Конспект деловой игры по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем при разучивании песен

Конспект деловой игры по взаимодействию 

воспитателя с музыкальным руководителем

при разучивании песен

 

 Подалевич Ольга Федоровна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 32

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека».

(В.А. Сухомлинский)

 

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.

Круг задач музыкального образования и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. В дошкольном учреждении музыкальное образование детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также  происходит обогащение детей музыкальными впечатлениями.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству в ДОУ осуществляет имеющий специальное образование музыкальный руководитель в тесном взаимодействии с воспитателями, имеющими общую музыкальную подготовку.

Что означает слово «взаимодействие»? Это участие в общей образовательной деятельности, по направлениям, согласованным по задачам и способам их решения, а также совместное  сотрудничество в достижении  общей цели.

Что же значит «Пение»? Это значит издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальные произведения. Пение — это занятие не только приятное, но и полезное, улучшающее самочувствие, снимающее эмоциональное напряжение, и даже продлевающее жизнь.

Очевидно, что через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Систематическое использование песен-упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться в дальнейшем. Поэтому дети должны слушать музыку и петь не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности в группе, продолжая создавать ситуацию успешности.

Помочь в этом может воспитатель, который должен хорошо понимать значение пения в гармоничном развитии дошкольников. А также, учитывая принцип интеграции образовательных областей, активно взаимодействовать с музыкальным руководителем. Для этого воспитателю необходимо консультироваться с музыкальным руководителем по этим вопросам (во время тихого часа), особенно перед музыкальными занятиями.

И  мы сейчас проведём деловую игру, в которой вспомним о роли воспитателя и его взаимодействии с музыкальным руководителем при разучивании песни.

Цель: Повысить уровень компетентности и профессионального мастерства педагогов в вопросах освоения задач по пению в процессе комплексного развития детей дошкольного возраста.

  Задачи:

  1. Выявлять и транслировать лучший опыт работы педагогов по музыкальному направлению на разных этапа разучивания песен.
  2. Расширять знания педагогов об особенностях организации пения с детьми на музыкальных занятиях.
  3. Создать условия для совершенствования и саморазвития педагогов по вопросам музыкального образования дошкольников (пения в том числе).

Все вы будете в роли воспитателей. Вот здесь вам надо выбрать 1 из 3 фрагментов музыкального инструмента, собрать весь инструмент с педагогами. Это и будет ваша команда.  Для каждого инструмента напечатано задание. На листах с заданием напишите кто в вашей команде. Надо подумать и ответить на вопросы устно или письменно. Побеждает команда, ответившая быстрее и объёмнее остальных.

Все мы знаем и помним, из каких разделов состоит музыкальное занятие. Один из них —  пение. Цель которого — это развитие у детей певческих навыков. Я предлагаю представить этот процесс в трёх основных этапах:

1.Подготовительный этап  — Знакомство с песней.

2. Основной этап — Разучивание песни.

3. Заключительный этап — Исполнение песни.

Все эти три этапа состоят из 8 занятий по разучиванию песни.

И так мы начинаем

Команда № 1. «Большой барабан»

Вопросы:

1.С какого возраста  начинается   работа по определению  жанра, характера, выделению запева, припева песни?

  1. На каком занятии из 8 происходит работа по определению жанра, характера, выделению запева, припева песни?
  2. В чём состоит помощь воспитателя музыкальному руководителю по определению жанра, характера, выделению запева, припева песни?
  3. Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?

 Ответы:

  1. Работа по определению жанра, характера, выделению запева, припева песни   начинается с детьми старше средней группы.
  2. На 2 занятии, при повторном прослушивании песни.
  3. Воспитатель спрашивает детей о жанрах, помогает определить жанр и части песни, её характер и содержание. Предлагает вместе подпевать повторяющиеся строчки и припев песни, переписывает слова песни и учит их с детьми в группе.
  4. Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.

Команда № 2. «Баян»

Вопросы:

  1. С какого возраста начинается   работа над чётким произношением  слов песни?
  2. На каком занятии из 8 происходит эта работа над чётким произношением слов песни?
  3. Каковы действия воспитателя по работе над дикцией?
  4. Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?

Ответы:

  1. Работа над дикцией начинается со 2 младшей группы, внятно проговаривать слова дети учатся со средней группы.
  2. Работа над дикцией начинается на 3 занятии разучивания песни.
  3. На занятии по работе над дикцией воспитатель поёт все попевки, звукоподражания, участвует в работе над дикцией, как и в формировании певческих навыков. По возможности воспитатель работает над дикцией детей с логопедом.
  4. Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.

Команда № 3. «Валторна»

Вопросы:

  1. С какого возраста начинается  работа над дыханием?
  2. На каком занятии из 8  происходит  работа над  дыханием ?
  3. Поёт ли воспитатель с детьми на занятии  при работе над дыханием?
  4. Какие личностные качества нужны воспитателю, для развития музыкальных способностей у детей?

