и культуре своей Родины посредством различных видов искусств.
3. Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму.
4. Развитие интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ксения:
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, а какие ещё могут быть варианты тем связанные с информационно-коммуникационными технологиями. Возраст детей 5-6 лет. Спасибо.
admin:
Ксения, ИКТ будут как средство развития, воспитания или обучения дошкольников. Поэтому главным должно быть какое-то направление развития ребенка. Например:
1. Развитие познавательного интереса (речевой активности, социокультурное развитие) у воспитанников в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации.
2. Формирование первичных представлений об окружающем мире (основ безопасного поведения в быту) у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий.
3. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации.

Виктория:
Здравствуйте, помогите пожалуйста определиться с темой аттестации. Я работаю воспитателем, один раз уже аттестовалась, но по старой теме не хочу больше. Сейчас хотелось бы что-нибудь связанное с речью, так как я закончила институт по специальности «Учитель — логопед».
admin:
Виктория, могу предложить такие темы:
1. Формирование у детей дошкольного возраста звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (Фраза из ФГОС, из задачи по речевому развитию).
2. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
3. Развитие диалогического общения воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
4. Формирование коммуникативно-целесообразной речи у детей дошкольного возраста. (По этой теме есть статья в рубрике «Речевое развитие»).

Марина:
Здравствуйте! Еще раз огромное спасибо!Теперь у меня сложилась картина предстоящей работы…я, посмотрев некоторые источники, пришла к пониманию того, что у этой темы тоже очень большое «поле деятельности». Ведь эмоционально — ценностные представления мы можем формировать в разных образовательных областях. Может быть конкретизировать тему (немного «сузить»)? Спасибо!
admin:
Марина, если «сузить», то так: «Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности». Цель и задачи останутся те же.

Пусенька:
Здравствуйте! Помогите определиться с темой самообразования, начинаю с первой младшей группой. Хочется что-то по развитию способностей, познавательного интереса или что лучше брать для работы с малышами?
admin:
Здравствуйте! Не рекомендую брать с ранним возрастом сложные темы психологического характера (способности, познавательный интерес). Дети еще очень маленькие. Советую такие темы:
1. Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
2. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
3. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе проектной деятельности.
4. Речевое развитие детей раннего возраста в проектной деятельности.

Ирина:
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, правильно сформулировать цель и задачи по теме «Речевое развитие детей путём приобщения их к художественной литературе».
admin:
Ирина, тему желательно подкорректировать. Лучше написать так: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе». Цель: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения их литературного опыта.
Задачи:
1. Создавать условия для организации культурной речевой среды в окружении воспитанников.
2. Обогащать и активизировать словарный запас посредством продуктивной творческой речи.
3. Развивать диалогическое общение детей дошкольного возраста в процессе интерактивного взаимодействия.
4. Развивать связную речь на основе обогащения литературного опыта.

Светлана:
Здравствуйте, подскажите, возможна ли такая формулировка темы по самообразованию для подготовительной группы «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы».
admin:
Светлана, можно оставить и так. Но я бы чуть исправила: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности». Ребенок и его речь развиваются в деятельности, акцентировать на этом внимание сейчас очень актуально.

Галина:
Здравствуйте, я работаю социальным педагогом в детском саду. До этого моя деятельность не была связана с педагогикой. Поэтому очень трудно определиться с темой по самообразованию. Может ли тема звучать следующим образом: «Социальная диагностика развития детей перед поступлением в школу»?
admin:
Галина, не надо диагностику, это одна из сложнейших тем. Тем более, что во ФГОС ДО говорится о педагогической и психологической диагностике, о социальной не упоминается. Предлагаю такие темы:
1. Позитивная социализация воспитанников дошкольной образовательной организации в процессе проведения социальных акций. (Здесь на сайте есть статья про социальные акции в рубрике «Социально-коммуникативное развитие»).
2. Социальная адаптация воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Взаимодействие с родителями воспитанников по позитивной социализации (можно написать — социальной адаптации) в окружающем мире.

Лида:
Здравствуйте, скажите пожалуйста, подойдёт ли тема по самообразованию для первой младшей группы «Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности»?
admin:
Лида, да, подойдет. Это самая актуальная тема в раннем возрасте.

Олеся:
Подскажите, пожалуйста,тему по самообразованию воспитателя сроком на 5 лет, с использованием инноваций по ЗОЖ.
admin:
Олеся, актуальными и инновационными считаются проектная, познавательно-исследовательская, игровая деятельности, ИКТ. Поэтому темы могут быть такие:
1. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе игровой (проектной, познавательно-исследовательской) деятельности.
2. Формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников посредством информационно-коммуникационных технологий.
3.Оздоровление детей дошкольного возраста посредством современных здоровьесберегающих технологий.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

23 комментариев к записи “Архив вопросов-ответов к статье «Как сформулировать актуальную тему по самообразованию». Часть вторая”

  1. Екатерина:

    Добрый день! Помогите сформулировать правильно тему для самообразования молодому педагогу. Еще я учусь в магистратуре и там у меня тема диссертации звучит как «Организация работы по развитию памяти детей 4-5 лет по-средствам изобразительного искусства(рисунка)». Очень нужна помощь!

