Разнообразие образовательных потребностей детей и их родителей приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания дошкольного образования, в том числе к разработке дополнительных программ. В том числе, и программ кружковой работы.
Педагог детского сада самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательного учреждения, особенностей национально-культурных традиций, а также в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями.
Алгоритм разработки программы:
— анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
— определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
— изучение нормативных документов;
— разработка программно-методического комплекта;
— формирование структуры программы;
— планирование и контроль образовательного процесса;
— разработка критерий освоения программы.
Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей
Это важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.д.
Определение ценностно-целевых ориентиров
При формулировании цели следует помнить, что это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней.
Изучение нормативно-правовых документов
Прежде чем приступить к разработке программы дополнительного образования, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.
Разработка программно-методического комплекта
В данном разделе обратить внимание на следующий момент: определить особенности программно-методического комплекса, то есть указать — на основе какой программы он разработан, используется без изменений или с изменениями, комбинированная программа, авторская и т.д.
Далее необходимо обосновать выбор программно-методического комплекта:
а) соответствие цели и задачам программы;
б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям обеспечения образовательного процесса.
Программно-методический комплект целесообразно представить в виде таблицы:
1. Направление развития ребенка.
2. Возрастная группа.
3. Вид программы (комплексная, парциальная).
4. Используемые методические пособия.
5. Учебно-наглядные материалы.
Структура программы:
1.Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.
Титульный лист включает:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена программа дополнительного образования дошкольников;
— название программы дополнительного образования;
— возраст детей, на которых рассчитана программа;
— срок реализации программы;
— Ф. И. О., должность автора (авторов) программы;
— название города или населенного пункта;
— год разработки программы дополнительного образования.
Пояснительная записка раскрывает:
— направленность программы дополнительного образования;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи программы;
— возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
— сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим непосредственно образовательной деятельности;
— методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования (выставки, фестивали, конкурсы, концерты, соревнования и т.д.).
Учебно-тематический план включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на виды занятий.
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем в порядке их представления в учебно-тематическом плане. В содержании каждой темы должны быть кратко отражены основные сведения, общие понятия, которые изучаются в рамках данной темы. Названия разделов и тем в УТП должны быть идентичны названиям в содержании программы.
Методическое обеспечение программы включает дидактический материал к программе (например, каталог игр, методические разработки игр, бесед, раздаточный материал, модели, макеты и др.). Все дидактические материалы должны быть у педагога в наличии. Желательно прописать материально-техническое оснащение занятий (музыкальный центр, компьютер, атрибуты и др.)
Список литературы с указанием всех выходных данных (автор, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц). Список литературы составляется или ко всей программе, или отдельно по разделам. Если есть необходимость, то приводятся списки литературы для родителей.
Планирование может быть представлено в разных вариантах:
1 вариант: Тематический блок – Тема – Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки.
2 вариант: Тематический блок – Тема — Программное содержание (задачи) — Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки.
Разработка критерий освоения программы детьми
Процедура оценки результатов освоения программы – психолого-педагогическая диагностика, которая должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его развития по данной программе. Формы оценки – мониторинг, критериально-ориентированное тестирование, карты-характеристики и др.
Результатом обучения детей по программе является определенный уровень личностных качеств дошкольника, а также объем знаний, умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков воспитанников выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по книгам или есть сложности в их применении, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Отличный материал, все четко, структурировано, доступно, а самое главное, вдохновляющи!!! Спасибо Бэла Геннадьевна за Ваши труды!
Наталья, спасибо!
Бела Геннадьевна! Можно ли использовать данную статью для написания методических рекомендаций по определенной теме. Подскажите, пожалуйста, структуру написания методических рекомендаций. Спасибо.
Татьяна, в основном, да, можно. Структура метод. рекомендаций примерно такая: 1) тема, 2) актуальность, 3) обозначение проблемы, 4) решение проблемы (условия, формы взаимодействия, методы работы, можно диагностику, практические примеры, планирование). Вообщем, самое главное показать – как и посредством чего решать эту проблему.
