Конспект сюжетно-ролевой игры
«Транспорт в нашем районе»
для детей средней группы
Чернавина Ольга Владимировна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Цель: Предупредить детский дорожно-транспортный травматизм через организацию сюжетно-ролевой игры «Транспорт в нашем районе».
Задачи
1. Уточнить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах, о назначении светофора.
2. Расширять знания детей о транспорте.
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4 . Закрепить знания о профессиях (водитель, инспектор ГИБДД).
Предварительная работа: Беседа о ПДД.
Дидактические игры: «Найди безопасный маршрут», «Собери машину», «Правильно перейти дорогу».
Чтение худ. литературы: Б. Житков «Шофёр», «Что я видел», М. Калинина «Как ребята переходили улицу.
Ход игры:
Воспитатель:
Все сюда скорей спешите.
И друзей с собой зовите.
Здесь не станем мы скучать,
Дружно будем все играть.
— Сейчас мы с вами отправимся по улицам нашего района и узнаем, где живет специальный транспорт. Отправимся мы на автобусе. Скажите, а кто управляет автотранспортом?
— Правильно! Водители!
— А каким должен быть водитель?
Дети: Внимательным, осторожным. Он должен знать и выполнять правила дорожного движения.
Воспитатель: Эта профессия важна и нужна всем людям. Водитель встает очень рано, когда вы еще спите, и отправляется на работу. Возвращается с работы водитель очень поздно, когда многие уже спят. Чтобы выехать в рейс машина должна быть исправна — для этого есть механики, которые следят за машиной и ремонтируют ее, если она ломается, накачивают колеса. И без бензина машина не отправится в путь.
— А теперь отгадаем загадки о транспорте .
Пожарная машина
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар! (выбираем водителя)
Легковой автомобиль
Легковой автомобиль,
По дороге мчится.
А за ним густая пыль
Тучею клубится! (выбираем водителя)
Скорая помощь
На белой машине с красным крестом
Доктор примчится к больным в каждый дом.
Машина поедет с сиреной, мигая,
Нужна неотложно служба такая!
Другие машины ей путь уступают.
Скорую помощь все граждане знают! (выбираем водителя)
Пожарная машина
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар! (выбираем водителя)
Грузовик
Грузовик привёз нам грузы:
Три початка кукурузы,
Половинку кирпича,
Два проколотых мяча,
Ржавый гвоздик, медный таз —
Разгружали целый час.
Но даже если кузов пуст,
Грузовик от слова «груз». (выбираем водителя)
Автобус
Вот на шинах из резины
Подкатился странный дом.
Остановка опустела.
Все у домика внутри.
Ух, теперь еще полдела –
По домам всех развести. (выбираем водителя)
Инспектор ГАИ
Машины непослушные
Он в ровный ряд построит,
И знают нарушители,
Что спорить с ним не стоит.
Следит он за порядком
Обгона, поворота.
Сигналы светофора
Не пропустил ли кто-то?
Он главный на дороге.
Он важный, как директор.
И смотрит взглядом строгим
На всех автоинспектор. (выбираем инспектора)
ГИБДД
Кто контроль осуществляет,
Правила не нарушает,
За движением следит,
Если надо пожурит.
Это ГИБДД наш помощник он везде.
(Выбираются дети на роли шофера, механиков, автозаправщика, инспектора ГАИ).
Строим автобус из стульчиков.
Воспитатель: Механик проверяет весь ли транспорт в порядке. Автозаправщик заправляет бензином. Остальные становятся пассажирами и садятся в автобус. Все пристегиваемся…
Есть брючный ремень, чтоб держались штанишки,
Ремень для часов и застежка для книжки.
В машине, ты знаешь, есть тоже ремни.
Случится беда — нам помогут они!
Воспитатель: Начинаем движение. Едем по улице Гидромонтажная, Впереди перекресток и светофор (горит красный свет). Можем продолжать движение?
Дети поясняют как будем действовать.
Воспитатель: Правильно будем ждать зеленый. Двигаемся дальше. Магазин «Холидей» ждет товары. Какой транспорт может доставить груз? (ответы детей.)
Воспитатель: Наш грузовик доставит груз в магазин. Проезжаем по улице Варшавская. Подстанция «скорой помощи». Выходит врач и говорит, что ему нужно ехать на неотложный вызов, а машина сломалась. На каком автомобиле может ехать врач? (Ответы детей)
Воспитатель: Машина «скорой помощи» осуществляет доставку врача к больному.
— Следуем дальше, выезжаем на улицу Печатников. Около «пожарной части» стоит знак (пешеходный переход), около него стоят люди. Они хотят перейти дорогу. Вопрос: что это за знак, и можно ли здесь переходить дорогу. (Ответы детей).
Воспитатель: Вопрос для водителя «легкового автомобиля»: должен ли он пропустить пешеходов на пешеходном переходе? (Ответ водителя).
— Верно, водители обязаны пропустить пешехода на пешеходном переходе. — Подъезжаем к «пожарной части», здесь стоят пожарные машины заправленные водой, готовые на вызов. А наша пожарная машина готова на вызов?
Воспитатель: Дальше улица Энгельса. Отделение полиции. Входит инспектор дорожно-патрульной службы. Автобус останавливается. Обращается к водителю и пассажирам.
Инспектор: Сегодня на дорогах нашего города проходит рейд «Знаете ли вы правила дорожного движения?» И вы будете ее участниками. (Инспектор задает детям задания по правилам дорожного движения.(в конверте передает воспитателю):
- Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (Светофор).
Давайте выйдем из автобуса и поиграем в подвижную игру «Светофор».
(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются).
- А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?
- Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?
Инспектор: Ну вот, молодцы вы, ребята! Теперь можем ехать, в добрый путь!
Воспитатель: Мы с вами объехали все пункты специальной помощи. Где мы были? (Ответы детей). Там и живут специальные машины.
— Как быстро закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Наш сад находится тоже не улице Энгельса. Но ребята здесь тоже есть дорожный знак (осторожно дети). Как он называется? (Ответы детей).
Воспитатель: Все верно!
Будем помнить мы всегда
Правила движения.
И не станем никогда
Делать нарушения!
— Теперь можем построить город из кубиков и продолжить игру на ковре с машинками.