Семья и семейные традиции

Конспект образовательной деятельности

«Семья и семейные традиции»

для детей старшей группы

 

Тропынина Светлана Герасимовна,

воспитатель МБДОУ № 103,

г. Нижний Новгород

 

Задачи:

  1. Закрепить представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
  2. Закрепить умение выделять основные отличия быта современной и старинной семьи.
  3.  Закрепить знания детей о предметах прошлого и настоящего и их использовании в хозяйстве семьи.
  4. Развивать интерес к традициям современной и старинной семьи, к обычаям и утраченным ценностям.
  5. Формировать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
  6. Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания. Воспитывать чувство эмпатии.

Предварительная работа: Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба», «Семейные традиции».

Выполнение совместного с родителями проекта «Моя крепкая семья».

Анкетирование родителей на тему «Семейный досуг».

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций о быте современной и старинной семьи.

Чтение русских народных сказок, заучивание пословиц о семье, стихов.

Организация и проведение с детьми русских народных игр.

Составление рассказов о себе и своей семье.

Рисование портретов членов семьи.

Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа, герба семьи, участие в конкурсе — выставке «Моя семья».

Материал для занятия: Генеалогическое древо на магнитной доске, карточки – магниты с изображением членов семьи, картинки с изображением современной и старинной семьи, игра «Старинные и современные предметы быта», ширма с семейными гербами, сундучок с предметами старины, кукла «Домовенок».

 Ход образовательной деятельности:

Мотивация

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам пришли гости, не будем их стесняться, а будем заниматься. О чем мы будем с вами говорить, вы узнаете, отгадав ребус. (Воспитатель показывает картинку – ребус «7 Я»).

(Дети отгадывают загадку и тему занятия).

Воспитатель: А, почему «7» -?

(Ответы детей).

Воспитатель: Не будем гадать, а лучше взять и посчитать.  А для этого нужно правильно заполнить пустые места на древе.

(Дети заполняют древо магнитными карточками, с изображением членов семьи, проверяют правильное расположение карточек на ветках и приходят к выводу, что членов семьи может быть больше 7).

Дети садятся на стульчики.

Основная часть

Воспитатель показывает две картинки с изображением старинной и современной семьи.

Воспитатель: Посмотрите на эти картинки внимательно. Что на них изображено? (Семья). Скажите, семьи похожи?

(Дети отвечают, что на одной картинке современная семья, а на другой старинная).

Воспитатель: А чем старинная семья отличается от современной?

(Ответ детей: посудой, едой, одеждой и т. д.)

Воспитатель: Как в старину называли папу? (Батюшка) маму? (Матушка).

Игра  «Старинные и современные предметы быта»

Ход игры: Дети выкладывают картинки быта современной и старинной семьи на магнитной доске.

Физкультминутка:

 Игра «А ты мне кто?» под русскую – народную мелодию.

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о семье?

(Ответ детей).

Воспитатель: Я тоже знаю пословицу «Хорошая семья традициями крепка».

Что такое семейные традиции?

(Ответ детей: Традиции – это то, что в семье любят делать все вместе).

Воспитатель: Ребята, традиции в каждой семье свои, кто хочет рассказать о своих семейных традициях.

(Воспитатель ставит ширму с эмблемами семейных гербов).

(Рассказы детей)

Воспитатель: Спасибо, за ваши рассказы, было интересно узнать, чем вы увлекаетесь. Как вы думайте в старинной семье были традиции? (Ответы детей).

Воспитатель: У меня есть сундучок, там лежат подсказки традиций старинной семьи.  Кто догадался, что это означает, поднимайте руку.

(Воспитатель достает макет «Хлеб – соль», «Куклы: Масленица, Коза»,

«Кукла-многоручка», «Деревянная ванна с угольком, монетой, крупой», «Кукла-подорожница».

Дети рассказывают о традициях старинной семьи.

Воспитатель: Ребята, а есть ли семейные традиции, которые перешли к нам в современную семью? (Ответы детей).

Воспитатель: А у вас дома есть предметы, которые пришли из старины?

(Ответы детей).

Рефлексия

Из сундучка появляется Домовенок.

Домовёнок:

Ой-Ой, это кто меня позвал,

Тому я другом сразу стал,

Буду вас защищать и от бед охранять,

Чтобы вы были добрые,

У меня есть два мешочка доброты,

А цветок для красоты,

Чтобы вы были красивые,

А, чтобы вы были сытые, у меня есть ложка,

А зовут меня — Ермошка.

Воспитатель: Ребята, это настоящий домовенок, он будет жить в нашей группе (Дети определяют место, куда поставить домовенка, загадывают свои желания).

В нашей группе есть традиция …

Дарят подарки гостям — оберег .

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.