Русский поэт

Конспект образовательной деятельности

«Русский поэт»

для детей старшей группы

         Саукова Татьяна Юрьевна,

воспитатель МБДОУ ОЦ «Горностай»,

дошкольное отделение,

г. Новосибирск

Цель: Приобщать к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

Развивать интерес к литературному творчеству М.Ю.Лермонтова.

Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

Продолжать формировать представления о русских писателях и поэтах; интерес к окружающему миру.

Развивать эмоциональную сферу, умения воспринимать художественные произведения; память, внимание; конструктивные навыки; речевую активность.

Воспитывать гордость за лучших представителей русской литературы прошлого века.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Словарная работа: Активизация словаря по теме «Русские писатели и поэты» -стихотворение, рифма, поэтичность, название стихов М.Ю.Лермонтова и их героев.

Оборудование: Портрет М.Ю.Лермонтова; книги произведений М.Ю.Лермонтова; иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова;

аудиозапись стихов; мяч; чистые листы для оригами, фломастеры, карандаши, восковые мелки.

Предварительная работа: Чтение и рассказывание произведений

М.Ю. Лермонтова; беседы о русских писателях (И.Крылове, , Л.Толстове, С.Есенине, и др.); рассматривание картин; просмотр мультфильмов по стихам  поэта.

Работа с родителями: Заучивание стихотворений «Ангел» и «Утес» и участие с ними в конкурсе исполнителей.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Мы с вами знаем много стихов и сказок наших великих поэтов. И невозможно представить русскую литературу без такого поэта, как М.Ю. Лермонтов. Сегодня это имя знакомо каждому. Некоторые произведения Лермонтова понятны уже детям вашего возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание, позволяют взглянуть на мир с другой, поэтичной стороны

М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии.  Принадлежало оно  бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Бабушка Лермонтова была очень богатой. Она была умна, образованна,  внука своего любила без памяти, и Миша тоже любил свою бабушку. В поместье его окружали любовью и заботами. Бабушка старалась, чтобы маленькому Михаилу Юрьевичу было не скучно расти. Однажды она даже приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка. Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он знал немецкий и французский языки. Все, кто хорошо знал будущего великого поэта, рассказывали, что был он невысокого роста, но очень сильный.

Но сколько бы забот не вкладывала бабушка во внука, мальчик все равно чувствовал себя одиноко. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили внезапно и неизвестно откуда.

Позднее это скажется в его стихах.

Чтение «И скучно и грустно»,

Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму.

Однажды гости привезли механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, маленький Лермонтов послушал ее пение и сказал:
«Эта птичка хороша,
У нее поет душа».

Еще в детстве маленький Лермонтов полюбил военные игры. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Видимо поэтому поэт решил стать военным.

Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика,но на всю жизнь Кавказ оставил в сердце поэта неизгладимое впечатление. Впечатления от природы Кавказа, от жизни горного народа легли в основу многих произведений Лермонтова. Такие как «Горные вершины», «Утес», «Листок»,  Вдохновленный жизнью на Кавказе Михаил Лермонтов окончил Московскую юнкерскую школу. А когда он  впервые надел офицерский костюм, бабушка заказала художнику парадный портрет внука. Михаил Юрьевич писал не только стихи, он еще и очень хорошо рисовал. Он рисовал природу тех мест, где он бывал. А еще хорошо писал портреты и вот вы видите его автопортрет.

Там же, на Кавказе, 13 июля 1841 года произошло трагическое событие. Лермонтова вызвал на дуэль молодой офицер Мартынов, где Лермонтов был смертельно ранен.

Михаил Юрьевич был похоронен на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки поэт был перезахоронен в Тарханах в фамильном склепе.

Вот так печально закончилась жизнь и творчество выдающегося поэта, музыканта, художника М.Ю. Лермонтова.

Много замечательных произведений он создал за свою недолгую жизнь.

Чтение стихотворения «Ангел» (Таисия Г.)

Чтение стихотворения «На Севере диком…»(Аркадий З.)

Показ детского рисунка по стихотворению «На Севере диком…».

А сейчас мы с вами поиграем!  (Дети образуют круг на ковре. Воспитатель читает строчки из произведений М.Ю. Лермонтова, которые они знают, и бросает мяч игроку. Игрок должен вспомнить название произведения, и вернуть мяч воспитателю).

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?… («Бородино»)

Тучки небесные, вечные странники!… («Тучи»)

По небу полуночи ангел летел…(Ангел)

На Севере диком стоит одиноко…(Сосна)

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)

Давайте мы с вами сложим оригами «Парус» и раскрасим его.

Когда вы станете постарше, обязательно прочтите и другие замечательные произведения. А мы будем помнить о талантливом человеке!


Рисунок по стихотворению “На Севере диком…”
Выполнил Захаров Аркадий, 6 лет.

Используемые источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki
    2. https://mikhaillermontov.ru/biography.htm
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.