Конспект образовательной деятельности
«Семья и семейные традиции»
для детей старшей группы
Тропынина Светлана Герасимовна,
воспитатель МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород
Задачи:
- Закрепить представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
- Закрепить умение выделять основные отличия быта современной и старинной семьи.
- Закрепить знания детей о предметах прошлого и настоящего и их использовании в хозяйстве семьи.
- Развивать интерес к традициям современной и старинной семьи, к обычаям и утраченным ценностям.
- Формировать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
- Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания. Воспитывать чувство эмпатии.
Предварительная работа: Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба», «Семейные традиции».
Выполнение совместного с родителями проекта «Моя крепкая семья».
Анкетирование родителей на тему «Семейный досуг».
Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций о быте современной и старинной семьи.
Чтение русских народных сказок, заучивание пословиц о семье, стихов.
Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Составление рассказов о себе и своей семье.
Рисование портретов членов семьи.
Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа, герба семьи, участие в конкурсе — выставке «Моя семья».
Материал для занятия: Генеалогическое древо на магнитной доске, карточки – магниты с изображением членов семьи, картинки с изображением современной и старинной семьи, игра «Старинные и современные предметы быта», ширма с семейными гербами, сундучок с предметами старины, кукла «Домовенок».
Ход образовательной деятельности:
Мотивация
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, не будем их стесняться, а будем заниматься. О чем мы будем с вами говорить, вы узнаете, отгадав ребус. (Воспитатель показывает картинку – ребус «7 Я»).
(Дети отгадывают загадку и тему занятия).
Воспитатель: А, почему «7» -?
(Ответы детей).
Воспитатель: Не будем гадать, а лучше взять и посчитать. А для этого нужно правильно заполнить пустые места на древе.
(Дети заполняют древо магнитными карточками, с изображением членов семьи, проверяют правильное расположение карточек на ветках и приходят к выводу, что членов семьи может быть больше 7).
Дети садятся на стульчики.
Основная часть
Воспитатель показывает две картинки с изображением старинной и современной семьи.
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки внимательно. Что на них изображено? (Семья). Скажите, семьи похожи?
(Дети отвечают, что на одной картинке современная семья, а на другой старинная).
Воспитатель: А чем старинная семья отличается от современной?
(Ответ детей: посудой, едой, одеждой и т. д.)
Воспитатель: Как в старину называли папу? (Батюшка) маму? (Матушка).
Игра «Старинные и современные предметы быта»
Ход игры: Дети выкладывают картинки быта современной и старинной семьи на магнитной доске.
Физкультминутка:
Игра «А ты мне кто?» под русскую – народную мелодию.
Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о семье?
(Ответ детей).
Воспитатель: Я тоже знаю пословицу «Хорошая семья традициями крепка».
Что такое семейные традиции?
(Ответ детей: Традиции – это то, что в семье любят делать все вместе).
Воспитатель: Ребята, традиции в каждой семье свои, кто хочет рассказать о своих семейных традициях.
(Воспитатель ставит ширму с эмблемами семейных гербов).
(Рассказы детей)
Воспитатель: Спасибо, за ваши рассказы, было интересно узнать, чем вы увлекаетесь. Как вы думайте в старинной семье были традиции? (Ответы детей).
Воспитатель: У меня есть сундучок, там лежат подсказки традиций старинной семьи. Кто догадался, что это означает, поднимайте руку.
(Воспитатель достает макет «Хлеб – соль», «Куклы: Масленица, Коза»,
«Кукла-многоручка», «Деревянная ванна с угольком, монетой, крупой», «Кукла-подорожница».
Дети рассказывают о традициях старинной семьи.
Воспитатель: Ребята, а есть ли семейные традиции, которые перешли к нам в современную семью? (Ответы детей).
Воспитатель: А у вас дома есть предметы, которые пришли из старины?
(Ответы детей).
Рефлексия
Из сундучка появляется Домовенок.
Домовёнок:
Ой-Ой, это кто меня позвал,
Тому я другом сразу стал,
Буду вас защищать и от бед охранять,
Чтобы вы были добрые,
У меня есть два мешочка доброты,
А цветок для красоты,
Чтобы вы были красивые,
А, чтобы вы были сытые, у меня есть ложка,
А зовут меня — Ермошка.
Воспитатель: Ребята, это настоящий домовенок, он будет жить в нашей группе (Дети определяют место, куда поставить домовенка, загадывают свои желания).
В нашей группе есть традиция …
Дарят подарки гостям — оберег .