Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Моя семья»
для детей средней группы
Чадная Елена Анатольевна,
МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород
Цель: расширять представления детей о своей семье и взаимоотношениях между членами семьи.
Задачи:
- расширять знания о ближнем окружении, формировать умение разбираться в родственных связях;
- развивать связную речь, умение рассуждать и отвечать на вопросы;
- показать ценность семьи для каждого человека и проявление заботы о родных людях;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, желание помогать взрослым.
Предварительная работа: дидактическая игра «Распредели предметы», упражнение «Цепочка жизни», рассматривание семейных альбомов, знакомство с пословицами о семье, изготовление семейных гербов и родовых деревьев, презентаций «Моя семья» (задание для родителей);
Материалы и оборудование: «птица счастья», презентации «Моя семья», макет «птицы счастья», цветные ладошки, клей, куклы «мальчик», «девочка», предметы для игры, мяч, карточки для «цепочки жизни», фонограмма музыки «Птица счастья».
Дети стоят полукругом на коврике (звучит песня «Птица счастья», воспитатель вносит птицу)
Воспитатель: К нам в гости прилетела птица, но это птица непростая – это птица счастья!
(Воспитатель читает стихотворение о птице счастья)
Птица счастья на рассвете
Постучит тебе в окно,
Ты открой ей сердце настежь,
В дом родной впусти её.
Воспитатель: Ребята, знаете, почему ее так назвали! и где она живет? (Ответы детей).
— Птица счастья раньше была в каждом доме. Ее размещали под потолком в прихожей, чтобы входящий прошел под ней. Она пропускала в дом все только хорошее. Птица счастья издавна была хранительницей семейного счастья и благополучия.
— Ой, ребята, я что-то слышу. Эти странные звуки слышны из нашего волшебного ларца. Посмотрите-ка, что принесла нам птица счастья. (Воспитатель достает из ларца макет птицы, цветные ладошки-перья, листок с заданиями). Она предлагает нам в группу сделать свою птицу счастья. Хотите? Ребята, не просто так мы будем с вами наклеивать ладошки-перья на птицу, а прежде выполним задания. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем. Первое задание: птица счастья хотела бы побольше узнать о ваших семьях.
(Дети рассказывают о своей семье по презентации 2- 3человека.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Птице счастья очень понравились ваши рассказы о семьях и теперь можно наклеить ладошки-перья на птицу. (дети наклеивают ладошки)
Следующее задание: «Цепочка жизни»
Воспитатель: Дети из этих картинок вам нужно составить «цепочку жизни» и посмотреть, как меняется возраст человека. (Дети выставляют картинки на магнитную доску, объясняя свой выбор: младенец – дошкольник –подросток- взрослый человек-дедушка).
— Молодцы, ребята! Наклеиваем ладошки на птицу. (дети наклеивают ладошки)
А теперь следующее задание (дети встают полукругом на коврике).
Игра с мячом «Назови ласково».
Воспитатель: Птице счастья очень интересно, как вас и как вы ласково называете своих родных.
(Воспитатель бросает мячик ребенку и называет одного члена семьи. Дети должны назвать ласково этого члена семьи).
Сын — сыночек, сынок;
Дочь — доченька, дочурка;
Брат — братик, братишка;
Сестра — сестренка, сестричка;
Мама — мамочка, мамуля, мамулечка;
Папа — папочка, папулечка;
Баба — бабушка, бабулечка, бабуленька и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наклеиваем ладошки на птицу. (Дети наклеивают ладошки).
— Птица счастья живет очень давно, и она хочет нам передать частичку мудрости через пословицы – это следующее задание для вас.
Я начну пословицу, а вы продолжите.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В своем доме и стены помогают.
Дружная семья не знает печали.
Мать кормит детей, как земля людей.
На что и клад, когда в семье лад.
При солнышке тепло, при матери добро.
У кого есть бабушка и дед, тот не знает бед.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много пословиц знаете! Наклеиваем ладошки на птицу.
Следующее задание: «Распредели предметы»
— Птица счастья такая выдумщица, она хочет проверить какие вы внимательные!
На столе лежат различные предметы. По сигналу девочки и мальчики должны выбрать предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенные куклами «девочка», «мальчик».
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились! Наклеиваем ладошки на птицу. (Дети наклеивают ладошки)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная птица получилась у нас! Дети, птице счастья очень понравилось, как вы играли, правильно выполняли задания, но ей пора улетать. Она желает вам, чтобы в ваших семьях всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. (Воспитатель уносит птицу)
Ребенок читает стихотворение:
Без семьи надежной
Людям не прожить.
Помните! Семьею
Нужно дорожить!