Навстречу музыке

Из опыта работы

«Навстречу музыке»

Фралкова Елена Кирилловна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 224,

Набиуллина Вера Юрьевна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 320,

г. Красноярск

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) говорится о том, что дошкольное образование (ДО) стало первой ступенью общего образования. Одним из целевых ориентиров в модернизации системы ДО выступает его личностно-ориентированная направленность, в том числе посредством художественно-эстетического воспитания, являющегося, в свою очередь, одним из основных средств духовно-нравственного и культурного развития личности.

     В дошкольной педагогике под художественно-эстетическим воспитанием дошкольников понимается целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве и окружающей жизни, формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать эстетически окрашенные образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности. Процесс формирования художественно-эстетической культуры у дошкольников опирается на идеи, которые содержательно определяются ФГОС ДО.

     При проведении музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении решаются задачи музыкально-эстетического воспитания детей, которые способствуют развитию и формированию интегративных качеств личности, умению соотносить выразительность музыки с окружающей ребенка жизнью в ходе общения и взаимодействия с природой, взрослыми, сверстниками.

Основные задачи музыкально-эстетического воспитания дошкольников направлены на формирование основ эстетической культуры, что предполагает:

— развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

— обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);

— расширение знаний в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;

— развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей;

—  воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;

— овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в музыкально-игровой деятельности.

    В чем же заключена ценность музыкально-эстетического воспитания дошкольников? Музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста отличается от других видов эстетической деятельности своим эмоционально-чувственным и художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки, раскрытия её личностного смысла с целью творческой самореализации личности.  В общественном сознании музыка, как искусство, представляет собой ярко выраженное эстетическое явление, которое вбирает в себя общечеловеческие и личностные смыслы. Эстетическое содержание в музыке переходит в художественный образ и возникает при его восприятии. Благодаря художественной форме воспитательное воздействие музыки на ребёнка происходит ненавязчиво.

       Л. С. Выготский отмечал, что музыкальное искусство глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – воображение, чувства, мысли, волю. В результате происходит «эстетический эффект», который представляет собой переработку услышанной звуковой информации, через эмоциональное проникновение во внутренний мир ребёнка, в его личные отношения к действительности и к самому себе. Ребёнок, накапливая опыт восприятия музыки, постепенно становится способен воспринимать и ценить художественные музыкальные образы и красоту жизненной реальности, которая отражается в произведении, а в дальнейшем дополнять содержание музыкального образа личностно значимыми переживаниями, мыслями, представлениями. Так формируется эстетическая культура дошкольника, которая сохраняется у него на всю жизнь.  Такое единство объективного и субъективного начал в восприятии и постижении художественных образов музыкального искусства позволяет актуализировать задачу художественно-эстетического развития ребёнка в процессе формирования основ музыкально-эстетической культуры дошкольников.

Приоритетным видом деятельности МБДОУ № 224 г. Красноярска является художественно-эстетическое развитие детей. И, соответственно, в детском саду ведется постоянная планомерная работа по данному направлению. Педагогами художественно-эстетического развития используются разные виды детской деятельности, способствующие развитию творческих способностей детей через интеграцию разнообразных видов искусства. Помимо детей, активными участниками педагогического процесса являются воспитатели всех возрастных групп ДОУ, и родители воспитанников, которые с огромным удовольствием включаются в творческую деятельность.

Однако, несмотря на успешно проводимую работу, музыкальный руководитель детского сада Елена Кирилловна Фралкова стала искать возможность разнообразить формы музыкально-эстетической деятельности с воспитанниками. Хотелось найти актуальный и эффективный способ работы с детьми. И он нашелся. Сотрудничество с Красноярским колледжем искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Елена Кирилловна обратилась в колледж с предложением о совместном создании условий для эстетического воспитания и музыкального развития детей МБДОУ № 224 силами педагогов детского сада и педагогов, студентов Колледжа искусств. Предложение было с энтузиазмом принято. И вот уже в течение 10 лет осуществляется плодотворное сотрудничество между двумя творческими коллективами, которое переросло в многолетнюю дружбу.

