Сценарий Дня здоровья
«Путешествие по стране здоровья»
для детей подготовительной группы
Шипарева Нина Ивановна,
воспитатель МБДОУ № 1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Актуальность: Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни является на данный момент приоритетной задачей. Основным содержанием дня здоровья является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью.
Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи:
- Подвести ребёнка к осознанию потребности в знаниях о себе и о своём здоровье.
- Прививать любовь к физическим упражнениям, интерес к здоровью, спорту.
- Продолжать знакомить детей с правилами правильного питания, гигиены.
- Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Предварительная работа в группе:
— мини-плакаты с высказываниями о здоровье, о спорте; иллюстрации о спорте;
— выставка рисунков «Будьте здоровы!».
Предварительная работа с детьми:
— рассматривание рисунков и фотографий по данной теме;
— знакомство с литературными произведениями, в которых отражены вопросы сохранения здоровья;
— тематические беседы и дидактические игры;
— разучивание самомассажа, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
Утро
Дети приходят в группу в спортивной форме, группа украшена шарами, на ковре разложено физкультурное оборудование (обручи, кольцебросы, массажеры для ног, круг «здоровья», скакалки, коврики для профилактики плоскостопия и многое другое). На столах дидактические игры по валеологии из серии «Ребята — крепыши», «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», «Полезно — вредно», альбом о спорте для рассматривания, в библиотеке организована подборка книг по данной тематике (К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», энциклопедия из цикла «Познай себя»). В уголке по изодеятельности предложить раскраски «Спортсмены».
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята сегодня наш день пройдет под девизом «Быть здоровыми хотим». Предлагает детям выбрать, чем бы они хотели заняться (свободная деятельность).
Индивидуальная работа:
- Упражнять в умении крутить обруч на поясе.
- «Поймай мяч»- упражнять в отбивании мяча о пол и ловле его двумя руками с боку.
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять —
В домик спрятались опять.
Описание игры: Пальцы сжаты в кулак. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца затем сгибать их в том же порядке.
После игр воспитатель напоминает правила: «Каждой вещи — свое место», «Порядок нужен не только для красоты, но и для безопасности» (уборка групповой комнаты).
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер. Ребята, вы никогда не задумывались, почему мы каждое утро с вами здороваемся? Удивительное слово «здравствуйте». Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» — очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (воспитатель показывает). Слово «здравствуйте» и означает «будь здоров». Давайте еще раз пожелаем друг другу здоровья.
- Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети встают в круг и поочерёдно пропевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают мячик: «Здравствуй, Катя!» и т.д.
Воспитатель: Расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека — его здоровье. Стали думать, решать — куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.
Ребята, предлагаю нам сегодня отправиться на поиск «здоровья». У «здоровья» есть много помощников. Кто скажет, как они называются? Что помогает нам быть здоровыми? (физкультурное занятие, зарядка, закаливание, прогулки на свежем воздухе, сон, правильное питание и т.д.).
С чего мы начинаем утро в детском саду? (с зарядки). Это будет наш первый помощник в поиске «здоровья».
По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
На зарядку, становись!
Утренняя гимнастика (по плану воспитателя)
После утренней гимнастики дети проходят в туалетную комнату для обширного умывания.
Обширное умывание
Раз — обмоем кисть руки,
Два — с другою повтори.
Три — до локтя намочили,
Четыре- с другою повторили.
Пять — по шее провели,
Шесть — смелее по груди,
Семь — лицо свое обмоем,
Восемь — с рук усталость смоем.
Девять — воду отжимай,
Десять — сухо вытирай.
Завтрак: продолжать учить детей тщательно прожевывать пищу, брать в рот небольшими порциями, во время еды не разговаривать, так как можно подавиться, жевать с закрытым ртом.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Каша — сила наша.
После завтрака проводиться игра «Волшебный напиток» (полоскание рта и горла). Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:
Я хороший, добрый ребенок.
Всем детям в группе я желаю здоровья.
Пусть все будут добрыми и красивыми,
Милыми и счастливыми.
Дети делают пассы руками над бокалом с водой, движения спонтанные — какие подсказывает собственное воображение ребенка, и добавляют: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров». Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а:а:а», подняв голову, полощут горло.
1. ООД — Ознакомление с окружающим миром: тема «Страна Спортландия»
Цель: Познакомить детей с различными видами спорта. Совершенствовать умение детей ориентироваться на плоскости листа. Обогатить словарь детей словами: тренер, стадион, спортсмен, боксерская груша. Упражнять детей в образовании слов (названия спортсменов). Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать у детей желание заниматься спортом.
2. ООД — Ручной труд «Витаминный шашлык»
Цель: Учить детей пользоваться ножом, разрезать на части фрукты, нанизывать их на палочку. Закрепить знание правил безопасной работы с ножом. Расширить знания о значении витаминов для роста и здоровья. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать желание самостоятельно готовить полезный десерт.
Прогулка
Наблюдение: Воздух
Цель: Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья человека.
Загадка: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем» (Воздух).
