Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ручного труда

Рабочая программа дополнительного образования

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников

в процессе ручного труда»

 

Унгуру Наталья Михайловна,

 старший воспитатель МБДОУ № 159,

г. Барнаул Алтайского края

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел Программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Принципы  и задачи реализации Программы 5
1.3. Планируемые результаты освоения Программы 6
2. Содержательный раздел Программы 6
2.1. Календарно-тематическое планирование для детей 3-7 лет 6
3. Организационный раздел Программы 22
3.1. Учебный план 22
3.2. Методическое сопровождение 24
4. Дополнительный раздел Программы 24
Приложение 24

 

 

  1. Целевой раздел Программы
    • Пояснительная записка

Анализируя работу с детьми в детском саду в течение многих лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности и конструированию.

Дети показывают не плохие  результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

  • Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного конструирования;
  • Умение экспериментировать с изобразительным и бросовым материалами;
  • Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа действия с материалами;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения.

Основной вывод, следующий из этого это то, что  в практике дошкольного воспитания и образования продуктивные занятия проходят подчас неинтересно, с большими трудностями в организации работы. Поделки, выполненные руками дошкольников, выглядят одинаково, малоэстетично, качество работ очень низкое. Занижаются или завышаются возможности дошкольников, что отрицательно сказывается на процессе формирования детского творчества. Дети ориентированы на создание предметных плоскостных аппликаций или отдельных образов из бумаги, картона, природного и бросового материалов, творческие навыки формируются частично. Такое ограничение приводит к повторам в занятиях и снижению интереса детей к данным видам продуктивной деятельности.

Решив, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, было решено попробовать привить все это детям путем обучения их работе с различными нетрадиционными (бросовыми) материалами. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу.

Изучением методов и приемов обучения, форм и способов организации в работе с разными материалами, ее значением в развитии творчества детей занимались многие исследователи. (В создании аппликационных работ из бумаги — З.А.Богатеева, Г.В.Груба, И.Л.Гусарова; объемных поделок из бумаги — А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, A.И.Савенков; из природного материала — И.Я.Базик, Э.К.Гульянц, B.Ф.Ждан, Ф.П.Филенко; из бросового материала — О.В.Дыбина и др.) Проблема взаимодействия декоративной деятельности (рисования, лепки, аппликации) и ручного труда как средства развития творчества дошкольников рассматривалась Е.Б. Горунович.

Несмотря на богатый опыт в области организации занятий нет комплексной системы занятий, учитывающих взаимосвязь конструирования и изобразительной деятельности, особенности разных материалов. Авторы исследований не используют возможности взаимодействия различных материалов, техник для создания выразительной композиции и формирования креативных способностей у детей. Методик обучения дошкольников работе с материалами, используемыми в художественной деятельности, не предусмотренными основными программами дошкольного образования, на современном этапе развития дошкольного образования нет.

Особенно заинтересовала работа с бросовым материалом (различные ненужные вещи), который всегда находится под рукой. В работе можно использовать: хозяйственные товары (разовая посуда (бумажная, пластиковая), упаковка от пищевых продуктов (пластиковые бутылки, соломки для коктейля зубочистки), строительные и отделочные материалы (полихлорвинил, пенопласт, гипс) и многое другое. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования, он должны быть:

  • не токсичным, не вызывать аллергий;
  • тщательно промытым и высушенным;
  • доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Сначала  возникла проблема санитарной обработки используемого материала, но так как занятия в детском саду проводятся с группой детей и материал используется в большом количестве, он приобретается в специализированных хозяйственных магазинах и при продаже на него можно получить сертификат соответствия продукции.

С помощью занятий с бросовым материалом можно: научить детей нестандартно мыслить, активизировать их творческую активность, развить креативность, способность переносить один способ действия на различные материалы и умение из одного и того же материала сделать что-то новое, научить их ценить каждую мелочь. Приучить ребенка к бережливости (он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания), а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

На практике все это реализуются через услуги дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию  (занятия по ручному труду), поэтому и возникла потребность создать дополнительную  образовательную программу (далее Программа) «Занятия по художественно-эстетическому воспитанию – ручной труд». В рамках этих занятий дети неограниченны в возможностях выразить в поделках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях различных материалов и оформлять их до узнаваемых предметов. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу конструирования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс  при помощи разнообразного бросового материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Новизной и отличительной особенностью рабочей программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Современная литература содержит очень много практического материала, представленного разными авторами: Г.Н. Давыдова, Г.И. Перевертень, А. Зайцева, Т. Лаптева, В. Бедина, Ю. Курганова, А. Диброва, Ж.Ю. Шквыря и др., чей опыт и был использован.

Программа может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования в работе с детьми.

Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 ), а также со следующими нормативными документами:

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

— Концепцией модернизации российского образования;

— Концепцией дошкольного воспитания;

— СанПиН 2.4.1.3049-13.

1.2. Принципы и задачи реализации Программы

 Задачи:

— Познакомить дошкольников с выразительными возможностями преобразования различного бросового материала;

— Формировать устойчивый интерес к данному виду продуктивной деятельности;

— Формировать у детей прочные навыки и умения действия с разными материалами и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой;

— Применять коллективные и индивидуальные формы организации детей на занятиях для создания плоскостных и объемных композиций и формирования творчества дошкольников;

— Развивать желание использовать созданные детьми поделки для оформления дошкольного учреждения, подготовки подарков к праздникам, организации выставок и т.д.;

— Прививать навыки работы с инструментами: режущими и колющими предметами;

— Воспитывать аккуратность, чувства коллективизма, взаимовыручки;

— Развивать и обогащать словарный запас.

 Принципы построения педагогического процесса нашли отражение в подходах планирования работы:

  1. От простого к сложному (Знакомство с бросовыми материалами начинается со знакомых, встречающихся в их жизни – салфетки, губки, бумага разной фактуры, соленое тесто, ватные диски, позже дети знакомятся со свойствами поливинилхлорида — потолочной плитки, изолоном, пенопластом – утеплителем, различными видами упаковки др.).
  2. Системность работ (Работа проводится 2 раза в неделю, во вторую половину дня, 8 раз в месяц).
  3. Принцип тематических циклов (На занятиях прослеживается связь либо между темами занятий – один и тот же предмет изготавливаем из разных материалов, либо между используемыми материалами- изготовление разных поделок из одного и того же материала, а также изготовление поделок на основе единой используемой основы, формы).
  4. Индивидуального подхода (Так как списочный состав кружка небольшой есть хорошая возможность индивидуальной работы с каждым ребенком).

Все это способствует овладению необходимыми навыками.

 1.3.  Планируемые результаты

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

— ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

— ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;

— ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

— у ребенка развиты сенсорные эталоны;

— у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;

— ребенок способен принимать задачу;

ребенок умеет передавать образы предметов.

 

Посмотреть или скачать  Содержательный и Организационный разделы программы

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.