Содержание образовательных областей по ФГОС ДО

В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Основные задачи образовательных областей можно посмотреть здесь.

А в данной статье мы разберем содержание каждой области, то есть выясним, что входит в то или иное направление развития и образования.

Такая структуризация будет достаточно условной, так как многие личностные качества (самостоятельность, инициативность и др.), а также знания, умения и навыки воспитанников развиваются и формируются при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников нельзя «вставить» в какую-то одну образовательную область. Эмоциональность и творчество развиваются во всех сферах деятельности детей.

Тем не менее, основное содержание образовательных областей такое:

  1. Социально-коммуникативное развитие:

— нравственное воспитание,

— патриотическое воспитание,

— правовое воспитание,

— гендерное воспитание,

— коммуникативное развитие,

— трудовое воспитание,

— формирование основ безопасности жизнедеятельности.

  1. Познавательное развитие:

— ознакомление с окружающим социальным миром,

— ознакомление с окружающим природным миром,

— ознакомление с окружающим предметным миром,

— формирование элементарных математических представлений,

— экспериментирование и исследовательская деятельность,

— сенсорное развитие.

  1. Речевое развитие:

— формирование звуковой культуры речи,

— формирование словаря,

— формирование грамматического строя речи,

— развитие связной речи,

— развитие речевого творчества,

— ознакомление с художественной литературой,

  1. Художественно-эстетическое развитие:

— развитие восприятия произведений искусства и литературы,

— музыкальное развитие,

— рисование,

— лепка,

— конструирование,

— аппликация.

  1. Физическое развитие:

— охрана и укрепление здоровья,

— развитие физических качеств,

— формирование представлений о здоровом образе жизни.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

22 комментария к записи “Содержание образовательных областей по ФГОС ДО”

  1. Аноним:

    Спасибо за очень подробную и полезную информацию

  2. найля:

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, мы работаем по программе «Предшкольная пора»Н.Ф.Виноградовой.А в ООП как расписать образоват.области, ведь в программе не области, а разделы?

  3. оксана:

    Подскажите,пожалуйста,диагностику социально-коммуникативного развития как проводить.Какие методики и авторы? Спасибо.

    • admin:

      Оксана, диагностику нужно брать из той программы, на основе которой написана образовательная программа Вашего сада («Детство»или «От рождения до школы», или др.). У Вас в саду должны быть эти диагностики. Могу порекомендовать хороший диагностический комплект, он есть в Интернете: «Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет». Под ред. М.М.Безруких

  4. Татьяна:

    Спасибо, за очень полезные подсказки!!!

  5. Елена:

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно распределить разделы по образовательным областям. Мы идем по программе «Детство».

    • admin:

      Елена, в самой программе «Детство» авторы расписали все направления (разделы) по образовательным областям. Вы, посмотрите, пожалуйста, саму программу. Там понятно, что именно входит в ту или иную область.
      Правда, игру, выделили отдельно. Её или также как авторы пишите отдельно, или вставляйте в каждую область (потому что игра присутствует в каждой области).

  6. Людмила:

    Бэла Геннадьевна. добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, что нужно написать в докладе к педсовету по теме «Ситуация, как форма работы с детьми». Спасибо

  7. Татьяна:

    Здравствуйте! Готовлю консультацию для родителей по инклюзии в разрезе деток с ОВЗ. Какие наиболее важные моменты для родителе детей с особенностями развития необходимо, на Ваш взгляд, осветить? Спасибо

    • admin:

      Татьяна, надо бы родителей познакомить с теми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы, которые могут применять сами родители, без помощи и поддержки специалистов. Ну и, конечно, нужно обратить внимание на создание благоприятного эмоционального фона, на создание ситуации успеха при взаимодействии с такими детками.

  8. Наталя:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! на Вашем сайте бала публикация по поводу алгоритма работы с детьми в течении дня (проще сказать, что за чем проводить). Подскажите ссылку пожалуйста. Прошу прощения, что обращаюсь не по теме статьи на этой странице, но нужной я не нашла. Книга Ваша — «Методические подсказки…» — просто замечательная. Спасибо!

    • admin:

      Наталья, спасибо большое за такую оценку моей книжки! Мне очень приятно!
      А тот алгоритм (что за чем) как раз в этой книжке в главе 1.4. «Как распределить образовательную деятельность в режимные моменты». На сайте его не было. Так что посмотрите там, пожалуйста.

  9. Наталя:

    Огромное СПАСИБО! Нашла!

  10. Марина:

    Не знаю, как писать план,требуют чтобы были прописаны 9 видов деятельности,через 5 областей.Работали по «Радуге»,сейчас переходим на «Детство» В голове каша…

    • admin:

      Марина, я нашла в Интернете очень даже неплохие образцы разного вида планов. Примерно так сейчас пишут планы воспитатели всей страны. (Хотя каждый детский сад имеет право разрабатывать свою структуру планирования). Посмотрите, может быть Вам это подойдёт http://detskiisad140.edusite.ru/p205aa1.html

  11. Марина:

    Б.Г. Спасибо за помощь!

  12. Елена:

    Бэла Геннадьевна, здравствуйте! Я еще не воспитатель, заочно получаю диплом. Вот такой вопрос: при составлении календарно — тематического плана на один день требуется ли присутствие всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие? То есть в каждом дне должны быть спланированы все образовательные области?

    • admin:

      Елена, да, в каждом дне должны быть спланированы все образовательные области. У Вас это получится без особых усилий. Например, на прогулке можно поставить задачи по познавательному развитию (наблюдение), социально-коммуникативному (коммуникативная игра), физическому (подвижные игры). Утром, перед занятиями, речевое развитие (пообщаться на тему «Что ты увидел сегодня, когда шел в садик?»). Вообщем, каждый день задействованы все образовательные области.