Этот совместный проект был назван «Навстречу музыке». Невозможно недооценить значение «живого» соприкосновения дошкольников с миром музыки: те впечатления и эмоциональные переживания, которые ребята получают от концертов, проводимых студентами Колледжа, несопоставимы с восприятием музыки при помощи звуковоспроизводящей техники, пусть даже самого высокого качества! Детям дошкольного возраста, с их преимущественно наглядно-образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объему запоминанием, неустойчивым вниманием, не всегда легко воспринимать и понять абстрактный, по своей сути, и развивающийся во времени музыкальный образ. Детям нужно помочь «войти» в мир музыки, помочь ее услышать. И с этим успешно справляются музыканты Колледжа искусств!

С чего же все начиналось? Был заключен договор между МБДОУ № 224 и КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств им. П.И. Иванова-Радкевича» о совместном создании условий для эстетического воспитания и музыкального развития дошкольников. Для реализации проекта были определены задачи:

— формировать у детей дошкольного возраста интерес к классической и народной музыке через восприятие музыки, знакомство с музыкальными инструментами;

— пробудить интерес к передаче музыкального образа через различные виды искусства;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

— формировать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;

 — создать атмосферы комфорта, доверия, творчества.

 Основной целью проекта «Навстречу музыке» стало воспитание будущих ценителей и активных слушателей музыки. Развитие у детей дошкольного возраста способности к сопереживанию, являющуюся основополагающей в формировании личности ребенка.

   Далее был составлен план совместной работы на предстоящий учебный год. И – работа закипела!

За годы сотрудничества детского сада и Колледжа искусств дошколята увидели выступления студентов вокального отделения с концертной программой «Песни для детей», которые стали традиционными. Регулярно в гости к детям приходили студенты отделения духовых инструментов с интересными и разнообразными концертными программами.

Музыкантами отделения народных инструментов были представлены программы «Весенние переливы», «Звучи домра, звучи!», «В гости к музыкальным инструментам», «Разноцветная до-ми-солька», которые очень понравились и запомнились детям. Студенты фортепианного отделения приглашали маленьких слушателей в гости к «Птице Музыке», а музыканты струнного отделения знакомили детей с чудесным звучанием чарующей скрипки. Каждый новый учебный год вносил свои коррективы в план совместной деятельности, но неизменным оставалось участие в нем практически всех отделений колледжа.

Представлены программы «Весенние переливы», «Звучи домра, звучи!», «В гости к музыкальным инструментам», «Разноцветная до-ми-солька», которые очень понравились и запомнились детям. Студенты фортепианного отделения приглашали маленьких слушателей в гости к «Птице Музыке», а музыканты струнного отделения знакомили детей с чудесным звучанием чарующей скрипки. Каждый новый учебный год вносил свои коррективы в план совместной деятельности, но неизменным оставалось участие в нем практически всех отделений колледжа.

    Но концертными программами сотрудничество Колледжа искусств и детского сада № 224 не ограничилось. Преподавателями колледжа Поздняковой Т.В., Цветковой Л.В., Горевым И.Н. и музыкальным руководителем ДОУ Е. К. Фралковой был создан совместный творческий проект «Ярмарка», участниками которого стали студенческий ансамбль сольного и хорового народного пения, студенты отделения народных инструментов и маленькие музыканты детского сада. Этот проект существует с начала совместной деятельности Колледжа искусств и детского сада. Традиционным стало проведение музыкально-литературной композиции, посвященной празднованию Дня Победы, организованной преподавателями Поздняковой Т.В., Цветковой Л.В. и музыкальным руководителем Фралковой Е.К. Комплекс мероприятий совместной деятельности в данном направлении способствовал воспитанию и нравственно-патриотических чувств дошкольников, посеял и взрастил в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Интересной формой сотрудничества стали совместные постановки музыкальных сказок: «Кошкин дом» и «Гензель и Гретель» под руководством преподавателей вокального отделения Астаниной Г.А. и Фисковой А.В. Настоящей путеводной звездой для студентов и педагогов, работающих в проекте «Навстречу музыке» стала Галина Алексеевна Астанина, которая увлеченностью к делу своей жизни и преданной любовью к музыке, вдохновляла и мотивировала их на поиск новых творческих идей, самовыражение и самореализацию в профессиональной деятельности.

