Как известно, для аттестации необходимо представить результаты своей профессиональной деятельности. Поэтому, кроме результатов различных мониторингов, желательно разработать учебно-методический комплект и методические рекомендации (для педагогов или для родителей) по своей теме самообразования. Это будет большим плюсом в демонстрации Вашего профессионализма.
Методические рекомендации в данном случае – это комплекс четко сформулированных указаний и рекомендаций, которые помогут развить, обучить или воспитать дошкольников по теме Вашего самообразования.
Задача методических рекомендаций – пропаганда наиболее эффективного варианта образования детей по тому или иному направлению, оказание методической помощи педагогам (или родителям).
Таким образом, в методических рекомендациях будет указан опыт Вашей конкретной деятельности (методика работы) по теме самообразования.
Структура методических рекомендаций может быть такая:
— пояснительная записка (актуальность, цель и задачи деятельности по теме, ожидаемый результат от использования данных рекомендаций);
— принципы работы;
— создание условий (психолого-педагогические условия, программно-методическое обеспечение, развивающая предметно-пространственная среда);
— содержание деятельности (формы взаимодействия с детьми, эффективные методы и приемы, пути и средства достижения наиболее значимых результатов, взаимодействие с другими участниками образовательных отношений);
— мониторинг (не результаты мониторинга, а сама методика проведения с указанием авторов);
— организационные вопросы (периодичность и время проведения занятий, место проведения занятий и др.);
— заключение (выводы, результаты деятельности для детей, педагогов и родителей).
— дополнительная литература.
В «приложения» можно включить планирование деятельности по теме, план проведения конкретных мероприятий, тестовые задания, практические задания, схемы, карты, конспекты образовательной деятельности, сценарии мероприятий, картотеку игр и другие материалы.
Свои методические рекомендации желательно где-нибудь опубликовать: на сайте ДОУ, на образовательном портале в сети Интернет, в периодических педагогических журналах.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Здравствуйте Бэла Геннадьевна.Скажите пожалуйста я могу взять тему по аттестации еще на 5 лет? т.к.я перешла в другой детский сад.Спасибо заранее.
Людмила, ну, как Вам сказать)))))) Вы же понимаете, что это не приветствуется. Можно чуть изменить формулировку, то есть сделать акцент на другое направление или расширить тему. И тогда Ваша тема зазвучит по-новому.
Спасибо.Скажите пожалуйста правильно ли я сформулировала тему «Музыкальные технологии способствующие развитию речи детей дошкольного возраста»
Людмила, Вы, наверное, муз.руководитель. И имеете виду формирование ЗКР у детей посредством певческой деятельности (распевание, пение). Про слово «технологии» будьте осторожны. Разве есть музыкальные ТЕХНОЛОГИИ, способствующие развитию речи? Есть МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, способствующие развитию дыхания, интонации, формированию звуков и т.д.
Или я не права? Может, я не знаю? Напишите, пожалуйста.
Если будете всё-таки брать свою формулировку, то лучше так: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством применения музыкальных образовательных технологий»
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Тема самообразования «Психолого-педагогическая помощь семье в формировании позитивной социализации детей дошкольного возраста». Нужно выступать на РМО. Подскажите, пожалуйста, правильное оформление направлений работы. Я планирую выделять следующие: работа с детьми (эмоциональное благополучие ребенка;
положительное отношение к окружающим людям;коммуникативная компетентность дошкольника; развитие социальных навыков детей). Работа с родителями (Повышение осведомленности родителей в области образовательных проблем; активизация родительской позиции, повышение психолого-педагогической компетентности родителей). Нужно ли третье направление — совместная деятельность? Или это включить в работу с родителями? Проведено много — испытываю трудности с грамотным оформлением. Спасибо Вам большое!!!
Анастасия, молодец! Хорошие направления! Грамотно!!! Берите работу с детьми, работу с родителями (совместная деятельность уже будет здесь, отдельно не пишите). Если есть взаимодействие с социальными партнерами, то возьмите и их. Это сейчас очень актуально. Тут можно сказать о ДОУ как об открытой системе, о создании единого образовательного пространства.
Если нет социального партнерства, то тогда оставьте эти два. Будет достаточно.
Спасибо Вам большое, Бэла Геннадьевна!!!!! За Вашу работу и помощь!!
Анастасия, спасибо за добрые слова! !! Буду стараться)))))
Здравствуйте, Белла Геннадьевна. Подскажите правильно ли я сформулировала тему для аттестации на высшую категорию:»Обучение дошкольников с ТНР(тяжёлые нарушения речи) пересказу с использованием мнемотехники»? Заранее благодарна.
Елена, да, правильно. Можно чуть подкорректировать: Обучение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи пересказу посредством мнемотехники.
Здравствуйте, уважаемая, Белла Геннадьевна. Я работаю воспитателем в ДОУ уже 30 лет. Аттестуюсь на высшую категорию. Последнее время работала по теме «Формирование экологической культуры с детьми старшего дошкольного возраста». Будет ли правильна такая тема? «Опыт формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к природе». Материала много,а тему никак не могу выбрать. Помогите пожалуйста с выбором темы. Заранее благодарна!!!
Евгения Евгеньевна, здравствуйте! Да, надо немного подкорректировать формулировку. Сейчас она похожа больше на формулировку доклада или отчета. К тому получается «масло масляное»: «формирование экологической культуры» – это уже и так «приобщение к природе». Нужно написать: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности». Эта формулировка современная, соответствует ФГОС ДО.
Уважаемая Белла Геннадьевна! Не могу сформулировать тему. Работа с народными промыслами. Вот что у меня получилось «Актуальность ознакомления детей с народными промыслами в культурно-образовательном пространстве ДОУ». Помогите пожалуйста правильно скорректировать тему.
Светлана, методически правильно так (варианты):
1.Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами в процессе продуктивных видов деятельности.
2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами.
Здравствуйте, уважаемая, Белла Геннадьевна. Я работаю воспитателем в ДОУ четыре года. Через два года собираюсь аттестоваться на высшую категорию. В этом году набираю детей младшего дошкольного возраста и буду вести их до выпуска в школу. Планирую вести работу по опытно- экспериментальной деятельности или по театрализованной. Какую тему лучше взять не знаю. Помогите пожалуйста с выбором темы самообразования, чтобы она соответствовала требованиям ФГОС, была актуальна для детей данного возраста и для аттестации. Заранее благодарна!!!
Маргарита, здравствуйте! Для аттестации актуальна любая тема. Самое главное — это чтобы была грамотно изложена и представлены результаты. По ФГОС соответствуют обе темы. Правда, опытно-экспериментальная деятельность более развивающая. Поэтому предлагаю опытно-экспериментальную. Формулировка такая: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности». (Или можете написать: «исследовательской деятельности»). Я написала «познавательное развитие» потому, чтобы легче было диагностировать.
Здравствуйте.Помогите составить развернутый план по самообразованию.Тема по самообразованию»Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Клавдия, я ответила Вам на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.