Конспект деловой игры по взаимодействию
воспитателя с музыкальным руководителем
при разучивании песен
Подалевич Ольга Федоровна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 32
г. Мончегорск Мурманской обл.
«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека».
(В.А. Сухомлинский)
Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.
Круг задач музыкального образования и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. В дошкольном учреждении музыкальное образование детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащение детей музыкальными впечатлениями.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству в ДОУ осуществляет имеющий специальное образование музыкальный руководитель в тесном взаимодействии с воспитателями, имеющими общую музыкальную подготовку.
Что означает слово «взаимодействие»? Это участие в общей образовательной деятельности, по направлениям, согласованным по задачам и способам их решения, а также совместное сотрудничество в достижении общей цели.
Что же значит «Пение»? Это значит издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальные произведения. Пение — это занятие не только приятное, но и полезное, улучшающее самочувствие, снимающее эмоциональное напряжение, и даже продлевающее жизнь.
Очевидно, что через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Систематическое использование песен-упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться в дальнейшем. Поэтому дети должны слушать музыку и петь не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности в группе, продолжая создавать ситуацию успешности.
Помочь в этом может воспитатель, который должен хорошо понимать значение пения в гармоничном развитии дошкольников. А также, учитывая принцип интеграции образовательных областей, активно взаимодействовать с музыкальным руководителем. Для этого воспитателю необходимо консультироваться с музыкальным руководителем по этим вопросам (во время тихого часа), особенно перед музыкальными занятиями.
И мы сейчас проведём деловую игру, в которой вспомним о роли воспитателя и его взаимодействии с музыкальным руководителем при разучивании песни.
Цель: Повысить уровень компетентности и профессионального мастерства педагогов в вопросах освоения задач по пению в процессе комплексного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Выявлять и транслировать лучший опыт работы педагогов по музыкальному направлению на разных этапа разучивания песен.
- Расширять знания педагогов об особенностях организации пения с детьми на музыкальных занятиях.
- Создать условия для совершенствования и саморазвития педагогов по вопросам музыкального образования дошкольников (пения в том числе).
Все вы будете в роли воспитателей. Вот здесь вам надо выбрать 1 из 3 фрагментов музыкального инструмента, собрать весь инструмент с педагогами. Это и будет ваша команда. Для каждого инструмента напечатано задание. На листах с заданием напишите кто в вашей команде. Надо подумать и ответить на вопросы устно или письменно. Побеждает команда, ответившая быстрее и объёмнее остальных.
Все мы знаем и помним, из каких разделов состоит музыкальное занятие. Один из них — пение. Цель которого — это развитие у детей певческих навыков. Я предлагаю представить этот процесс в трёх основных этапах:
1.Подготовительный этап — Знакомство с песней.
2. Основной этап — Разучивание песни.
3. Заключительный этап — Исполнение песни.
Все эти три этапа состоят из 8 занятий по разучиванию песни.
И так мы начинаем
Команда № 1. «Большой барабан»
Вопросы:
1.С какого возраста начинается работа по определению жанра, характера, выделению запева, припева песни?
- На каком занятии из 8 происходит работа по определению жанра, характера, выделению запева, припева песни?
- В чём состоит помощь воспитателя музыкальному руководителю по определению жанра, характера, выделению запева, припева песни?
- Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?
Ответы:
- Работа по определению жанра, характера, выделению запева, припева песни начинается с детьми старше средней группы.
- На 2 занятии, при повторном прослушивании песни.
- Воспитатель спрашивает детей о жанрах, помогает определить жанр и части песни, её характер и содержание. Предлагает вместе подпевать повторяющиеся строчки и припев песни, переписывает слова песни и учит их с детьми в группе.
- Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.
Команда № 2. «Баян»
Вопросы:
- С какого возраста начинается работа над чётким произношением слов песни?
- На каком занятии из 8 происходит эта работа над чётким произношением слов песни?
- Каковы действия воспитателя по работе над дикцией?
- Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?
Ответы:
- Работа над дикцией начинается со 2 младшей группы, внятно проговаривать слова дети учатся со средней группы.
- Работа над дикцией начинается на 3 занятии разучивания песни.
- На занятии по работе над дикцией воспитатель поёт все попевки, звукоподражания, участвует в работе над дикцией, как и в формировании певческих навыков. По возможности воспитатель работает над дикцией детей с логопедом.
- Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.
Команда № 3. «Валторна»
Вопросы:
- С какого возраста начинается работа над дыханием?
- На каком занятии из 8 происходит работа над дыханием ?
- Поёт ли воспитатель с детьми на занятии при работе над дыханием?
- Какие личностные качества нужны воспитателю, для развития музыкальных способностей у детей?
Ответы:
- Работа над дыханием начинается со старшей группы, хотя упражнения на дыхание можно разучивать и раньше.
- На 4 занятии по разучиванию песни желательно начинать работу над дыханием.
- На занятии при работе над дыханием воспитатель поёт вместе с детьми «цепочкой» по словам и по фразам.
- Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.
.Команда № 4. «Кларнет»
Вопросы:
- В каком возрасте активизируется работа над чистотой интонирования мелодии в песни?
- На каком занятии из 8 происходит работа над чистотой интонирования мелодии песни?
- Роль воспитателя в работе над чистотой интонирования мелодии песни?
- Какие личностные качества нужны воспитателю, для развития музыкальных способностей у детей?
Ответы:
- Начинать работу над чистотой интонирования можно со 2 мл. группы, но активность работы приходится на старший и подготовительный к школе возраст.
- Работу над чистотой интонирования на 5 занятии по разучиванию песни.
- Воспитатель подбадривает детей словом, помогает петь, если имеет хорошие вокальные данные.
- Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.
Команда № 5 «Контрабас»
Вопросы:
- С какого возраста начинается работа над пением лёгким и протяжным звуком?
- На каком занятии из 8 происходит работа над правильным звукообразованием при разучивании песни (пение лёгким и протяжным звуком)?
- Чем воспитатель помогает в достижении правильного звукообразования при разучивании песни (петь лёгким, протяжным звуком)?
- Какие личностные качества нужны воспитателю, для развития музыкальных способностей у детей?
Ответы:
- Работа над правильным звукообразованием при пении песни начинается в старшей группе.
- На 6-7 занятии по разучиванию песни.
- Воспитатель в группе закрепляет знания, полученные на занятии, учит тексты песен, поёт с детьми и на занятии, и в группе, слушает с детьми в режимные моменты песни разного характера.
- Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.
Команда № 6. «Ксилофон».
Вопросы:
- С какого возраста начинается работа над стройным, согласованным исполнением песни.?
- На каком занятии из 8 происходит работа над стройным, согласованным исполнением песни?
- Каковы действия воспитателя на занятии по работе над стройным, согласованным исполнением песни?
- Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?
Ответы:
- Работа над стройным, слаженным исполнением песни начинается со старшей группы.
- Работа над стройным, слаженным исполнением песни на 7-8 занятии разучивания песни.
- Воспитатель словом эмоционально настраивает детей, с разрешения музыкального руководителя поёт с детьми, не заглушая их пения.
- Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.
Команда № 7. «Пианино».
Вопросы:
- С какого возраста надо начинать учить детей выразительно передавать содержание песни, ее характер и настроение?
- На каком занятии из 8 происходит работа над умением выразительно передавать содержание песни, ее характер и настроение?
- Действия воспитателя при работе по выразительному исполнению песни?
- Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?
Ответы:
- Работа по выразительному исполнению песни начинается в старшей группе.
- На 7-8 занятии по разучиванию песни.
- Воспитатель обращает внимание на динамику, поёт сам и с детьми (не перекрикивая детей), и на занятии, и в группе, если имеет хорошие вокальные данные.
- Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.
Команда № 8. «Рояль».
Вопрос: Что требуется от воспитателя перед музыкальным занятием?
Ответы:
- Приглашая детей на музыкальные занятия, обратить внимание на их внешний вид, чтобы дети были подтянутыми и опрятными, в удобной обуви.
- Эмоционально подготовить детей к встрече с музыкой, организовать детей, собрать их внимание, настроить на учебный процесс.
- Знать план и тему занятия.
- Знать музыкальный репертуар своей группы.
Слово предоставляется председателю жюри.
Председатель жюри: Посовещавшись, мы решили, что все сыграли достойно. Но, немного лучше, выглядела команда (пример: «Виолончелисты»)
Вывод: Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешном осуществлении взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.