Космический полёт

Конспект образовательной деятельности

«Космический полёт»

для детей подготовительной группы

 

Тубасова Светлана Константиновна,

воспитатель МБДОУ № 25,

Соколова Анна Викторовна,

 учитель-логопед МБДОУ № 25

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование.

Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми

Материал и оборудование: Модули, 2 скамейки, скафандры по количеству детей, рюкзак с надписью «космическая еда», карточки движений «Невесомость», листы «Созвездия» по количеству детей, фломастеры по количеству детей, коврограф, фигуры планет и солнца для коврографа, музыкальный светящийся шар, аудиозапись «Марш космонавтов» А. Рыбникова, презентация, письмо из центра управления полетами, схема конструирования ракеты.

Предварительная работа: беседы с детьми по теме космос( солнечная система, звёзды и созвездия), рассматривание иллюстративного материала, просмотр презентаций «Первый в космосе», «Солнечная система», «Звёзды и созвездия», «Космическая техника», чтение детской энциклопедии, главы «Вселенная», «Зачем летать в космос?», опытно- экспериментальная деятельность «Почему день сменяется ночью?», «Почему видно звезды», раскраски «Солнечная система», «Нарисуй созвездие», заполнение сенсорной коробки по теме «Космос», повторение пословиц о труде, разучивание стихотворения «Планета-сад» Я. Аким

Задачи:

Коррекционно-обучающие: формировать представления о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов; систематизировать словарь по теме «Космос»; активизировать лексический запас (согласование различных частей речи, образование прилагательных от существительных, образование родственных слов); формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов; совершенствовать навык чтения, умение разгадывать различные виды ребусов; закрепить умение детей составлять рассказы описательного характера.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки речевого общения, связной речи, внимания, логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики, общей моторики.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть:

Звучит аудиозапись «Марш космонавтов» А. Рыбникова

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это за музыка звучит? это звучит «Марш космонавтов». Кто такой космонавт? (Ответы детей) Космонавт, это человек, который решает множество задач на борту корабля, управляет бортовыми системами, оборудованием для научных исследований, совершает научные исследования, должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой корабль, проводить ремонтные работы на орбитальной станции.

-. Скажите, какой праздник мы отмечаем на следующей неделе? (12 апреля мы отмечаем Всемирный день авиации и космонавтики.)

Люди всегда хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до планет. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот русские учёные под руководством конструктора межпланетных кораблей Сергея Павловича Королёва (показ слайда) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – Белка и Стрелка ( слайд), они удачно вернулись на Землю. 12 апреля 1961 года ( 57 ЛЕТ НАЗАД) впервые в космос был совершен космический полёт с первым космонавтом на борту, на ракете, которая стартовала с Байконура. Кто же был первым космонавтом на Земле? (показ слайда). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся наша страна следила за его полетом, все люди волновались, переживали и гордились, что именно русский человек первым в мире совершил космический полет.

Ребёнок: А назывался его корабль «Восток»

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видит с высоты

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Воспитатель: Ребята, а почему всем так хочется полететь в космос? (Ответы детей).

— Дети, к нам в детский сад пришло письмо из центра управления межпланетными полётами ( приходит учитель-логопед, приносит письмо с ЦУП) «ДЕТИ . ПРИГЛАШАЕМ ВАС В КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. ЦЕЛЬ ПОЛЕТА – ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА».

Воспитатель: Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. Дети, вы, хотите полететь в космос? (ответы детей). Набираем команду космонавтов, чтобы отправиться в путешествие. Прежде, чем отправиться в полет, вам надо пройти подготовку. Вы готовы?

Основная часть:

Воспитатель:

Д/И «Какой космонавт?»

— Каким должен быть космонавт? Будем передавать звездочку по кругу и называть качества космонавта (смелый, сильный, храбрый, мужественный, сообразительный, умный, находчивый, здоровый, решительным, т.к. когда корабль плывёт в космосе, возможны непредвиденные ситуации).

Д/И «Строим космический корабль»

— Чтобы космонавт смог отправиться в космос, необходимо построить космический корабль. Чтобы управлять космическим кораблём каждый космонавт должен знать , из каких частей состоит ракета, а вы знаете? (корпус, крылья, нос, хвост, люк, кабина, иллюминаторы, двигатели).

Воспитатель: Сейчас мы с вами сами построим ракету. Какие пословицы нам могут помочь в работе? (семь раз отмерь, один раз отрежь, хочешь есть калачи, на печи не сиди, глаза страшатся, а руки делают, труд человека кормит, а лень портит, без труда и отдых не сладок, в труде рождаются герои).