   Следует отметить, что сначала мероприятия проекта проходили в традиционной форме. А со временем студенты вокального отделения колледжа с энтузиазмом стали искать новые виды представления музыкального творчества: они придумывали костюмы, создавали необычные сценарии, включали в программу интерактивные действия с маленькими зрителями. Детская аудитория всегда с большой благодарностью принимала выступления музыкантов. И по инициативе юных слушателей на кружке по изобразительной деятельности ими стали готовиться сувениры-поделки для студентов, которые вручались после концертов.

Всегда ярким и запоминающимся событием и для детей, и для студентов, и для педагогов становилось проведение Музыкальных гостиных. Они были посвящены «Детскому альбому» Р. Шумана, творчеству композиторов И. Гайдна, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева и многим другим увлекательным темам.

Но не всегда дошкольники принимали гостей. Они и сами ходили в гости. Заведующий отделением дополнительного образования Т.В. Позднякова и музыкальный руководитель Е.К. Фралкова неоднократно организовывали экскурсии «В гости к музыкальным инструментам» в музыкальную школу, что производило неизгладимое впечатление на детей. И, конечно же, юные музыканты отделения дополнительного образования, неоднократно радовали своих младших товарищей своими талантами в стенах детского сада. Примечательно, что ежегодно несколько детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 224 поступают в детскую музыкальную школу Красноярского колледжа искусств для продолжения музыкального образования. И это можно считать одним из значимых результатов сотрудничества детского сада и Колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. По приглашению руководителя оркестра русских народных инструментов О.В. Гринберг, ребята вместе с музыкальным руководителем Е.К. Фралковой неоднократно посещали репетиции оркестра, где знакомились с инструментами и их звучанием, и так же концертные программы.

 Можно с полной уверенностью сказать, что в ходе реализации проекта «Навстречу музыке» целое поколение детей, испытав на себе сильное эмоциональное воздействие, полученное от музыки, представленной в исполнении студентов Колледжа искусств, получили основу музыкальной культуры, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни. Воспитанники МБДОУ № 224 развили свои музыкальные способности, научились воссоздавать эстетические переживания и представления в творческой музыкально-игровой деятельности.

    Но только ли дети получили от данного проекта несомненную пользу для своего развития?

Проект «Навстречу музыке» представляет собой осознанную партнёрскую деятельность команды единомышленников. Это способствует продуктивному взаимодействию, сотворчеству и сотрудничеству, достижению положительных результатов и эффектов в едином культурном пространстве. И поэтому студентам участие в этой деятельности дало возможность побороть страх выступлений перед детской аудиторией, стимулировать свою социальную и профессиональную активность, осознать важность профессионального развития и самореализации в профессии.

  Новые формы профессионально-педагогического взаимодействия в рамках художественно-эстетического воспитания дошкольников позволили педагогам дошкольного образовательного учреждения и преподавателям Колледжа искусств осуществить плодотворное взаимодействие и сотрудничество, достигнуть поставленной цели, повысить свою квалификацию и профессиональное сознание. Музыкальный руководитель МБДОУ № 224 Елена Кирилловна Фралкова представила опыт взаимодействия детского сада и Красноярского колледжа искусств на заседании районного методического объединения по художественно-эстетическому развитию ДОУ Кировского района г. Красноярска в рамках городского фестиваля успешных педагогических практик.

    Искренняя благодарность за активное и плодотворное сотрудничество выражается директору Т.В. Ходош и преподавателям КГБОУ СПО «Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича»: Т.В. Поздняковой, Е.В. Кравченко, А.В. Фисковой, Л.В. Цветковой, Е.П. Елгиной, О.В. Гринберг и др.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.