Кому нужен воздух? Можно ли прожить без воздуха? Говорят, что без еды человек может прожить несколько дней, а вот без воздуха не проживет и несколько минут. Давайте попробуем? Дети делают вдох, задерживают дыхание и стараются продержаться как можно дольше. Каким воздухом приятно, легко и полезно дышать? Что загрязняет воздух? (дым котельных труб, выхлопные газы автомобилей). Чем опасно загрязнение воздуха? Что мы можем сделать, чтобы в городе было больше свежего воздуха? (посадить саженцы, не ломать деревья, не мусорить). Деревья — это источник кислорода. Они очищают и освежают воздух. Чтобы быть здоровыми нужно больше гулять, дышать свежим воздухом. Люди, которые много бывают на свежем воздухе, имеют бодрый вид, у них играет румянец на щеках, на них приятно смотреть, у них хороший аппетит, сон, они редко болеют.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Описание: Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. При выдохе через рот, опуская руки, произносить звук ш-ш-ш. Повторить 4 раза. Обратить внимание детей на то, как увеличивается грудная клетка при вдохе (приложив ладонь к груди).
Труд: Полив группового участка водой из лейки.
Беседа: Ребята, Как вы думаете, физический труд полезен? Чем? (ответы детей). Физический труд укрепляет организм, делает крепче наши кости, развивает мускулы. Здоровому, сильному человеку легко справиться с любой работой. Заучить с детьми пословицу: «Кто крепок плечом, тому и ноша нипочем». Чувствуете, как прибавилось силушки? Мы хорошо потрудились, а теперь можно и поиграть.
Свободная деятельность детей во время, которой воспитатель проводит индивидуальную работу:
- «Меткий стрелок» — упражнять в метании вдаль, отрабатывать силу броска, развивать глазомер: Геля, Алеша, Сережа, Коля.
- «Прыгни дальше» — упражнять в прыжках в длину с разбега, отрабатывать приземление на две ноги: Саша, Олеся, Даша.
- «Подпрыгни и подуй» — улучшение функции дыхания, повышения тонуса, адаптация дыхания и организма в целом физическим нагрузкам: Лиза, Сережа Л., Даша, Лейла, Саша.
- Словесная игра для всех детей «Назови вид спорта» — закрепить названия видов спорта; воспитывать у детей желание заниматься спортом.
Возвращение с прогулки: обратить внимание детей на их внешний вид, у них горят глаза, играет румянец на щеках, они веселые, довольные, счастливые. Почему? (Ответы детей).
Напомнить, что мокрую одежду нужно положить на батарею. Чем опасна мокрая одежда? (можно простудиться, заболеть).
Обед: закрепить умение правильно и безопасно пользоваться столовыми приборами (вилкой).
Подготовка ко сну, лежа на кроватках проводиться мышечная релаксация
- Упражнение на расслабление мышц рук.
Мы умеем танцевать,
Бегать, прыгать, рисовать,
Но не все пока умеем
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье:
И становится понятно —
Расслабление приятно!
Описание: Руки с силой выпрямляем (Руки поднять, выпрямить за головой, потянуться)
Мы как будто подрастаем (Глубокий вдох, пауза.
А теперь их расслабляем.
Плавно, мягко опускаем (На выдохе руки опустить вдоль туловища, мышцы расслабить)
- Упражнения на расслабление мышц ног.
Что за странные пружинки
Распрямили наши спинки? (Потянуть носки ног на себя)
Ты носочки поднимай
И смотри, не опускай! (Пауза)
Ноги расслабляются (Расслабить мышцы ног)
Отдохнуть стараются.
Подъем, бодрящая гимнастика после сна (плану воспитателя):
Цель: Улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
Обширное умывание (со словами).
Растирание махровой рукавицей рук, ног, груди, спины.
Полдник:
Цель: Дать детям элементарные знания, чем и почему полезен кефир для детей. Прививать любовь к молочным продуктам.
Самостоятельные игры детей:
Спортивные игры: кольцеброс, кегли.
Цель: формировать умение самостоятельно находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: продолжать учить детей развивать игровые сюжеты, поощрять к импровизации, смене и совмещению ролей, стимулировать детей к использованию предметов заместителей, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров»
Цель: уточнить и расширить знания детей о том, что необходимо делать, чтоб быть здоровым, развивать внимание, сообразительность, воспитывать желание быть здоровым.
Художественно-творческая деятельность: раскрашивание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.
Ужин:
В группе проходит обсуждение прошедшего дня (что больше всего понравилось), оформляется выставка детских работ по теме « Быть здоровым — это здорово».
Воспитатель: «Я очень рада, что вам понравилось».
Я желаю вам чаще улыбаться,
По пустякам не огорчаться.
Всегда иметь веселый вид,
Вовек не знать, где что болит!
Приход родителей за детьми. Общение воспитателей с родителями воспитанников о проведенном Дне Здоровья, по поводу прошедших мероприятий, рассказ о достижениях ребенка.
Уход детей домой