Как разработать программу дополнительного образования в ДОУ

дет сад

Разнообразие образовательных потребностей детей и их родителей приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания дошкольного образования, в том числе к разработке дополнительных программ. В том числе, и программ кружковой работы.

Педагог детского сада самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательного учреждения, особенностей национально-культурных традиций, а также в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями.
Алгоритм разработки программы:
— анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
— определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
— изучение нормативных документов;
— разработка программно-методического комплекта;
— формирование структуры программы;
— планирование и контроль образовательного процесса;
— разработка критерий освоения программы.

Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей
Это важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.д.

Определение ценностно-целевых ориентиров
При формулировании цели следует помнить, что это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней.

Изучение нормативно-правовых документов
Прежде чем приступить к разработке программы дополнительного образования, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

Разработка программно-методического комплекта
В данном разделе обратить внимание на следующий момент: определить особенности программно-методического комплекса, то есть указать — на основе какой программы он разработан, используется без изменений или с изменениями, комбинированная программа, авторская и т.д.
Далее необходимо обосновать выбор программно-методического комплекта:
а) соответствие цели и задачам программы;
б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям обеспечения образовательного процесса.
Программно-методический комплект целесообразно представить в виде таблицы:
1. Направление развития ребенка.
2. Возрастная группа.
3. Вид программы (комплексная, парциальная).
4. Используемые методические пособия.
5. Учебно-наглядные материалы.

Структура программы:
1.Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список литературы.

Титульный лист включает:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена программа дополнительного образования дошкольников;
— название программы дополнительного образования;
— возраст детей, на которых рассчитана программа;
— срок реализации программы;
— Ф. И. О., должность автора (авторов) программы;
— название города или населенного пункта;
— год разработки программы дополнительного образования.

Пояснительная записка раскрывает:
— направленность программы дополнительного образования;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи программы;
— возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
— сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим непосредственно образовательной деятельности;
— методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования (выставки, фестивали, конкурсы, концерты, соревнования и т.д.).

Учебно-тематический план включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на виды занятий.

Содержание программы раскрывается через краткое описание тем в порядке их представления в учебно-тематическом плане. В содержании каждой темы должны быть кратко отражены основные сведения, общие понятия, которые изучаются в рамках данной темы. Названия разделов и тем в УТП должны быть идентичны названиям в содержании программы.

Методическое обеспечение программы включает дидактический материал к программе (например, каталог игр, методические разработки игр, бесед, раздаточный материал, модели, макеты и др.). Все дидактические материалы должны быть у педагога в наличии. Желательно прописать материально-техническое оснащение занятий (музыкальный центр, компьютер, атрибуты и др.)

Список литературы с указанием всех выходных данных (автор, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц). Список литературы составляется или ко всей программе, или отдельно по разделам. Если есть необходимость, то приводятся списки литературы для родителей.

Планирование может быть представлено в разных вариантах:
1 вариант: Тематический блок – Тема – Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки.
2 вариант: Тематический блок – Тема — Программное содержание (задачи) — Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки.

Разработка критерий освоения программы детьми
Процедура оценки результатов освоения программы – психолого-педагогическая диагностика, которая должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его развития по данной программе. Формы оценки – мониторинг, критериально-ориентированное тестирование, карты-характеристики и др.

Результатом обучения детей по программе является определенный уровень личностных качеств дошкольника, а также объем знаний, умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков воспитанников выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по книгам или есть сложности в их применении, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

24 комментариев к записи “Как разработать программу дополнительного образования в ДОУ”

  1. Наталья:

    Отличный материал, все четко, структурировано, доступно, а самое главное, вдохновляющи!!! Спасибо Бэла Геннадьевна за Ваши труды!

  2. Татьяна:

    Бела Геннадьевна! Можно ли использовать данную статью для написания методических рекомендаций по определенной теме. Подскажите, пожалуйста, структуру написания методических рекомендаций. Спасибо.

