Приобщение дошкольников к слушанию классической музыки

Консультация для воспитателей

Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.
Учиться слушать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: во время пения, во время игры на детских музыкальных инструментах, в процессе танца или музыкальной игры.
Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства формой общения ребёнка с музыкой являются моменты, когда он выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил.

Задачи педагога перед прослушиванием музыкального произведения:
1. Познакомить с композитором, названием или темой произведения (фрагмента).
2. Использовать для иллюстрации и создания определенного настроения фрагменты литературы, стихи, произведения изобразительного искусства.
3. Использовать демонстрационный материал (картотеки, подборки иллюстраций и т.д.);
4. «Определить проблему» – то есть поставить вопрос, на который дети дадут ответ после слушания.

Задачи педагога после прослушивания музыкального произведения:
1. Беседа о характере, музыкальных образах (Вам понравилась музыка? Какая она по характеру?).
2. Беседа о средствах выразительности, способствующих раскрытию образов (темп, ритм, динамика, мелодия, исполнитель).
3. Выполнение творческих заданий после прослушивания произведений: предложить детям выразить свои впечатления в различных формах деятельности (рисование, музицирование, музыкально-дидактическая игра и т.д.)

Педагогу необходимо использовать любую возможность для того, чтобы формировать у ребёнка музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять. Вот некоторые рекомендации, которые помогут при прослушивании музыкальных произведений:
1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения. Ведь навык слежения слухом за звуками у детей ещё не выработан и внимание недостаточно развито. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушиваясь к звукам, постарайтесь вместе с детьми услышать динамические оттенки музыкальной речи; определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
5. В инструментальной музыке нет слов. Но от этого она не становится менее интересной. Есть сочинения, специально написанные для детей. Это «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Детская музыка» С.С. Прокофьева, «Альбом для юношества» Р. Шумана и «Детский альбом» А. Гречанинова.
6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся.
7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
9. Восприятие музыки неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления. Нужно помочь ребенку выразить прослушанное впечатление в рисунке, аппликации, слове.

Хочется еще раз напомнить правила поведения при слушании музыки, для того чтобы Вы могли перед концертом настраивать детей.
Говорим детям:
В театрах, в концертных залах существуют определённые правила поведения.
Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.
Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями и т.д. Всё это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.
Аплодировать между частями крупного произведения не принято, нужно дождаться окончания исполнения пьесы. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта – лучшая награда артистам.

Формы приобщения родителей к классической музыке:
— анкетирование родителей по теме;
— консультации для родителей;
— информационные стенды о музыкальных произведениях, концертах в городе для детей;
— рекомендации по слушанию и знакомству с музыкальными инструментами;
— конкурсные домашние работы после прослушивания произведений, посещения концертов.

Необходимые пособия в музыкальных центрах в группах:
— иллюстрации к музыкальным произведениям;
— иллюстрации с изображением оркестров и групп музыкальных инструментов;
— портреты знаменитых композиторов и фото известных исполнителей музыки;
— музыкально-дидактические игры на развитие восприятия и ознакомления с музыкальной культурой;
— аудиозаписи звучания классических музыкальных произведений;
— детские музыкальные инструменты и предметы для исследования звука в музыкальных уголках групп;
— подборка стихотворений к музыкальным фрагментам и др.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.