Литературная викторина
«Путешествие в Африку»
Гаврилюк Анна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманска
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания о ранее прочитанных произведениях Б.В. Заходера, главные герои которых – животные жарких стран.
- Развивать творческое воображение, логическое мышление.
- Воспитывать желание использовать литературный опыт в речевой практике.
Ход викторины:
Воспитатель читает стихотворение:
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной Киске
Не дают украсть сосиски!
– Вы, конечно, сразу узнали автора этого короткого, смешного стихотворения. Назовите его имя и фамилию. (Борис Владимирович Заходер.) Взгляните ещё раз на портрет этого замечательного поэта, создавшего множество замечательных стихов о самом разном (демонстрация портрета Б.В. Заходера. Вспомните, каким Борис Владимирович Заходер был в детстве (показ презентации.) Да, будущий поэт очень любил животных и, став взрослым написал множество замечательных стихотворений о них. Давайте вспомним некоторые из них (показ презентации, чтение стихотворений детьми.)
– Мы с вами живем на Крайнем Севере, где солнце всю зиму не показывается из-за горизонта, мало растительности и часто дуют холодные северные ветры. Вы бы хотели очутиться в другой, южной стране, где под палящими лучами солнца живут диковинные, удивительные или, как иногда говорят, экзотические животные, о которых в своих стихах писал Борис Заходер? Чтобы очутиться в этой далекой стране, нам предстоит преодолеть немало преград и выполнить немало заданий. Задание 1. – Загадки об обитателях юга:
1) Она вечно // Всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда // Спешить тому,
Кто всегда в своём дому? (Черепаха)
2) Считался он царём зверей,
Но это было встарь,
Не любят в наши дни царей,
И он — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся. (Лев)
3) … Он в море ест и в море спит,За что ему — спасибо:Тесно было бы на сушеОт такой огромной туши!
Задание 2. Найдите среди картинок изображения животных, которые не живут в наших климатических условиях, подберите карточку с его названием, дописав потерявшуюся букву.
– В стихах Б. Заходера встречаются не только на самом деле существующие животные, но и придуманные им, например, рапуны, кавот и камут. Кто помнит веселые стихи про них? (дети читают стихи по желанию)
Рапуны
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
Тихо спят и видят сны.
Кавот и Камут
Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота,
-У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот.
Задание 3. Давайте и мы пофантазируем, как Б. Заходер, и составим из частей двух животных одного, в природе не существующего:
- СЛОНОГРАФ (слон + жираф)
- ВЕРБЛЮДОРОГ (верблюд + носорог)
- МАРТЫПАХА (мартышка + черепаха)
- КРОКОМОТ (крокодил + бегемот)
Задание 4. – Отгадывание кроссворда:
- Голову кладет от страха
В панцирь ловко…(черепаха)
- Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…(жираф)
- Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык,
На носу имеет рог.
Кто же это?..(носорог)
- Когти острые у кошки.
А на спинке всё полоски. (тигр)
- По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в реку угодил,
Нос откусит…(крокодил)
- Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (зебра)
– Вот мы и добрались до самой солнечной страны. Прочитайте, как она называется. (Африка)
– Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня… Вокруг – то желтые пески, то серые камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. Открывайте глаза. (дети открывают глаза, перед ними макет «Джунгли») Ребята, посмотрите, перед вами джунгли, но почему-то здесь нет жителей. Кого мы можем здесь встретить? (ответы детей) Правильно! Здесь живут зебры и жирафы, тигры, обезьяна и бегемоты. Предлагаю вам вылепить фигурки животных из пластилина и заселить джунгли. (дети лепят разных животных по желанию)
– Молодцы, вы дополнили макет разными животными, теперь мы можем показать и рассказать детям другой группы о том, что такое джунгли. Настала пора вернуться обратно в группу. Раз, два, три обернись, снова в группе очутись. (дети возвращаются на стульчики) Где мы, ребята, сегодня побывали? С каким животными мы встретились? О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?