    • admin:

      Татьяна, в основном, да, можно. Структура метод. рекомендаций примерно такая: 1) тема, 2) актуальность, 3) обозначение проблемы, 4) решение проблемы (условия, формы взаимодействия, методы работы, можно диагностику, практические примеры, планирование). Вообщем, самое главное показать – как и посредством чего решать эту проблему.

  3. Татьяна:

    Бела Геннадьевна, пожалуйста, еще один вопрос.Для написания мет.рекомендаций взяла тему : » Проектная деятельность как основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста», но что то, на мой взгляд, в формулировке недосказано …может, лучше так: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности! Помогите, пожалуйста. (я больше склоняюсь к 1)

    • admin:

      Татьяна, вот как раз вторая тема более грамотная методически. В начале формулировки всегда должна быть какая-то деятельность педагога (в данном случае – воспитание), а средством (т.е., при помощи чего будете воспитывать) является проектная деятельность. Главным будет воспитание (личность) ребенка, что соответствует ФГОС ДО.
      Поэтому берите тему № 2.

  4. Надежда:

    Белла Геннадьевна, Здравствуйте. Мой вопрос немного не по теме, не нашла, где его можно задать. Не подскажите в какой форме нужно писать календарные планы. Можно только указывать тему, источник, задачи? Или нужно подробнее писать

    • admin:

      Надежда, структура календарных планов в разных садах может отличаться друг от друга, так как сейчас нет единой схемы написания планов. Эту структуру утверждает старший воспитатель. Но есть общепринятая, она примерно такая:
      1. Специально организованное обучение (вид занятия, тема, источник).
      2. Совместная деятельность педагога с детьми (утро, прогулка, вторая половина дня).
      3. Планирование самостоятельной деятельности детей.
      Еще раз обращаю Ваше внимание – структура утверждается в детском саду.

  5. Надежда:

    Спасибо, большое

  6. Оксана:

    Белла Генадьевна,у меня такой вопрос обязательно специалистам(музыкальным руководителям,инструкторам по физкультуре и.т.д) писать рабочую программу?

  7. Надежда:

    Белла Геннадьевна, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, соответствует ли цель моей теме по самообразованию. Тема: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством инновационных форм организации физической деятельности». Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы посредством инновационных форм организации физической деятельности.

    • admin:

      Надежда, смысл у цели правильный. Но желательно сократить её, слишком уж длинная. Да и познавательную с мыслительной сферой здесь упоминать не надо – речь-то об оздоровлении, а не об общем развитии. К тому же повторяется 2 раза слово «деятельность». Можно так: «Укрепление здоровья и развитие двигательной активности воспитанников посредством инновационных форм организации физической деятельности».

  8. Надежда:

    Спасибо большое.

  9. Аноним:

    Бэла Геннадьевна,добрый день!Правильно ли я сформулировала тему своего аналитического отчёта для аттестации?»Формирование сенсорных представлений детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений».Я работаю постоянно с детьми 2-3 лет. И как правильно сформулировать задачи

  10. Елена:

    Бэла Геннадьевна! Делаю программы дополнительного образования. Насколько актуальны требования к структуре программы в данной статье? Смотрю, что многие сады делают программы по структуре из ФГОС. Целевой раздел, содержательный, организационный. Обидно будет, если придется потом переделывать.

    • admin:

      Елена, при написании этой статьи я руководствовалась письмом Минобрнауки «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Поэтому всё законно. Но и структура, где целевой, содержательный и организационный разделы тоже грамотная. В этом случае ориентируйтесь на то, как пишут программы в Вашем регионе.

  11. Анна:

    Скажите,есть рабочая программа с родителями по доп обр

  12. Анна:

    Скажите, Пожалуйста, как написать рабочую программу по допол. образованию ,кружок «Умелые ручки» в доу

    • admin:

      Анна, Вы можете написать программу по структуре, которую я указала в этой статье (под которой мы с Вами переписываемся). А можете написать по структуре, которую всё чаще применяют: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.
      Или я Вас неправильно поняла?