Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.
Образовательные ситуации могут быть включены в непосредственно образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, а также в режимные моменты.
В непосредственно образовательной деятельности задачами будут:
— формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности;
— обобщение знаний по теме.
А в процессе режимных моментов и при организации самостоятельной деятельности воспитанников:
— закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников;
— применение имеющихся знаний в новых условиях;
— освоение новых способов действий.
Основой для образовательных ситуаций являются:
– проблемные ситуации;
– упражнения и дидактические игры;
— задачи практического содержания;
– наблюдения и эксперименты и т.п.
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта).
В младшем и среднем возрасте преобладают ситуации игрового содержания: игры с рассматриванием игрушек и картинок, чтение литературных произведений с использованием игрового персонажа, наблюдение за предметами и объектами на основе игрового сюжета и др.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения; создаются ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации педагог будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности воспитанниками.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте! Интересная формулировка-образовательная ситуация. А можно считать использование коммуникативных игр в социально нравственном воспитании как образовательную ситуацию,как тему по самообразованию?
Елена, правильнее формулировка темы будет звучать так: «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством (или в процессе) коммуникативных игр». А образовательная ситуация в этом случае будет формой взаимодействия взрослого и ребенка.
Здравствуйте.Наша методист требует убрать НОД,и заменить его словосочетанием образовательная ситуация,убрать из него приоритетную область по которому проводилась НОД. По ее словам если в занятии преобладает одна из областей то это урок,не смотря на то что занятие носит интегрируемый характер сочетая в себе несколько областей. Прочитав вашу статью я убедилась,что образовательная ситуация это составная НОД. Как можно убирать приоритетные области? Тогда занятие будет состоять из хаоса всего по чуть чуть в итоге ничего.Может я не права?
Оксана, по большому счету образовательная ситуация может быть занятием, так как у неё структура такая же, как у занятия, и есть определённый результат. Но зачем подменять одно название другим? Не понимаю …
Наверное, Вашему методисту сказали обо всех этих требованиях на МО или в ИРО, или еще где-то «наверху». Потому что так смело редкий старший воспитатель будет действовать. Но сейчас каждое дошкольное учреждение имеет большие права на свои особенности ведения образовательного процесса.
Насчет хаоса. Сейчас много неразберихи в определениях, названиях и пр.
Например, запретили употреблять слово «занятие». А где этот приказ? Его кто-нибудь видел? В детском саду никогда в это слово не вкладывался тот смысл, который применяется к школьным занятиям (урокам). У нас (в д/с) всегда занятие было игровым и творческим.
Вообщем, Оксана, не знаю, что Вам посоветовать. Я бы как Ваш методист не делала таких решений. Но раз в Вашем саду хотят так изменить формулировки, то увы …
Здравствуйте!Пожалуйста подскажите, как можно спланировать образовательные ситуации в таких видах деятельности как игра, НОД или Праздник,а также в режиме дня и в работе с родителями, начиная от нормы и до инициативы?
Наталья, вопрос очень объемный. Коротко могу ответить так: Планируйте ситуации по трем направлениям: 1.как проблему, 2. как формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности, 3. как обобщение знаний по теме. И нет большой разницы – игра это или Праздник.