Познавательную, социальную, речевую сферу дошкольников можно обогащать не только в рамках соответствующих образовательных областей, но и посредством игровой двигательной деятельности в образовательной области «Физическое развитие».
Вот задачи, которые органично интегрируются в образовательную деятельность по физическому развитию:
1. Формирование посредством движений пространственных, временных представлений: слева – справа, вверх – вниз, длинный – короткий, медленный – быстрый, сильный – слабый.
2. Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств и фактуры предметов: тяжелый – легкий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тонкий – толстый.
3. Расширение и активизация словарного запаса детей, предметного, глагольного, слов-определений, наречий: ловить, бросать, пинать, катать, толкать, забрасывать, упругий, прыгучий и др.
4. Развитие посредством двигательных заданий, подвижных игр, эстафет математических представлений, а также психических процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
5. Воспитание личностных качеств: смелости, справедливости, настойчивости, честности, целенаправленности.
6. Формирование необходимых этических норм, например, таких как: женственности, мягкости, аккуратности у девочек, мужественности, лидерства у мальчиков; дружеских взаимоотношений друг с другом, чувства товарищества и взаимопомощи.
7. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование положительных эмоций в процессе игры, выработка адекватных эмоциональных реакций на те или иные двигательные игровые ситуации.
В процессе двигательной активности дети воспринимают любую информацию наиболее активно, эмоционально и с интересом. Это способствует лучшему формированию знаний, навыков и умений, а также развитию способностей.
Предпочтительной формой взаимодействия педагога с детьми будет сюжетная образовательная деятельность в виде путешествий, двигательных рассказов, игровых, проблемных, познавательно-оздоровительных и физкультурно-речевых ситуаций.
В процессе такой деятельности используются:
— приемы имитации и подражания;
— образные сравнения;
— проблемные вопросы;
— упражнения общеразвивающего воздействия;
— игровые упражнения на координацию движений;
— упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, крупную и мелкую моторику;
— подвижные игры;
— подвижные игры с речевым сопровождением;
— карточки, схемы, символы и др.
Все это соответствует психологическим особенностям дошкольников, а значит, облегчает процесс запоминания программного материала, освоения физических упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию речи, мышления, воображения, творческих способностей и познавательной активности.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте Бела Геннадьевна!Для своей работы выбрала физическое развитие и тема на аттестационный период » Здоровьесберегающие технологии,как метод формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста». Пожалуйста, помогите подредактировать по ФГОС.
Надежда, можно так:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста в процессе применения здоровьесберегающих технологий.
3. Формирование культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.