Спасибо
Бела Геннадьевна, пожалуйста, еще один вопрос.Для написания мет.рекомендаций взяла тему : » Проектная деятельность как основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», но что то, на мой взгляд, в формулировке недосказано …может, лучше так: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности! Помогите, пожалуйста. (я больше склоняюсь к 1)
Татьяна, вот как раз вторая тема более грамотная методически. В начале формулировки всегда должна быть какая-то деятельность педагога (в данном случае – воспитание), а средством (т.е., при помощи чего будете воспитывать) является проектная деятельность. Главным будет воспитание (личность) ребенка, что соответствует ФГОС ДО.
Поэтому берите тему № 2.
Спасибо, Бела Геннадьевна.
Белла Геннадьевна, Здравствуйте. Мой вопрос немного не по теме, не нашла, где его можно задать. Не подскажите в какой форме нужно писать календарные планы. Можно только указывать тему, источник, задачи? Или нужно подробнее писать
Надежда, структура календарных планов в разных садах может отличаться друг от друга, так как сейчас нет единой схемы написания планов. Эту структуру утверждает старший воспитатель. Но есть общепринятая, она примерно такая:
1. Специально организованное обучение (вид занятия, тема, источник).
2. Совместная деятельность педагога с детьми (утро, прогулка, вторая половина дня).
3. Планирование самостоятельной деятельности детей.
Еще раз обращаю Ваше внимание – структура утверждается в детском саду.
Спасибо, большое
Белла Генадьевна,у меня такой вопрос обязательно специалистам(музыкальным руководителям,инструкторам по физкультуре и.т.д) писать рабочую программу?
Оксана, да, обязательно.
Белла Геннадьевна, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, соответствует ли цель моей теме по самообразованию. Тема: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством инновационных форм организации физической деятельности». Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы посредством инновационных форм организации физической деятельности.
Надежда, смысл у цели правильный. Но желательно сократить её, слишком уж длинная. Да и познавательную с мыслительной сферой здесь упоминать не надо – речь-то об оздоровлении, а не об общем развитии. К тому же повторяется 2 раза слово «деятельность». Можно так: «Укрепление здоровья и развитие двигательной активности воспитанников посредством инновационных форм организации физической деятельности».
Спасибо большое.
Бэла Геннадьевна,добрый день!Правильно ли я сформулировала тему своего аналитического отчёта для аттестации?»Формирование сенсорных представлений детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений».Я работаю постоянно с детьми 2-3 лет. И как правильно сформулировать задачи
Да, тема очень хорошая и правильная. Молодец! (Только перед словом «детей» поставьте предлог «у»). А про то, как формулировать задачи, я написала статью в рубрике «Методические подсказки». Посмотрите там, пожалуйста. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html
Бэла Геннадьевна! Делаю программы дополнительного образования. Насколько актуальны требования к структуре программы в данной статье? Смотрю, что многие сады делают программы по структуре из ФГОС. Целевой раздел, содержательный, организационный. Обидно будет, если придется потом переделывать.
Елена, при написании этой статьи я руководствовалась письмом Минобрнауки «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Поэтому всё законно. Но и структура, где целевой, содержательный и организационный разделы тоже грамотная. В этом случае ориентируйтесь на то, как пишут программы в Вашем регионе.
Спасибо!
Скажите,есть рабочая программа с родителями по доп обр
Скажите, Пожалуйста, как написать рабочую программу по допол. образованию ,кружок «Умелые ручки» в доу
Анна, Вы можете написать программу по структуре, которую я указала в этой статье (под которой мы с Вами переписываемся). А можете написать по структуре, которую всё чаще применяют: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.
Или я Вас неправильно поняла?
Бэлла Геннадьевна!Здравствуйте,Имею две рабочих программы по доп обр.Первая «Умелые ручки», вторая-«Мой край родной».Теперь руководство нам говорит, что нельзя работать по таким программам,т.к они дублируют основную образовательную программу(первую часть).Я работаю на младшей группе, как вы думаете какую тему можно выбрать?Хотя опросив родителей, родители склоняются к «Умелым ручкам».Подскажите пожалуйста ,как быть?
