Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений

Из опыта работы

«Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений»

 

                                                                                Сорокина  Ирина Олеговна,

                                воспитатель логопедической группы МБДОУ № 14,

 г. Ярцево Смоленской области

 

 Особое место в педагогической деятельности отводится организации экспе­риментальной деятельности по формированию элементар­ных математических представлений. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Учит логике, оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления.

В формировании математических представлений я использую новые подходы в работе с детьми и с семьей по реализации программных задач всестороннего раз­вития дошкольников. В настоящее время я работаю с детьми подготовительной группы, используя программу математического развития «Раз — ступенька, два ступенька», Л.Г. Петерсон, Н.Г. Холиной. Этот курс представляет собой состав­ную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и ос­новной школы, которая разработана в Ассоциации «Школа 2000…» с позиции комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интере­сов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Ребёнок в дошкольном возрасте отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно ра­но. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свой­ствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, из­мерить

Как строилась работа по экспериментально-исследовательской деятельности

1. Сначала были намечены пути эффективного развития познавательной активности дошкольников. Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, пре­поднося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше, или где это узнать, искать мате­риал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социаль­ных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, по­лучать какой-либо результат.

Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельно­сти ребенка в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим наруше­ниям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса.

Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять. Все время пребывание ребенка в детском саду должно быть развивающим.

2. Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения

Это и самообразование по организации детской экспериментальной работы, и копилка педагогических идей, и обмен опытом среди педагогов ДОУ по внедре­нию детских исследовательских проектов в воспитательно-образовательный про­цесс с целью активного участия в них воспитанников ДОУ

3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в це­лях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.

Конкретные дела в стенах детского сада всегда значимы для ребенка. Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окру­жающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.

Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее эмоционально отзывчи­вы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному уга­санию познавательной мотивации.

Чтобы не было таких явлений с моими воспитанниками, были разработаны и реализованы семейные исследовательские проекты «Домашнее эксперимен­тирование: по измерению длинны предметов, объемов жидких и сыпучих веществ». В результате в большом выигрыше оказались дети, потому что это положительно сказалось на достижениях детей и в познавательной деятельности, и в бытовых навыках.

4. Предметно-развивающая среда в группе и детском саду должна слу­жить зоной опережающего развития детей.

Специально созданная предметно-развивающая среда в ДОУ, способствует опосредованному обучению и развитию познавательной активности детей и под­держания интереса к экспериментальной деятельности:

  • Уголок экспериментирования в группе, оборудованный с учетом опре­деленных требований к оформлению и содержанию.
  • Центры познавательного развития в ДОУ, где дети получают допол­нительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, со­циальной жизни, истории человека, истории своей страны, по основам безопасности жизни

Здесь дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстни­ками, или заниматься самостоятельным творчеством.

Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей в группе:

  1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их экспери­ментами, исследованиями, опытами, наблюдениями.
  2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощ­ряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному эксперименти­рованию.
  3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой дея­тельности детей.
  4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми исследовательскую деятельность самостоятельно в свободное время.
  5. Использование «Уголка экспериментирования» для долгосрочных исследова­тельских работ.
  6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследова­ниям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят уз­нать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
  7. Разработка методов стимулирования и поощрения детей — активных исследова­телей.
  8. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних усло­виях.

Критерии эффективности детской экспериментально- исследовательской деятельности

(в рамках исследовательского проекта)

1.Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

2.Самостоятельность и добровольность участия в экспериментальной деятельности.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликат­ны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это бу­дет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и при­ходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это ре­зультат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследова­тельской работы детей оцениваются, чтобы поднять самооценку в глазах само­го ребенка и в кругу сверстников.

Педагогическая польза от исследовательских проектов, несомненно, боль­ше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными те­мами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свой­ства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.

Развитие способности детей экспериментировать представляет со­бой определенную систему, в которую включаю демонстрационные опыты, осуществляемые со мной:

  • в специально организованных видах деятельности,
  • в наблюдениях,
  • лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в про­странственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.)

Первоначально дети учились и учатся экспериментировать в специально орга­низованных видах деятельности под моим руководством, затем необходимые ма­териалы и оборудование для проведения опыта выносятся в пространственно-­предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент должен отвечать сле­дующим условиям:

  • Максимальная простота конструкции приборов и правила обращения с ними;
  • Безотказность действия приборов и однозначность получаемых резуль­татов;
  • Показ только существенных сторон явлений или процесса;
  • Отчетливая видимость изучаемого предмета;
  • Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента

В процессе экспериментирования предлагаю ребенку ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я делаю именно так, а не иначе», «Зачем я это делаю», «Что хочу узнать, что получить в результате».

Знакомство детей с новым материалом осуществляю на основе деятельностно­го подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, а я только подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поис­ковые действия.

Эксперимент позволяет знакомить с конкретными исследовательскими мето­дами, различными способами измерений, с правилами техники безопасности при его проведении.

Задачи экспериментирования в формировании элементарных математиче­ских представлений:

  1. Формировать умение сравнивать, измерять предметы и различные вещества, самостоятельно находить решения поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
  2. Формировать умение анализировать, делать выводы, умозаключения, устанавливать взаимосвязи, закономерности.

В подготовительной к школе группе формирую умение детей измерять длину предметов об­щепринятыми единицами. Но прежде, чем приступить к такому измерению, на­поминаю детям известные способы сравнения и организую экспериментальную работу по определению длины предметов путем наложения (приложения) поло­сок. В ходе экспериментально-практической деятельности перед детьми ставлю задачу: определить, сколько таких мерных полосок можно положить вдоль длинной стороны стола.

