Конспект образовательной деятельности
«Глаза – наши незаменимые помощники»
для детей средней группы
Ахмадеева Ильсеяр Равильевна,
воспитатель МБДОУ № 109,
г. Оренбург
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям знания, соответствующие возрастным особенностям о глазах и зрении.
- Способствовать развитию связной речи, словообразованию: «окулист».
- Познакомить в игровой форме с работой врача «окулиста».
- В процессе интерактивной игры закреплять понятие о вреде и пользе различных продуктов.
Развивающие:
- Стимулировать познавательную мотивацию детей.
- Способствовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия и внимания; памяти, наглядно-образного мышления;
Воспитательные:
- Формировать навыки сознательного отношения к соблюдению правил для укрепления и сохранения зрения.
- Воспитывать общую ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля.
Здоровьесберегающие:
- Создать условия для комфортного самочувствия детей во время мероприятия.
- Формировать навыки гимнастики для глаз.
Предварительная работа: беседа «Для чего нужны глаза?», сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Поводырь».
Оборудование: интерактивный стол, поднос с предметами (карандаш, ножницы, кисточка, кубики и т.д.), медицинский халат для ребенка, таблица, лист ватмана, картинки, кисточки по количеству детей, клей, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
В. Ребята, вы не видели мои очки от солнца?
Д. Мы сейчас поищем. А зачем вам сейчас очки от солнца.
В. У меня болят глаза.
Д. А почему? Может быть, что-то попало в глаз? Может быть вы что-то не то съели? А вы к врачу сходите.
В. Сколько сразу вопросов! Я очень тронута вашей заботой.
Д. Нам хочется узнать, от чего у вас заболели глаза. Чтобы знать что можно, а что нельзя. Если мы узнаем, то и наши глаза будем охранять, чтобы они хорошо видели и не болели.
В. Спасибо, ребята, за предложенную помощь. Значит, вы хотите найти причину, почему у меня болят глаза и узнать, как сохранить хорошее зрение?
Д. Да! Да!
В. Тогда давайте начнем по порядку отвечать на ваши вопросы. Данила спросил меня, не попало ли что-нибудь мне в глаз.
В. Я смотрела в зеркало, ничего постороннего не нашла. Но хочу вам сказать, что Данил затронул очень важный вопрос.
Чистота нужна глазам,
Я напоминаю вам:
Нежен глаз, и от соринки,
От пылинки, от песчинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать.
Дети, вы смотрите в оба:
На руках всегда микробы.
Чтобы в глаз их не впустить,
Надо руки чаще мыть.
В. А что еще может быть опасным для наших глаз?
Д.Иголки, ножницы, вилки.
В. Правильно. Давайте поиграем в игру «Объяснялки». На подносе лежат разные предметы. Вы выбираете один предмет, который на ваш взгляд может быть опасен, и объясняете в чем именно состоит опасность.
Дидактическая игра «Объяснялки»
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.
Д. А еще мыло опасное.
Д. Мыло не вредное.
— От него щиплет глаза.
— Глаза можно промыть водой. А мыло смывает микробов.
В. Я очень рада, что вы спорите, ведь в споре рождается истина; и сами отвечаете на свои вопросы.
Итак, мы с вами нашли ответ на первый вопрос. Первое правило: беречь глаза от микробов и опасных предметов.
Следующий вопрос задала Даша. Дашенька, напомни ребятам, что ты хотела узнать.
Даша. Может быть вы что-то не то съели?
В. Я стараюсь питаться здоровой пищей и ничего вредного не ела.
Ребенок. Причем здесь еда и глаза? Мы же не глазами едим!
В. Ребята, вопрос не простой, а вы сами сможете на него ответить Егору?
Д. Чтобы глаза хорошо видели, нужны витамины.
В. Правильно. А где хранятся витамины?
Д. В аптеке, в шкафчике. В яблоках, овощах, в еде.
В. Все ответы правильные. А какие продукты содержат витамины, нужные для глаз.
Д. Морковь!
В. Молодцы, ребята. Конечно же, вы знаете, что первое место по полезности для глаз занимает морковь.
В. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Вредное — полезное»
Правила игры сложные, но думаю, у вас все получится. Ведь вы такие умные, старательные и любознательные.
Интерактивная игра «Вредное — полезное»
На нашем волшебном столе вы видите продукты, которые сохраняют и укрепляют зрение, а есть и вредные для глаз продукты. Ваша задача – разложить всё по корзинкам. В зеленую — полезные, а в красную – вредные.
Топ 10. Лучшие продукты для здоровья глаз
- Морковь
- Черника. Недаром в народе говорят: «В доме, где едят чернику да землянику, врачу делать нечего».
- Шпинат
- Кукуруза
- Абрикос
- Шиповник
- Орехи и семечки
- Сельдь
- Лук, чеснок
- Свекла
Топ 10. Вредные продукты для здоровья глаз
- Белый хлеб
- Кофе
- Чипсы, сухарики
- Соль
- Мучное
- Колбасные изделия, копчености
- Мороженое
- Газированные напитки
- Жевательные резинки и жевательные конфеты
- Кириешки
В. Молодцы, ребята, справились! Обе корзины заполнены и теперь мы точно знаем, какие нужно есть продукты, чтобы сохранить отличное зрение.
Д. А что вы ели?
В. Я ела рыбу, черный хлеб. А утром пила молоко?
Д. Значит Вам надо к врачу.
Ребенок. А как он определит, что вы здоровы.
Врач посмотрит глаза и скажет, что нужно делать.
— Да, вы совершенно правы. Давайте представим, что мы в поликлинике.
Раньше говорили: ОКО.
Эти времена далеко,
Но врачей, что лечат глаз,
«Окулист» зовут сейчас
Кабинет окулиста. (При помощи таблицы, ребенок в медицинской форме проверяет зрение детей и воспитателя).
Ребенок-врач. Зрение хорошее, но обязательно делать зарядку для глаз (дает направление).
В. Упражнения для глаз
Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотри вниз,
Смотрим вдаль и смотрим вблизь,
И десяток раз моргнем,
И зажмуримся потом.
Если глазки устают —
Упражнения спасут!
(Благодарят врача и уходят)
В. Ребята, а вы знаете, после зарядки мне действительно стало легче.
Д. Значит, у вас были уставшие глаза, а теперь они отдохнули.
Д. А отчего ваши глаза устали? Вы долго кино смотрели?
В. Нет
Д. Много читали?
В. Я долго работала за компьютером.
Д. Когда мой папа долго сидит за компьютером у него тоже потом болят глаза.
Д. Значит нельзя долго.
Д. Мы отгадали, почему у Вас болели глаза.
В. Да, ребята, я думаю, что вы правильно определили причину. Спасибо вам.
Мелкие тексты, компьютера вред…
Если для отдыха времени нет,
Глазки устали — тоска и печаль.
Видят нечетко, особенно вдаль.
Чтоб не пришлось испытать это вам,
Отдых давайте усталым глазам.
Я обещаю, что впредь буду давать своим глазам отдыхать и делать гимнастику для глаз.
Ребята, а вы помните, в самом начале Настя задала такой вопрос: что можно, что нельзя. Мы с вами многое выяснили.
Что же нам сделать, чтобы все это не позабыть?
Д. Давайте нарисуем.
— Нет, давайте сделаем фотографии и повесим на стенку.
В. У нас сейчас нет фотоаппарата, но вы меня навели на интересную мысль. А что если мы сделаем коллаж на тему «Что хорошо – что плохо для глаз».
(На лист ватмана приклеиваются картинки: на одну сторону «Что хорошо», на другую – «Что плохо»).
1-я команда наклеивает карточки “ Полезное для глаз “
2-я команда наклеивает карточки “ Вредное для глаз”
Какие вы молодцы! Мы вывесим наш коллаж в приемной. Когда придут папы и мамы, вы расскажете им обо всем, что вы узнали, в какие игры мы играли и о том, что больше всего вам понравилось и запомнилось.
Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, правду он говорит или нет. Глаза могут передавать наше настроение. Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся. Глаза – наши незаменимые помощники. С их помощью мы узнаем друг друга, видим наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому берегите и охраняйте глаза!