И ещё хотелось бы задать вопрос по самообразованию. затрудняюсь при выборе темы в младших группах (1мл,2мл).Сенсорика уже была.Развитие мелкой моторики через тестопластику было. Результат-70% Имеет ли смысл взять тему»Развитие мелкой моторики , через различные виды деятельности»,или перейти к новой теме»Гендорное воспитание детей дошкольного возраста в условиях доо».Как будет звучать тема следующего года, если продлить гендорное развитие?Подскажите пожалуйста,заранее благодарна.
Татьяна, мне кажется, что гендерное воспитание, особенно для 1 младшей группы рановато. Может быть, возьмёте всё-таки «Развитие мелкой моторики у детей раннего (или младшего дошкольного) возраста в различных видах деятельности (или в игровой деятельности). Интересная тема – «Формирование коммуникативных навыков у детей младшего (или раннего) дошкольного возраста в различных видах деятельности» или «Развитие активной речи у детей младшего (или раннего) дошкольного возраста посредством коммуникативных игр». Это не конкретно «развитие речи», а развитие общения (т.е. умения спросить, ответить, попросить и т.д.).
Насчет программы доп. образования. Вообще-то, дополнительные программы и создаются с целью РАСШИРЕНИЯ и УГЛУБЛЕНИЯ основного образовательного содержания. Поэтому тут можно поспорить с Вашим начальством (но, в том случае, если Вы полностью не дублируете ООП по этому направлению). Может, возьмёте нетрадиц. техники рисования или модное сейчас коллекционирование? Для младшего возраста подойдет коллекционирование игрушек, открыток, семейных фотографий (т.е. более-менее крупных предметов). А с фотографиями можно интересные занятия делать — находить одинаковые цвета, предметы, одежду; сочинять рассказы; считать людей и предметы; даже в игровой форме повторять позы и движения, которые на фото. Вообщем, простор для творчества.
Бэлла Геннадьевна!Огромное спасибо,какая вы молодец!!!!,что помогаете нам воспитателям.
Татьяна, спасибо Вам за похвалу!
Бэла Геннадьевна, здравствуйте!))) Тема про фотографии меня зацепила в нашей с вами переписке, про коллекционирование слышала, читала). Прочитала выше ваш ответ Татьяне и правильно ли я поняла, что и по работе с фото, и коллекционированию можно написать программу по доп.образованию??? Или это слишком узко?
Наталья, если брать по коллекционированию, то совсем не узко. Там же будет не один вид коллекционирования, а несколько (может быть, в одном направлении).
По фото, конечно, узковато. Но, если подойти с умом, да ещё завуалировано сформулировать название программы, то, думаю, что может получиться.
Бэла Геннадьевна, я уверена, что как раз Вы бы оценили такой труд педагогов!!! А вот у нас вечная проблема, умные и главные сидят по разным кабинетам((( Вы, единственный человек от которого получаешь вдохновение, после прочтения Ваших книг и комментариев хочет работать, работать и еще раз работать!!! Не устану Вас благодарить, Вы не представляете, что Вы делаете для педагогов и знаю, что каждая благодарность, здесь на сайте, она искренняя! Здоровья Вам!!!
Наталья, спасибо!!! Ну, захвалили Вы меня! Теперь буду гордиться сама собой))) А если серьёзно, то, правда, мне очень приятно слышать оценку своего труда. Спасибо!!!
Спасибо!Очень грамотно
Здравствуйте, Бела Геннадьевна! Подскажите, пожалуйста, у меня есть программа дополнительного образования по английскому языку, но после проверки департамента потребовали еще и наличие рабочей программы по тому же разделу,в качестве подраздела программы дополнительного образования. Получается дублирование одного и того же содержания. как быть, просто не понимаю.Заранее благодарна Вам.
Светлана, да, странно. Может быть, наоборот? Может быть так: главная – это рабочая программа (Вы по ней работаете на группе), а программу доп образования вставляете как часть (подраздел) в рабочую программу? Если так, то хоть более-менее понятно. Но если к программе дополнительного образования еще писать какую-то программу… (((
Честно говоря, я с этим сталкиваюсь впервые.