Демонстрирую и объясняю:

— нельзя накладывать одну полоску на другую, так как одно и то же рас­стояние окажется измеренным несколько раз;

— нельзя оставлять отступ между краями двух полосок, т.к. расстояние между ними остается неизмеренным;

— если полоски укладывать неровно по краю стола, то их можно поло­жить больше, чем нужно, и результат измерения окажется непра­вильным

 Экспериментирование по выкладыванию полосок при измерении длины, ши­рины и высоты предметов проводится в течение нескольких занятий. На этом эта­пе полоски являются единицами измерения. Результаты отражаются в речевых высказываниях: «Ширина стола равна шести полоскам».

 Исследование с помощью мерки-полоски, передвигая ее вдоль поверхности и фиксируя края мелом или карандашом, можно проводить только тогда, когда, де­ти поймут, зачем нужно соблюдать все условия измерения, т.е. начнут видеть точку отсчета.

 Большое значение для создания положительной мотивации к измерению имеют практические ситуации:

Перед детьми ставится задача: определить, можно ли поставить стол к стене между двумя шкафами, уместится ли он там? Решение этой проблемы становится опосредованное сравнение длины стола и стены.

  Далее организую практическую работу, наглядно это подтверждающую. На­пример, необходимо определить на глаз расстояние в шагах от окна до двери и проверить свои предположения. Детей подвожу к выводу: чем длиннее шаг, тем меньше шагов надо сделать. Каждый ребенок проговаривает, сколько шагов он делает от окна до двери. Часто оказывается, что вдоль измеряемой поверхности не укладывается равное количество мерок. Вместе с детьми делаем вывод, что изме­ренная длина содержит столько-то целых мерок и «еще немного».

Затем детей знакомлю с общепринятыми единицами измерения: сантиметр, метр. На последующих занятиях идет практическая работа с использованием ли­нейки и метра.

 Большое значение для сенсорного и интеллектуального развития имеет изме­рение объема жидких и сыпучих тел, объясняя детям, что измерить можно не только длину (ширину и высоту), по и вместимость сосудов.

Измерение объема сыпучих и жидких веществ

В процессе измерения жидких и сыпучих тел формирую знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов.

В связи с этим демонстрируется посуда разной формы, но одинаковой вме­стимости, например, равная по емкости стакан, чашка, бутылка, мера стакана в этом случае будет служить эталоном для определения емкости другой посуды. Далее организуется практическая работа по измерению объема различ­ных предметов с помощью условной мерки — стакана. Для этого используется во­да (ее можно подкрашивать) или крупа.

Важно, чтобы дети соблюдали правила измерения:

— мерка должна быть полной;

— переливать или пересыпать содержимое нужно аккуратно,

— не разливать воду,

— не рассыпать крупу.

Таким образом, в процессе практических действий дети запоминают, что при измерении вместимости посуды они определяют ее объем. Действия по изме­рению объема каждый ребенок должен проделывать самостоятельно. Дальше предлагаю определить, сколько стаканов или чашек воды уместиться в одной и той же банке. Это дает возможность показать относительный характер числа. В один сосуд может войти 4 стакана или две чашки воды. Дети делают вывод: «Чем больше выбранная мерка, тем меньше их количество уместиться в одном и том же объеме».

Затем можно приступить к выполнению опытно-практических заданий. Вме­сте с детьми подбираем несколько сосудов разной емкости, например низкий кувшин с широким основанием, высокую и низкую вазу, бутылки разного объема, и предлагаю определить на глаз вместимость каждого из них. После этого все со­суды наполняются водой, их вместимость измеряется стаканом.

Измерение массы

В подготовительной к школе группе организую работу, направленную на разви­тие чувства веса. Барическое чувство (чувство веса) формируется в процессе взвешивания различных предметов на ладонях. Сначала, подбираются контраст­ные по тяжести предметы, постепенно контрастность уменьшается. Дети учатся обозначать полученные результаты словами «тяжелый и легкий», «тяжелее и лег­че». Предметно-практическая деятельность позволяет показать относительность этих понятий: любой предмет может быть тяжелее одного, но легче другого. Про­водим сравнение одинаковых форме и величине, но разных по тяжести предметов, например, кубиков, сделанных из дерева, металла, поролона, или полной и пустой чашек. Независимость массы от размера предметов подчеркивается при сравне­нии воздушного шара и маленького металлического шарика. Детям объясняю, что для точного определения тяжести используются весы. На практических занятиях дети убеждаются, что чаша с тяжелым предметом опускается вниз с легким — поднимается вверх. Если предметы одинаковые по тяжести, то чашки весов ока­зываются уравновешенными. Для закрепления исследуемого материала органи­зуются дидактические игры. Например, предлагаю найти в групповой комнате и назвать предметы легче, чем кубик, а затем проверить правильность выполнения задания с помощью весов.

Исследование математических проблем провожу не только на занятиях по ма­тематике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, в пространственно-временные отношения и сравнения величин можно связать с материалом по изу­чению окружающего мира. На занятиях по изобразительному искусству для деко­ративного рисования можно ввести поиск закономерности, понятие ритма в узоре, составления узора из геометрических фигур. Установленные на занятиях связи и отношения закрепляются во время прогулок в естественной и непринужденной форме, в индивидуальной работе.

Одним из показателей эффективности моей работы по эксперимен­тально-исследовательской деятельности с воспитанниками выступает высокий уровень готовности детей к обучению в школе. Это помогает детям безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения, сохранять стабильность детского коллектива, осваивать программу 1-го класса. По мнению педагогов школы, выпускников моей группы отличает развитие познавательных способностей, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, обучаясь в начальной школе, они становятся активными участниками интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад школьных олимпиад.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.