    • admin:

      Екатерина, память относится к психическому развитию. Разрешит ли Вам ст. воспитатель работать по псих. развитию ( Вы же воспитатель)? Если разрешит, то предлагаю такие темы :
      1. Развитие психических процессов у детей 4-5 лет посредством изобразительной деятельности.
      2. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
      3. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

  2. Екатерина:

    Доброго времени суток! Спасибо за помощь. Я воспитатель. Просто хочу тему диссертации связать с темой самообразования, чтобы по итогу получился целостный продукт.

  3. Екатерина:

    Добрый день! У меня еще вопрос. Хотела бы правильно сформулировать тему для диссертации, но чтобы она была связана с управлением и развитием памяти детей. Подскажите, пожалуйста! Тема, которая сейчас это — Организация работы по развитию памяти детей 4-5 лет по-средствам изобразительного искусства(рисунка).

    • admin:

      Екатерина, насколько я знаю, тема согласуется с научным руководителем или даже предлагается им. Тема, на мой взгляд, достаточно своеобразная: дело в том, что память лучше развивается в познавательной, исследовательской деятельности, посредством дидактических игр. Почему посредством изобразительного искусства? Или у Вас есть уже наработки какие-то? Или подразумевается работа с рисунком как с дидактическим средством? Тема утверждена? Напишите, пожалуйста.

  4. Анна:

    Добрый вечер! Спасибо вам за прекрасный сайт, много полезной и интересной информации.Подскажите, пожалуйста, где можно найти «архив вопросов и ответов» за октябрь- ноябрь 2015 г. Спасибо!

    • admin:

      Анна, это и есть вопросы-ответы за все предыдущие месяцы, в том числе и за октябрь-ноябрь 2015г (может быть, в они первой части «Вопросов-ответов»). Я убрала только некоторые вопросы-ответы, которые посчитала не совсем актуальными. А даты убирала, чтобы места много не занимать на сайте.
      Спасибо Вам за хорошие слова о сайте!

  5. Галина:

    Здравствуйте. Я начинающий воспитатель и выбрала тему самообразования:«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Помогите пожалуйста с целью и задачами.

    • admin:

      Галина, цель может быть такая: становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (это из ФГОС ДО).
      Задачи:
      1. Создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни.
      2. Формирование практического опыта воспитанников о здоровом образе жизни в процессе различных видов деятельности.
      3. Развитие двигательной активности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации (или дошкольного образовательного учреждения).

  6. Альфия:

    Здравствуйте, спасибо за такой хороший сайт! Подскажите мне, пожалуйста, как можно усложнить или развить мою тему по самообразованию «Формирование основ культуры здоровья у детей раннего возраста».

    • admin:

      Альфия, спасибо за добрые слова о сайте!
      Предлагаю такие формулировки:
      1. Партнерское взаимодействие с родителями по оздоровлению детей раннего возраста.
      2. Развитие физических качеств детей раннего возраста в процессе игровой двигательной деятельности.
      3. Обогащение познавательной сферы детей раннего возраста посредством здоровьесберегающих технологий.

  7. Здравствуйте, коллега. Хочу получить совет по правильности написания названия темы по самообразования. » Развитие познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.» Оставить так или перефразировать?

    • admin:

      Елена, можно и так оставить, как у Вас. Но лучше немного изменить, так как не очень правильно звучит фраза «развитие … деятельности»:
      1. Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
      2. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

  8. Нелли:

    Добрый день. Нас интересует вопрос: через какой промежуток времени педагог ДОУ должен проходить курсы повышения квалификации (3 или 5 лет)?

    • admin:

      Нелли, в законе «Об образовании в РФ», в статье 47, пункт 5, написано «Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии … право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года». То есть, проходим раз в три года.

  9. Нелли:

    Спасибо. Но хочется уточнить, входит ли в обязанность прохождение курсов 1 раз в 3 года или будет правомерным прохождение педагогом курсов 1 раз в 5 лет

  10. Нелли:

    спасибо, такое право у меня есть, но хочется уточнить: «Входит ли в обязанность прохождение курсов 1раз в 3года или будет правомерным и действительным, не наказуемым проходит курсы 1 раз в 5 лет?

    • admin:

      Нелли, хороший вопрос! Тут существует проблема ПРОЧТЕНИЯ закона. Сложилась уже такая практика во многих регионах, что все стараются пройти курсы 1 раз в 3 года. Вопрос все-равно нужно уточнять в своих региональных центрах по аттестации, вдруг они посчитали, что раз есть право, то это должно быть и обязанностью)))

  11. Ольга:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, обязательно ли нужна своя программа для прохождения аттестации на высшую категорию, имея соответственно первую.

    • admin:

      Ольга, если я правильно Вас поняла, то Вы говорите о программе по самообразованию. В этом случае надо ориентироваться на требования к аттестации в Вашем регионе. Дело в том, что требования везде разные. Я не знаю, откуда Вы, поэтому не могу ответить точно. В некоторых регионах такая программа обязательна. Вы посмотрите, пожалуйста, на сайте своего центра по аттестации (или того учреждения, где Вы аттестуетесь).Если я не так Вас поняла, то напишите еще раз.

  12. Марина:

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как правильно сформулировать тему «Роль загадок в воспитании детей младшего возраста через познавательное развитие»?

    • admin:

      Марина, познавательное развитие – это очень широкое направление. Поэтому рекомендую «сузить» тему. Да и загадки как-то сложно формулируются. Могу предложить так (формулировки на основе ФГОС):
      1. Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством применения в образовательной деятельности загадок.
      2. Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с загадками.
      3. Формирование элементарных представлений об окружающее мире у детей младшего дошкольного возраста на основе загадок.