Светлана, я даже не знаю, что Вам ответить на это. Я удивлена и ничего не понимаю. Вы, все-таки, уточните еще раз у начальства. Не бойтесь показаться не очень умной, пусть разъяснят.
Добрый день, Бела Геннадьевна, я сама очень удивлена, так же , как и Вы. К сожалению, не могу переслать Вам исправленный их рукой документ(образец) оформления Программы дополнительного образования по английскому языку, где ими подписано: «вставить рабочую программу педагога»… Я приходила к ним два раза с различными вариантами оформления программы, но каждый раз мне подписывали карандашом- вставить рабочую программу.Нигде в интернете нет так оформленных программ, в законе об образовании требования тоже не определены. Ведь у меня с самого начала была просто рабочая программа по английскому языку, но ее надо было исправить на Программу дополнительного образования, потом еще и вставить туда какую-то рабочую программу. Нонсенс.Извините, что Вас озадачила, просто накипело.
Светлана, да, у Вас должна быть Программа дополнительного образования (для проведения занятий по анг языку). А вот с рабочей программой какое-то недопонимание.
Добрый день, уважаемая Бела Геннадьевна! Прочитала все ваши комментарии, вы такая умница. Много полезного для себя взяла. Учусь в магистратуре. скоро защита диплома. Тема моей диссертации «Управление развитием инициативы дошкольников в процессе музыкальной деятельности» как вы считаете, во второй главе должна или может быть представлена образовательная программа детского сада или можно представить парциальную программу по данной теме , указав конкретный возраст детей, например, 5-7 лет? Что -то я в раздумьях. помогите, пожалуйста.
Валентина, я Вам ответила на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.
Добрый день, Белла Геннадьевна. У нас в саду почти каждый педагог ведет какой-нибудь кружок, у каждого должна быть программа (они и есть в принципе), вопрос в том, как происходит процедура утверждения программы кружка?Кто утверждает? А если программу тупо скачали с интернета, как быть? Заранее спасибо!
Юлия, утверждает программу дополнительного образования (программу кружка) заведующий.
Насчет плагиата. Сейчас, к сожалению, такая проблема сопровождает всех и везде. Думаю, что 50% плагиата ещё можно допустить, но не больше.
Добрый день! У меня вот такой вопрос. Нам сказали, что ружковая работа должна вестись только по методичке, приобретенной в магазине. Самим писать программу кружка нельзя, чтобы работать по ней. Приобретаете методичку и по ней пишите программу. Цели и задачи все оттуда. Правомерно ли это?
Бэла Геннадьевна, большое спасибо за полезный, грамотный материал. Удачи Вам и успехов.
Тамара! Спасибо Вам за теплые слова! Заходите почаще!
Здравствуйте! Спасибо за подробную статью. Отправила её методисту по дошкольному воспитанию. Работаю в методическом центре, и нас обязали писать рецензии на рабочие программы дополнительного образования. Подскажите, как это сделать, что в таком документе должно быть отражено? Спасибо
Ольга, сейчас единого образца в написании рецензий нет, поэтому я Вам пишу примерный образец.
1.Представленная к рецензированию программа направлена … 2. Актуальность и новизна. 3.Соответствие цели и задач содержанию. 4. Научно-теоретическое обоснование. 5. Соответствие УТП. 6. Характеристика методов и форм взаимодействия. 7. Наличие мониторинга освоения программы. 8 . Литература. 9. Вывод
Добрый вечер! Спасибо Вас ОГРОМНОЕ! С наступающими праздниками! Здоровья, душевного благополучия и творческих успехов!
Спасибо Вам за пожелания! И Вам всех благ! С наступающими праздниками!
Белла Геннадьевна, на Ваш взгляд как будет правильно программа дошкольного образования образовательная или общеобразовательная?
Готовимся к лицензированию. У нас звучит так: основная образовательная программа дошкольного образования. Правильно ли это.Спасибо
Татьяна, да, правильно: основная образовательная программа дошкольного образования.