Девочки, вы будете строить корпус ракеты по схеме, а мальчики подготовят посадочные места из скамеек, и помогут вам (строят из объемных геометрических фигур ракету, две скамейки за ракетой расходятся лучами от центра ракеты).

УПР «Ребусы»

— Проверим, все ли мы собрали в полет. Всё, что необходимо взять зашифровано в ребусах. (Ребусы: скафандр, ракета, карта, еда. По мере отгадывания ребусов воспитатель указывает на нужные предметы.)

Д/И «Посадочный талон»

— Ракета готова, чтобы отправится в путешествие к звездам, нужен посадочный талон, из предложенных слов, выберите, те которые относятся к космосу, это и будет вашим пропускным билетом на ракету : космос, планета, асфальт, звезда, луноход, грузовик, Луна, Солнце, круг, космонавт, звездочет, строитель, ракета, звездолет, вездеход, созвездия, радуга, звездопад, аэропорт, вокзал, космодром)

— Вы успешно прошли подготовку, всё готово к полёту, счастливого пути, я буду ждать вас в детском саду.

Учитель-логопед: Рада приветствовать вас на борту корабля, займите свои места( дети зачитывают слова с посадочных талонов), наденьте скафандры.

Упражнение «Шумелка»

-Включить левый двигатель (ребенок слева произносит долгий «Р»), включить правый двигатель(ребенок справа произносит долгий «Р»), считаем

в обратном порядке 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск! Мы набрали высоту. Полет проходит нормально. Можно снять скафандры, мы в невесомости.

Дети, центр управления полётами, предлагает нам выполнить задания. ( Задания в конверте)

Основная часть

 Д/И «Фотографии»

Воспитатель:

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

— Нам дают с земли радиосигналы с заданием. Мы должны из космоса сфотографировать на земле определенные места. Подумайте, что мы должны фотографировать? (учитель-логопед читает послание)

Яблоня, сад -…(дети: — яблоневый сад)

Сосна, лес -…(сосновый лес)

Глубина, море — …(глубокое море)

Топь, болото — …(топкое болото) ( слайд Земля)

Д/И «Составь предложение»

-Космонавты долго находятся в полёте, а чем они занимаются на корабле? (исследуют космос, проводят научные опыты, эксперименты, устраняют неполадки в работе приборов) Я вам тоже предлагаю поработать и выяснить, какими исследованиями мы займемся. А чем займемся в полете мы, вы узнаете, составив предложения из перепутанных слов

1) Наблюдение, звездами, за, провести.

2) Солнечной, сколько, системе, в, планет.

 Д/И «Семейка слов»

Угли пылают-

Совком не достать.

Ночью их видно,

А днем не видать.

Что это? (звезды) (Слайд Звёздное небо)

Как много звезд мы пролетаем! ( включить диско- шар)

— Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)

— Если на небе много звезд , то небо какое? (звездное)

— Как можно назвать корабль, который летит к звездам? (звездолет)

— Как в сказках называют волшебника, который определяет будущее по звездам? (звездочет)

 Подвижная игра на основе схем «Замри»

— А сейчас я предлагаю вам перейти в другой отсек нашего большого корабля и сесть за столы, чтобы продолжить исследование космоса. Мы находимся в состоянии невесомости, поэтому движения наши плавные и немного замедленные. Под космическую музыку вы двигаетесь в состоянии невесомости.

По моей команде «Замри!» вы замираете в той позе, которую я покажу на карточке. (Дети изображают разные позы в состоянии невесомости)

 Зрительная гимнастика «Космические дали»

Каждый космонавт должен уметь ориентироваться в космосе по звездной карте. Давайте проведем учения.

В космосе так здорово! (Быстрое моргание глазами). Звёзды и планеты. (Направление взора вверх, вниз). В чёрной невесомости (Медленно – Вправо) Медленно плывут! (Медленно – Влево).

В космосе так здорово! («Зажмурить» глаза, широко открыть). Острые ракеты. (Направление взора по кругу). На огромной скорости.( По часовой стрелке). Мчатся там и тут! (Против часовой стрелки).

Коррекционное задание «Созвездия»

В безоблачный, ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому, что они находятся очень далеко от нашей планеты. На самом деле звезды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них – голубого цвета, менее горячие — красного цвета. Есть звёзды гиганты, и звёзды- карлики. Звёзды – это космические тела, расположенные в космическом пространстве. Почти все звёзды собраны в созвездия, которые похожи на предметы или животных.

