Нетрадиционная оздоровительная гимнастика для малышей с элементами хатки-йоги

Нетрадиционная оздоровительная гимнастика

для малышей с элементами хатки-йоги

 

Исакова Екатерина Ивановна,

воспитатель МАДОУ № 139,

г. Мурманск

 

Нетрадиционная оздоровительная гимнастика с элементами хатки-йоги  — это комплексное воздействие на физическое, познавательное, речевое и психическое развитие ребенка.

Гимнастика представляет собой сочетание физических упражнений с элементами хатки-йоги (статических поз и расслабления), дыхательной гимнастики, самомассажа, а также подвижных игр малой активности.

Упражнения хатки-йоги естественны и физиологичны. Они повторяют позы птиц, животных, растений и предметов окружающего мира. Выполнение таких упражнений способствует познавательному развитию ребенка, появляется естественная потребность познания мира и познания себя в мире.

Хатка-йога развивает гибкость, выносливость, силу, улучшает координацию, помогает лучше владеть своим телом, тренирует вестибулярный аппарат, учит сосредотачиваться, что необходимо ребенку в повседневной жизни.

Оздоровительная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста построена на основе физических упражнений, включая подвижные игры. Такая гимнастика воспринимается дошкольниками с удовольствием, что вызывает положительный эмоциональный настрой, гармонию душевного и физического состояния.

Речевое развитие осуществляется в процессе выполнения речевых и дыхательных упражнений, самомассажа пальцев кистей рук и лица.

Необходимо соблюдать условия проведения гимнастики:

— помещение должно быть хорошо проветриваемым;

— упражнения проводятся до приема пищи;

— обеспечить удобную форму для детей;

— подобрать специальные коврики для занятий данной гимнастикой;

— включить музыкальное сопровождение.

Задачами оздоровительной гимнастики являются:

  • Сохранять и укреплять здоровье детей;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Развивать гибкость позвоночника и подвижности суставов;
  • Формировать правильную осанку;
  • Укреплять мышцы тела и дыхательную систему;
  • Профилактика заболеваний, укрепление иммунной системы;
  • Воспитывать выдержку, терпеливость, сдержанность, настойчивость в достижении результатов, уверенность в своих силах.

Комплекс нетрадиционной оздоровительной гимнастики с элементами хатки-йоги для младших дошкольников

 1 ч. Игра-медитация «Мы в лесу»

И.п. – сидя на ковриках, руки опущены.

— Закроем глаза. Делаем глубокий вдох и выдох носом. Представим, что мы в лесу. Взошло солнышко, просыпаются лесные жители и улыбаются ему. Послушайте, поют птицы, а сейчас журчит ручеек. Как хорошо в лесу!

Музыкальное сопровождение. Сборник песен «Звуки природы для детей. Малыш в лесу» Утро в лесу. Утро.  (Эдвард Григ).

2 ч. Под звуки природы дети выполняют статические упражнения:

«Поза Дерева»

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опустить вниз, расправить плечи.

— Представим, что ваши ручки, это веточки дерева. Наши веточки тянутся в стороны: одна веточка старается быть сильней другой (тянемся вправо, затем влево). Теперь дерево хочет наклониться, но ствол у дерева крепкий, он не двигается с места. А сейчас веточки тянутся к солнышку.

Подвижная игра «Птичка на веточке»

Дети выполняют роль дерева, у которого ветки – руки. Появляется игровой персонаж — птичка. Под ритмичное музыкальное сопровождение птичка пытается сесть на веточки дерева, дети прячут и снова выставляют руки.

Дыхательное упражнение «Подул ветерок на птичку»

Вдох носом, выдох через рот, на выдохе создаем воздушную струю. Дети дуют на предмет (птичку), после птичка улетает.

«Поза кошки»

И. п. – стоя на коленях, опора на прямые руки. Дыхание спокойное, ровное. «Кошечка прячется»: на вдохе выгибаем спину вверх, голова опущена вниз, шея расслаблена. Выдох возвращаемся в и. п. «Кошечка сердится»: на вдохе прогибаем спину к полу, голова поднята вверх. Выдох возвращаемся в и. п.

Подвижная игра «Кошка и мышки»

Дети выполняют роль мышек, ведущий один ребенок выполняет роль кошки. Под музыку дети играют, имитируют движения мышек, кошка спит. Когда музыка заканчивается, кошка просыпается, ловит мышек.

Дыхательное упражнение «Кошка» (по А. Н. Стрельниковой)

И. п. —  встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не отрываются от пола.

Упражнение напоминает крадущуюся за воробьем кошку. Сделать легкое пружинистое танцевальное приседание и одновременно поворот вправо с резким и коротким вдохом. Затем выполнить такое же приседание с поворотом влево. Кисти рук держать на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делать руками хватающее движение. При повороте вправо слегка присесть — вдох, колени выпрямить — выдох.

3 ч. Игра – расслабление «Отдохнем»

И. п. – лежа на ковриках, принять удобную позу.

Дети выполняют самомассаж подушечек пальцев рук «Греем пальчики», самомассаж лица «Погладим щечки, лобик, носик».

Оздоровительная гимнастика с элементами хатки-йоги способствует всестороннему развитию дошкольников младшего возраста. Включение подвижных игр создает положительную мотивацию к упражнениям хатки-йоги и дыхательной гимнастики. В процессе систематического проведения такой гимнастики у младших дошкольников формируются предпосылки к здоровому образу жизни.

Список используемой литературы:

  1. Игнатьева Т. П. Практическая йога для детей. – СПб.: Нева, 2003. – 127 с.
  2. Латохина А. А. Детская оздоровительная йога для детей. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Осипова В. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду»/ В. Осипова// Обруч. – 1997. — №3.
  4. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003. – 128 с.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.