Ответы:

  1. Работа над дыханием начинается со старшей группы, хотя упражнения на дыхание можно разучивать и раньше.
  2. На 4 занятии по разучиванию песни желательно начинать работу над дыханием.
  3. На занятии при работе над дыханием воспитатель поёт вместе с детьми «цепочкой» по словам и по фразам.
  4. Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.

.Команда № 4. «Кларнет»

Вопросы:

  1. В каком возрасте активизируется работа  над  чистотой интонирования мелодии  в песни?
  2. На каком занятии из 8 происходит  работа над  чистотой интонирования мелодии песни?
  3. Роль воспитателя в работе над  чистотой  интонирования мелодии песни?
  4. Какие личностные качества нужны воспитателю, для развития музыкальных способностей у детей?

Ответы:

  1. Начинать работу над чистотой интонирования можно со 2 мл. группы, но  активность работы приходится на старший и подготовительный к школе возраст.
  2. Работу над чистотой интонирования на 5 занятии  по разучиванию песни.
  3. Воспитатель подбадривает детей словом, помогает петь, если имеет хорошие вокальные данные.
  4. Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.

Команда № 5  «Контрабас»

Вопросы:

  1. С какого возраста начинается работа над пением лёгким и протяжным звуком?
  2. На каком занятии из 8 происходит работа над правильным звукообразованием при разучивании песни (пение лёгким и протяжным звуком)?
  3. Чем воспитатель помогает в достижении правильного звукообразования при разучивании песни (петь лёгким, протяжным звуком)?
  4. Какие личностные качества нужны воспитателю, для развития музыкальных способностей у детей?

Ответы:

  1. Работа над правильным звукообразованием при пении песни начинается в старшей группе.
  2. На 6-7 занятии по разучиванию песни.
  3. Воспитатель в группе закрепляет знания, полученные на занятии, учит тексты песен, поёт с детьми и на занятии, и в группе, слушает с детьми в режимные  моменты песни разного характера.
  4. Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.

Команда № 6.  «Ксилофон».

Вопросы:

  1. С какого возраста  начинается  работа над стройным, согласованным исполнением песни.?
  2. На каком занятии из 8 происходит работа  над  стройным, согласованным исполнением песни?
  3. Каковы действия воспитателя на занятии по работе над стройным, согласованным исполнением песни?
  4. Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?

Ответы:

  1. Работа над стройным, слаженным исполнением песни начинается со старшей группы.
  2. Работа над стройным, слаженным исполнением песни на 7-8 занятии разучивания песни.
  3. Воспитатель словом эмоционально настраивает детей, с разрешения музыкального руководителя поёт с детьми, не заглушая их пения.
  4. Любовь к музыке, артистизм, находчивость, изобретательность, способность к творчеству, музыкальная культура, эрудиция, увлечённость профессией.

Команда № 7. «Пианино».

Вопросы:

  1. С какого возраста надо начинать учить детей  выразительно передавать содержание песни, ее характер и настроение?
  2. На каком занятии из 8 происходит работа над умением выразительно передавать содержание песни, ее характер и настроение?
  3. Действия воспитателя при работе по выразительному исполнению песни?
  4. Какие личностные качества нужны воспитателю для развития музыкальных способностей у детей?

Ответы:

  1. Работа по выразительному исполнению песни начинается в старшей  группе.
  2. На 7-8 занятии по разучиванию песни.
  3. Воспитатель обращает внимание на динамику, поёт сам и с детьми (не перекрикивая детей), и на занятии, и в группе, если имеет хорошие вокальные данные.
  4. Любовь к музыке, артистизм,  находчивость, изобретательность,  способность к творчеству,  музыкальная культура,  эрудиция,  увлечённость профессией.

Команда № 8. «Рояль».

Вопрос:  Что требуется от воспитателя перед музыкальным занятием?

Ответы:

  1. Приглашая детей на музыкальные занятия, обратить внимание на их внешний вид, чтобы дети были подтянутыми и опрятными, в удобной обуви.
  2. Эмоционально подготовить детей к встрече с музыкой, организовать детей, собрать их внимание, настроить на учебный процесс.
  3. Знать план и тему занятия.
  4. Знать музыкальный репертуар своей группы.

Слово предоставляется председателю жюри.

Председатель жюри: Посовещавшись, мы решили, что все сыграли достойно. Но, немного лучше, выглядела команда (пример: «Виолончелисты»)

Вывод: Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных за­нятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические иг­ры, используют музыкальные произведе­ния на занятиях по развитию речи, озна­комлению с окружающим.

Такая деятель­ность способствует развитию музыкаль­ности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руково­дителю сосредоточиться на исполнитель­ском мастерстве в процессе развития у до­школьников музыкального восприятия. Все это возможно при успешном осуще­ствлении взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.