Проект
«Приобщение дошкольников к русским народным и
башкирским народным традициям»
Идельбекова Райля Равильевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 7,
г. Кумертау, Республика Башкортостан
Руководители проекта: воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: краткосрочный; поисково-творческий.
Сроки проекта: март-май 2015 года.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Направление проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств, интернационализма посредством приобщения к народным традициям.
Возраст детей, участников проекта: дети 5-6 лет.
Предмет проекта: традиции детского сада, семейные, народные.
Цель проекта: Воспитывать интерес дошкольников к национальной культуре.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с традициями детского сада и семейными традициями.
2. Сформировать чувство национального достоинства.
3. Формировать творчески развитую личность посредством приобщения детей к русской и башкирской национальной культуре.
4. Развивать интернациональное чувство, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Привлечь родителей в образовательный проект через знакомство с календарными и народными праздниками, обычаями и традициями.
Актуальность проекта: детям не понятно значение слова «традиция».
Задача педагогов: погрузить дошкольников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций детского сада, семьи, традиций русского и башкирского народов.
Задача детей: знать традиции своей семьи, исследовать — какие дела, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.
Формы работы: беседа с детьми, чтение художественной литературы, русского и башкирского фольклора, экскурсия в музей детского сада, в городской музей, составление картотеки народных башкирских и русских народных подвижных игр, проведение календарных праздников, развлечений, проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр, музыкальных занятий. Художественно-продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми по закреплению материала, консультации для родителей, дни открытых дверей, анкетирование родителей.
Этапы проекта:
1. Вводный. Формирование проблемы: «Наш домовёнок Кузя не знает, что такое традиции, откуда берутся, из чего складываются?»
Деятельность детей: узнать у родителей, какие традиции существуют у них в семье.
Деятельность педагогов: создание игровых ситуаций.2. Подготовительный. Совместное планирование деятельности.
Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач, распределение ролей и обязанностей. Сбор информации по вопросу: У башкирского и русского народов разные традиции.
3. Принятие решения. Практическая помощь в систематизации полученных сведений. Составление календарных традиций детского сада, народных праздников. Составление перспективного плана на три месяца по серии занятий: «Приобщение к народным традициям».
4. Выполнение. Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе и о твоём народе». Подготовка и проведение семейного праздника «Когда все вместе, то и душа на месте».
5. Оценка результатов. Подготовка к презентации проекта, презентация.
6. Завершающий. Семейный праздник «Когда все вместе, то и душа на месте». Рефлексия деятельности участников проекта.
Перспективное планирование по знакомству детей с календарными и народными праздниками
Март
1. «При солнышке тепло — при матери добро» Беседа о маме с включением пословиц и поговорок, празднования дня 8 Марта. Изготовление поделок в подарок маме, выставка детских работ.
2. «Весна, весна, приди сюда!». Рассказ воспитателя о старинных традициях встречи весны, загадывание загадок о весне, заучивание закличек о весне, разучивание подвижных игр: «Гори, гори ясно!», «Горшки», «Летят, не летят», «Салки-догонялки».
3. Вербное воскресенье Рассказ Хозяйки (воспитателя) о праздновании Вербного воскресенья, о вербе. Проведение русских народных игр: «Верба, вербочка», «Ерыкалище».
4. «Науруз-байрам» День весеннего равноденствия. Рассказ воспитателя о старинных обычаях встречи весны башкирского народа, заучивание потешек «Кояш апай сык-сык», «Ямгыр, яу! », посадка с детьми пшеницы, знакомство с национальным башкирским напитком «буза».
Апрель
1. «Шутку шутить-людей насмешить» Рассказ воспитателя о традиции отмечать 1 апреля, как День юмора. Знакомство с потешным фольклором, дразнилками, скороговорками. Музыкальное развлечение «День смеха».
2. «Пасха в гости к нам пришла» Рассказ воспитателя о праздновании праздника Пасхи, проведение русских народных игр «Верба, вербочка», «Солнышко-вёдрышко», «Пасхальное яичко», «Никанориха». Роспись пасхальных яиц.
3. «Апрель ленивого любит — проворного приголубит» Рассказ о весенних полевых работах, самостоятельный посев детьми семян (лука, редиса, укропа, петрушки) .
4. Проведение праздника «День Земли», участие в играх «Мы на луг ходили», «Земелюшка-чернозём».
5. «Международный день птиц» «Весна красна цветами» Беседа с детьми о птицах, литературная викторина «Птицы нашего края», проведение Недели подвижных игр «Ай да птица, что за птица! », «Бабочки и ласточки», «Воробей», «Гуси-гуси».
6. Беседа с детьми о праздновании 1 Мая — Дне весны и труда, повторение песен, пословиц, закличек о весне, отгадывание загадок о весне, потешек, художественно-продуктивная деятельность.
Май
1. «День Победы» Беседа о воинах-защитниках Отечества, знакомство со сказкой «Каша из топора», проведение утренника, посвящённого 9 Мая, проведение игр «Сбей булаву», «Салки-догонялки», «Перетягивание каната»
2.«Карга бутка3ы» («Грачиная каша») Рассказ воспитателя о старинном башкирском празднике, в чём он заключается, повторение потешек, закличек на башкирском языке, чтение башкирской сказки «Грачиная каша вкусна», проведение игры «Осто-осто».
Перспектива. Познакомить дошкольников с традициями:
1. Особенностями воспитания детей в семье.
2. Гостеприимства.
3. Национальной кухни.
4. Традиционной одежды, утвари, жилища.
5. Традициями семьи (семейных праздников, ритуалов).
Ожидаемый результат:
Воспитатель: совершенствовать педагогические навыки в данном направлении работы, применять новые формы взаимодействия с детьми, использовать моделирование и интеграцию в своей деятельности.
Дети: сформировать у детей знания о культуре, традициях народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Формировать толерантное отношение к людям другой культуры, развивать творчество воспитанников. Способствовать использованию детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, умению играть в народные подвижные игры. Способствовать осмысленному участию в русских и башкирских народных праздниках (знать название праздника, петь песни, читать стихи), пополнить знания о декоративно-прикладном искусстве, изучать фольклор русского и башкирского народов во время досуга.
Родители: повысить интерес к возрождению культуры своего народа, привлекать членов семей воспитанников к участию в образовательном процессе по данному направлению, привлечь к участию в оснащении предметно-развивающей среды группы; по результатам анкетирования сделать вывод, сохранились ли традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Вывод: Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение — народ без будущего.