Приобщение дошкольников к музыке, как искусству

Методическая разработка 

«Приобщение дошкольников к музыке, как искусству»

 

Безушко Наталья Владимировна,

музыкальный руководитель МАДОУ № 23,

 г. Челябинск

 

Процесс музыкального воспитания дошкольника предполагает разностороннее развитие его музыкальных способностей.

В соответствии с ФГОС, основной целью музыкального воспитания является: развитие  способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.

Реализация  данной цели предполагает решение ряда задач:

  • вхождение ребенка в мир музыки;
  • развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
  • ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
  • развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
  • развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Как научить ребенка понимать музыку? Как помочь общаться с этим прекрасным творением человека?  Надо научить ребенка понимать язык музыки. И общаться на языке музыки. Как же это сделать? Ответ прост:

Научите ребенка петь! Музыка, которую поет ребенок, расскажет о себе сама, так как он общается с ней на ее языке, пропускает ее через себя и выражает свое понимание через исполнительство.

Так что же такое музыкальный язык? Это особенный язык, в котором нет слов, а есть звуки. Взаимодействуя, звуки образуют мелодию, основу музыки, ее душу. Все звуки мелодии организованы ритмом. Движение мелодии определяется темпом быстрым или медленным. Каждая мелодия имеет настроение, свой характер, форму и, наконец, исполнение мелодии может быть на разных инструментах, в том числе и голосом, что создает особую окраску мелодии, которую называют тембром.

Без понимания элементов выразительности музыки, т.е. ее языка, невозможно полноценно приобщиться к ней. Что же может помочь педагогу,  приобщить дошкольников к пониманию языка музыки?

Пение, и еще раз пение! Но чтобы научить дошкольника петь, необходимо развить его музыкальные способности.

Способности зависят от врожденных задатков и развиваются в процессе воспитания и обучения. Распространенным является определение: способности — это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности развиваются в процессе деятельности.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из самых главных задач для развития и формирования певческих навыков и умений. Так как развитие музыкальных способностей формирует музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость  и создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.

Смотреть или скачать «Приобщение дошкольников к музыке»

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.