Конспект образовательной деятельности
«Поможем Домовёнку»
для детей подготовительной группы
Михайлова Анна Александровна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Задачи:
- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
- Воспитывать понимание детьми правового мировоззрения и нравственных представлений.
- Закрепить знания о Декларации прав ребенка. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Улыбнемся нашим гостям и начнем. Смотрите, какой то мальчик к нам пришел и одет как-то странно. Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я – домовенок. А как меня зовут, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, а может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя дают ему родители при рождении.
Домовенок: А я герой мультфильма, но мое имя заколдовали злые волшебники, чтобы расколдовать необходимо выполнить задания, за каждое выполненное задание будет открываться одна из букв моего имени.
Воспитатель: Ребята, поможем Домовенку? (Ответы детей).
Домовенок пришел к нам не с пустыми руками. (Достает календарь).
Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей)
А почему в календаре одни числа написаны черным цветом, а другие – красным.
Дети: Красным цветом обозначены праздники, а черные числа – это будни.
Домовенок: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?
Дети: Да, есть. 1июня – День защиты детей.
Домовенок: Какие вы молодцы! Правильно, но до этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Кажется я придумал! Давайте, устроим праздник сегодня! И назовем его «День прав ребенка!» Согласны? (Ответы детей)
Внимание! Внимание! Объявляется праздник «День прав ребенка!»
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек,
Например, на чтенье книжек,
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Домовенок: Ну, я кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в коробочке (воспитатель достает карточки с буквой «Я» (7 штук) из коробки и выкладывает на мольберте)
Домовенок: Сколько букв «Я»? Верно, семь! Семь-Я! Как вы думаете, что означают эти буквы?
Дети: Семья!
Воспитатель: Ребята, нам нужно собрать картинки и назвать все права ребёнка.
Дети: Каждый ребенок имеет право на семью!
Дети: Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой.
Дети: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку, дедушку.
Воспитатель: Молодцы! И мы с вами открыли первую букву имени домовенка и это буква?
Дети называют букву «К»
Воспитатель: Верно! У каждого из вас есть своя семья. Я предлагаю каждому из вас составить свою семью с помощью кружков разного размера. (Дети выбирают лист картона понравившегося цвета и на нем выкладывают членов своей семьи, используя большие и маленькие кружки).
Воспитатель: Отлично, все справились! Домовенок, а ты знаешь, о семье можно не только говорить, но и писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа!
Домовенок: Как интересно! А вы научите меня?
Воспитатель: Конечно, а сейчас давай посмотрим, как дети нашей группы составляют генеалогические древа своей семьи.
Воспитатель: Ребята, а зачем человек нужно генеалогическое древо своей семьи?
Дети: Чтобы знать своих родственников.
Двое детей рассказывают, как составили древо своей семьи.
Воспитатель: Замечательно все справились и очень интересно рассказали о своей семье. Мы с вами открыли следующую букву и это буква «У».
Воспитатель: А сейчас, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире (хлопки на счет)
Раз, два, три, четыре, пять…
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: А какие поговорки и пословицы о семье вы знаете?
Дети: Без семьи нет счастья!
Где мир и лад, там и клад!
Жалей отца с матерью, других не найдешь!
Домовенок: Я понял, что у детей есть права на семью, и у меня есть право на семью.
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята, вы знаете, какие обязанности есть у вас? Ответы детей. Сейчас мы и проверим и соберем картинки. (Дети собирают разрезные картинки с обязанностями и называют их).
- Я обязан убирать за собой игрушки.
- Я и моя сестренка помогаем маме в уборке квартиры.
- Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Замечательно! Открываем еще одну букву имени, какая это буква?
Дети называют букву «З».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы дошкольники, а на следующий год вы станете кем? (Школьниками). Верно, пойдете в первый класс. А может вам кто-нибудь запретить идти в школу? Нет, потому что вы все имеете право на образование. Что возьмете с собой в школу? Предлагаю вам поиграть в игру «Идем в школу» (из различных игрушек нужно выбрать предметы, которые относятся к школе). Справились! Как можно назвать все предметы? (Школьные принадлежности).
Воспитатель: Открываем последнюю букву имени, какая это буква?
Дети называю букву «Я».
Воспитатель: Ребята, прочитаем имя домовенка. Дети читают имя «Кузя»
Воспитатель: Молодцы! Мы справились с вами и теперь знаем, что домовенка зовут Кузя.
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад, что вы помогли мне узнать мое имя.
Ребята отгадайте загадку
Если дети заболели, плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только (врач)
(Ответы детей)
Правильно ребята это врач?
А что делает врач?
Воспитатель: Ребята, вы имеете право на медицинский уход, чтобы расти здоровыми и крепкими. Но и ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью. Дидактическая игра «Будем здоровы».
Воспитатель: Хорошо, молодцы!
Воспитатель: Каждый из нас кого-то любит, каждому человеку присуще чувство любви. Давайте построим «пирамиду любви».
Игра «Пирамида любви»
Воспитатель: Ребята, сыграем еще.
Игра «Разрешается – запрещается». Я буду читать вам стихотворение, а вы мне будете помогать и говорить: разрешается или запрещается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Кузя: Спасибо вам, ребята! Я провел замечательный день и очень много интересного узнал, но мне пора отправляться домой!
Воспитатель: Попрощаемся с Кузей! Приятно, что домовенок ушел довольный. А мы с вами провели необыкновенный день – «День прав ребенка». Ребята, вам понравилось сегодня наше занятие? А что понравилось больше всего?
В конце занятия каждому ребенку раздаются сердечки.