Задание: Ребята, вы знаете, что если соединить между собой звезды условными линиями, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. Нужно дорисовать созвездия, для этого нужно обвести по контуру, соединив точки между собой, это созвездия, под которыми вы родились. ( дети обводят по контуру созвездия).

— Дети, какое созвездие вы нарисовали? ( дети называют созвездие , под которым родились)

— Вы чувствуете, ребята, как стало жарко? Мы приблизились к солнцу. В нашей команде есть исследователи солнца, они расскажут нам о Солнце. (Ответы детей) (слайд Солнце):

— Солнце – это большая звезда.

— Оно дарит нам тепло и свет.

— Если бы наша планета Земля была расположена ближе к Солнцу, то на ней все засохло бы от жары.

— А если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

— Если будешь смотреть на Солнце без темных очков, то можно ослепнуть, или заболят глаза, потому что Солнце очень яркое.

— Вокруг солнца вращается много планет: Венера, Меркурий, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

У каждой планеты свой собственный путь

Нельзя ей поверьте с орбиты свернуть

Вокруг солнца вращаются наши планеты

По-разному все они Солнцем согреты.

— Ребята, планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета). Чем они похожи друг на друга? (круглые). Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите, все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой.

— Ребята, нам необходимо узнать, сколько всего планет в солнечной системе и создать макет солнечной системы.(на коврограф взрослый выставляет солнце).

Слайд Меркурий

Посмотрите в иллюминатор (на слайд) и назовите первую самую близкую к Солнцу планету.

— Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. На этой планете очень жарко, потому что он находится ближе всех к Солнцу).

Учитель-логопед: возьми картинку с изображением Меркурия и приклей на свое место. (ребенок, который рассказал о планете, встает, берет планету и приклеивает к коврографу возле солнца)

Слайд Венера

— Вторая от Солнца планета – это?

Дети: Венера.

Учитель-логопед: Что вы знаете о Венере?

Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива. (ставит картинку)

Слайд земля

— Вы узнали третью планету?

Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов. Земля — это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей (воздух, вода).

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой, похожей нету. Я. Аким

Слайд Марс

— Ой, ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, что это за планета?

–Это Марс – планета красного цвета. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет.

Слайд Юпитер

— Внимание, как называется следующая пятая планета от Солнца?

Это Юпитер. Юпитер похож на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод .

Слайд Сатурн

— Мы видим Сатурн – шестую планету на ней очень холодно, она желто-оранжевого цвета? Сатурн легко узнать по светящимся кольцам. Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

Слайд Уран

— Уран — седьмая планета Солнечной системы, она вращается вокруг солнца « лёжа на боку», эта планета состоит из газа, на ней очень холодно

Слайд Нептун, Плутон

— Восьмая планета – Нептун, самая голубая планета Солнечной системы, ее атмосфера состоит их кристаллов льда.

— Ребята, мы выполнили все задания, увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Вернемся назад в первый отсек, не забывайте о невесомости. Займите свои места, наденьте скафандры. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля!!!

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель (встречает детей): Удачного приземления, исследователи космоса, выбирайтесь на свежий воздух, вдохните полной грудью «Ах, какая красота! Как прекрасно на планете Земля!». Рада видеть вас в детском саду, а где находится наш детский сад? (в России, в г. Мончегорске Мурманской области, ул. Ферсмана дом 11)

— Расскажите, чем вы занимались во время космического полёта, что вам больше всего запомнилось во время путешествия? С какими трудностями столкнулись?    (ответы детей).

— У вас отличный получился макет Солнечной системы (учитель-логопед передаёт плакат), мы повесим его в нашей группе, и пригасим детей из детского сада, чтобы познакомить и рассказать о планетах. А созвездия, под которыми вы родились, можете, забрать с собой на память.

Учитель-логопед: Ребята, ЦУП предлагает, Вам, продолжить свои открытия по изучению космоса в группе, провести ряд опытов. (передает коробку «Изучи, космос», дети благодарят).

Воспитатель: Юные исследователи космоса, я уверена , что изучение космоса вас очень заинтересовало, в космическом пространстве остаётся ещё много таинственного и загадочного, я думаю, что когда вы вырастите и будете определяться с выбором профессии, найдутся те, кто захочет посвятить себя изучению космоса. Удачи, Вам.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.