Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через художественную литератур

Из опыта работы

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

через художественную литературу»

 

Савинская Екатерина Фёдоровна,

воспитатель МБДОУ № 136,

г. Мурманск

 

Обратите свое сердце к книгам

«Какое богатство мудрости и добра

рассыпано по книгам всех

времен и народов!»

Л.Н Толстой.

Литература во всех ее видах —

                         не что иное, как тень доброй беседы.

Роберт Луис Стивенсон

 

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки  дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное  значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества(формирование связной речи, словарная работа и др.). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Выстраивая систему работы  по данной теме развитию речи  дошкольников, я определила основные направления своей  деятельности:

—  создание речевой развивающей среды;

— работа с детьми;

— работа с родителями;

— работа с социумом (городская детская библиотека, художественный музей, краеведческий музей, Филиал библиотеки №17 «Яблочко»)

В  группе перед педагогом стоят задачи:

— воспитывать у детей любовь к книге;

— художественной литературе;

— способность чувствовать художественный образ;

— развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи),интонационную

выразительность речи;

-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда. В группе   оборудовала книжный уголок: пополнила нашу библиотеку новыми книгами. Родители принимают активное участие в пополнении книжного уголка. У нас появилась  «Книжкина больница», где дети с удовольствием ремонтируют книги.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

-просмотр видеофильмов;

-оформление выставок: тематических, одного писателя, об одном герое из разных произведений;

— подборка видеофильмов русских и зарубежных детских произведений.

Словесный метод: приёмы-

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

-прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

-элементы инсценировки;

-игры-драматизации;

-дидактические игры;

-театрализованные игры, использование разных видов театра;

-игровая деятельность;

-литературные викторины.

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию — главная задача многих словесных игр.

Дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

Сначала я буду, диктором слушайте! Внимание! Внимание!  Угадайте, из какой сказки  этот герой. Зубки у  неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая ,она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)

Дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Вариант 1: Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»:  «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко  курочка Ряба. Положила бабка его на окошко стынуть. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Вариант 2: Угадай сказку по трём словам:

1)Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста  развивается:

1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

3.Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.

4.Выполнять игровые действия, способствующие тексту  знакомых произведений, сказок.

5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

6.Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений

и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

7.Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи  дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.