Русские традиции

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Русские традиции»

для детей  средней группы

 

 Коваленко Юлия Александровна,

воспитатель детского сада «Родничок»,

 г. Кондрово Калужской обл.

 

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с русскими народными костюмами, с символикой в украшении костюма, с народной тряпичной игрушкой – куклой, культурой быта русского народа.

Развивающие: обогащать словарь, развивать память, мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к искусству родной страны и русского народа, вызвать интерес к драматизации, создавать между взрослыми и детьми отношения доброты и любви.

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей (сарафан, кокошник, платок, лапти, узор, портки, онучи или портянки, картуз, кушак, рубаха-косоворотка, сударыня, сударь, лоскуты).

Методы и приемы: разговор, наглядность, игра, наблюдение, упражнения творческого характера (театр), выполнение практической работы, обсуждение.

Предварительная работа: чтение сказок, обыгрывание сюжета сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстрации русской народной одежды, иллюстрации к русским народным сказкам, народные игры.

Материал: волшебный сундучок (с масками и русской народной одеждой для театра: платками, рубахами, сарафанами, лаптями), слайды с иллюстрациями к русской народной сказке «Заюшкина избушка», слайды с русскими узорами, слайды с народными тряпочными игрушками, кукла-мальчик Иванушка в национальном костюме, игрушки (матрешки, свистульки, дудочки, деревянные грибочки, погремушка, тряпочная игрушка).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель встречает детей в народном костюме вместе с куклой Иванушкой, одетым также в национальный костюм.

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Никто из вас не догадался, откуда мы к вам пришли?
Дети: Нет. Откуда вы пришли, гости дорогие?

Воспитатель: Мы пришли к вам из прошлого, из Древней Руси.
Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия?
Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин – сударь, молодых юношей и мальчиков – судариками.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как нас зовут. Спросите вежливо, только спросите так, как раньше на Руси говорили. Ко мне нужно обращаться — сударыня, к сыну моему – сударик.
Дети: Как вас звать сударыня? А тебя сударик?

Воспитатель:  Меня зовут Юлия – свет Александровна, а моего сыночка – Иванушка — свет Игоревич.

Воспитатель: Что можно сказать про наши имена, какие они?
Дети: Красивые, ласковые, нежные, добрые.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво мы одеты, наша одежда совсем непохожа на вашу. Давным-давно на Руси все люди так одевались.
Сейчас люди одеваются совсем по-другому. Ребята, посмотрите, во что одета я. На мне белая льняная рубаха и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные, под лаптями онучи или портянки. Волосы в косы заплетены.
На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. Посмотрите, какой на мне красивый платок. Его носили на голове, на плечах. Молодые девушки и девочки голову повязывали красивыми лентами, искусно украшенными.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, во что же одет мой сыночек -Иванушка?
В рубаху-косоворотку, штаны-портки, лапти; рубаха подпоясана кушаком (поясом) самотканым, на голове картуз.

Воспитатель: А теперь давайте, поиграем в сказку, и вместе с нами поиграют наши родители. Они будут и актерами и зрителями, и вы тоже. В нашем театре будут показывать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». По считалочке выбираются герои сказки. А я буду рассказчицей.
Драматизация по сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Все старались, молодцы,
Похлопаем друг другу от души! Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? В узоре каждый элемент имеет определенный смысл.
Например: (показ и рассматривание иллюстраций)
Знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
Знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
Знак Засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
Посмотрите и в наших костюмах  есть эти цвета. (Рассматривают костюмы).

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «Найди и покажи». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду на картинках.
Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор… (Кокошник)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали (Лапти)
Сижу верхом не знаю на ком,
знакомца встречу,
соскочу — привечу (шапка).
Надену — ободом сведёт, Сниму — змеёй упадёт, Тепла не даёт, А без него холодно (Кушак). Дуйся, не дуйся, Через голову суйся, Попляши день-деньской Ночью пойдёшь на покой (Рубаха).
Днём царица, ночью тряпица (Сарафан).
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет —
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек —
Повяжи себе… (платочек)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вижу, вы теперь очень хорошо разбираетесь в старинной одежде.  Ребята, а играть вы умеете?
Дети: Да!

Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек».
Ход игры: Играющие (родители и дети) встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется долго, беспрерывно — чем больше участников, тем веселее игра. Игра проводится под русскую народную мелодию.

Воспитатель: Ребята, а что это у вас вокруг и так много?
Дети: Игрушки.

Воспитатель: И вы сами все это сделали? (Ответы детей)

Воспитатель: А в старину игрушки делали сами, своими руками. Вот, посмотрите у меня в сумке лежат игрушки моего сыночка (погремушка, свистульки, дудочка, матрешки, деревянные овощи). А еще куклы разные. В куклы играли не только девочки, но и мальчики. Играли до 7-8 лет все дети. Пока дети были маленькими, кукол им мастерили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла делать любая девочка. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куколки были яркие и нарядные. Существует очень много видов кукол.
Была кукла игровая — предназначалась детям для игры. А вот, эта кукла. Я ее сделала для своей дочери своими руками из лоскутков и ниток.
А вы знаете, что такое лоскутки? Правильно, это остатки ткани. Посмотрите, какие куклы делали мамы со своими дочерями и сыночками сами в прошлом.
Обереговая кукла называлась Берегиня, к ней относится и кукла-домовенок  – спасала человека от различных опасностей (оберег — от слова «оберегаю», т.е. охраняют, оберегают от всего плохого). Все куклы делались без иголок и, нельзя было пользоваться колющими предметами.
Маленькая куколка-девочка с длинной косой была и игровой куклой, и обереговой. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется «На Счастье». Кукла Жених. Мужской образ русской куклы называли «кукла». Кукла Жених – это игровая кукла.
Кукла «Зерновушка».  Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме. Когда рождался ребёнок, делали Куклу «Погремушку». Сделана эта кукла из ярких, красочных лоскутков. Догадайтесь, почему их так называли? Если попробуете, потрясите эту куклу, то вы услышите звон (погремушку делали из различного материала : из березовой коры делали коробочку, использовали рог козы, пузыри домашних животных, из дерева делали точеный шарик. Наполняли их горохом, бобами и мелкими камушками). Куклу-погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла — погремушка развлекала и оберегала малыша. Есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Эта кукла называется – «Пеленашка». А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название? Кукла « Пеленашка» – младенчик в платочке, завернутый в пеленку. А как вы думаете, для чего раньше делали таких кукол? («Пеленашку» делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.). Раньше считалось, что в доме, где есть дети, обязательно должна быть кукла – «Пеленашка» (делаем куклу: скручиваем полотенце и заворачиваем его в пеленку).
Куклы просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эти куклы мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас сделать кукол своими руками вместе с вашими мамами, а потом посмотрим, у кого самая красивая получится кукла, договорились? Давайте приготовим наши пальчики к работе, сделаем пальчиковую разминку «Игрушки»:
Раз, два, три, четыре, пять Дети поочередно соединяют пальцы обеих рук,
Надо пальчики размять (складывают их в замок и выгибают пальчики).
На большом диване в ряд (попеременно хлопают в ладоши)
Куклы Танины сидят: (стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики)
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (разгибают поочередно пальчики)
Помогли мы нашей Тане (попеременно хлопают в ладоши)
Все игрушки сосчитать (стучат кулачками)
Воспитатель: Присаживайтесь за столы и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Какие замечательные куклы у вас получились, мне, кажется, выбрать лучшую невозможно, ведь вы так все старались, в свою работу вы вложили частичку своей души. Предлагаю организовать выставку наших великолепных кукол. Пусть к вам придут дети из других групп, и посмотрят, каких красивых кукол вы смастерили. Возможно, они захотят сделать таких же, и вы их, непременно, научите.

Дети приступают к изготовлению кукол. После выполнения работы кукол выставляют на заранее подготовленное место для выставки, все подходят, рассматривают и обсуждают получившихся куколок.

Воспитатель: До свидания, ребята. Приходите к нам, в прошлое, в гости. Мы вам покажем еще много интересного.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.