Что такое образовательная ситуация

Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.

 Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.

Образовательные ситуации могут быть включены в непосредственно образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, а также в режимные моменты.

В непосредственно образовательной деятельности задачами будут:

 — формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности;

— обобщение знаний по теме.

А в процессе режимных моментов и при организации самостоятельной деятельности воспитанников:

 — закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников;

—  применение имеющихся знаний в новых условиях;

— освоение новых способов действий.

Основой для образовательных ситуаций являются:

– проблемные ситуации;

– упражнения и дидактические игры;

—  задачи практического содержания;

– наблюдения и эксперименты и т.п.

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта).

В младшем и среднем возрасте преобладают ситуации игрового содержания: игры с рассматриванием игрушек и картинок, чтение литературных произведений с использованием игрового персонажа, наблюдение за предметами и объектами на основе игрового сюжета и др.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения; создаются ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации педагог будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности воспитанниками.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

6 комментариев к записи “Что такое образовательная ситуация”

  1. Елена Грибач:

    Здравствуйте! Интересная формулировка-образовательная ситуация. А можно считать использование коммуникативных игр в социально нравственном воспитании как образовательную ситуацию,как тему по самообразованию?

    • admin:

      Елена, правильнее формулировка темы будет звучать так: «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством (или в процессе) коммуникативных игр». А образовательная ситуация в этом случае будет формой взаимодействия взрослого и ребенка.

  2. Оксана:

    Здравствуйте.Наша методист требует убрать НОД,и заменить его словосочетанием образовательная ситуация,убрать из него приоритетную область по которому проводилась НОД. По ее словам если в занятии преобладает одна из областей то это урок,не смотря на то что занятие носит интегрируемый характер сочетая в себе несколько областей. Прочитав вашу статью я убедилась,что образовательная ситуация это составная НОД. Как можно убирать приоритетные области? Тогда занятие будет состоять из хаоса всего по чуть чуть в итоге ничего.Может я не права?

    • admin:

      Оксана, по большому счету образовательная ситуация может быть занятием, так как у неё структура такая же, как у занятия, и есть определённый результат. Но зачем подменять одно название другим? Не понимаю …
      Наверное, Вашему методисту сказали обо всех этих требованиях на МО или в ИРО, или еще где-то «наверху». Потому что так смело редкий старший воспитатель будет действовать. Но сейчас каждое дошкольное учреждение имеет большие права на свои особенности ведения образовательного процесса.
      Насчет хаоса. Сейчас много неразберихи в определениях, названиях и пр.
      Например, запретили употреблять слово «занятие». А где этот приказ? Его кто-нибудь видел? В детском саду никогда в это слово не вкладывался тот смысл, который применяется к школьным занятиям (урокам). У нас (в д/с) всегда занятие было игровым и творческим.
      Вообщем, Оксана, не знаю, что Вам посоветовать. Я бы как Ваш методист не делала таких решений. Но раз в Вашем саду хотят так изменить формулировки, то увы …

  3. Наталья:

    Здравствуйте!Пожалуйста подскажите, как можно спланировать образовательные ситуации в таких видах деятельности как игра, НОД или Праздник,а также в режиме дня и в работе с родителями, начиная от нормы и до инициативы?

    • admin:

      Наталья, вопрос очень объемный. Коротко могу ответить так: Планируйте ситуации по трем направлениям: 1.как проблему, 2. как формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности, 3. как обобщение знаний по теме. И нет большой разницы – игра это или Праздник.