Развитие дошкольников в символико-моделирующих видах деятельности

игра

Уважаемые коллеги!

Я хочу предложить интересную и актуальную тему по самообразованию «развитие детей дошкольного возраста в символико-моделирующих видах деятельности».

Эта тема достаточно обширная и интегрируется во все образовательные области развития ребенка.

В современной научно-педагогической литературе символико-моделирующая деятельность (или наглядное моделирование) рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.)

Именно в дошкольном возрасте ребенок активно овладевает различными знаковыми системами и действиями моделирования.

В результате у него:

— формируются действия замещения (т.е. умение мысленно переносить значение одного объекта на другой, а также понимать и пользоваться различными знаками и символами);

— формируются действия моделирования, которые составляют основу умственного развития;

— развивается способность к знаково-символическому преобразованию действительности.

Самым распространенным видом символико-моделирующей деятельности является игра. Посредством игры происходит отображение и преобразование действительности.

Например,

в сюжетно-ролевой игре дошкольник копирует действия родителей, выступает в роли людей какой-либо профессии, самостоятельно организует предметно-игровую среду, действия замещает словом («едем на поезде», «приехали на море, сейчас пойдем купаться»);

в режиссерской игре ребенок создает и проигрывает придуманные сюжеты, берет на себя роль исполнителя действующих лиц, планирует действия за различных героев;

в народной игре соблюдает правила и условности («перепрыгнуть через ручеек», «убежать от медведя»);

в дидактической игре следует логике действий, добивается результата посредством манипулирования предметов-заместителей (карточками и другим раздаточным материалом).

Отображение и преобразование действительности происходит также в изобразительной деятельности  и конструировании.

Например,

в рисунке, в процессе лепки и аппликации ребенок отражает людей, сказочных персонажей, бытовые сюжеты, предметы и объекты природного и социального мира;

в конструировании пользуется обобщенными способами проектирования, создает конструкции из разных материалов, применяет схемы, модели, образцы.

Работая по данной теме педагог решает многие задачи по образованию и развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. Вот некоторые из них:

  1. Формируется целенаправленность и саморегуляция собственных действий.
  2. Формируется готовность дошкольника к совместной деятельности со сверстниками.
  3. Формируются познавательные действия.
  4. Формируются первичные представления о форме, цвете, размере и материале.
  5. Формируются навыки самостоятельного моделирования.
  6. Развивается социальный интеллект.
  7. Развивается воображение и творческая активность.
  8. Развивается крупная и мелкая моторика рук.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

9 комментариев к записи “Развитие дошкольников в символико-моделирующих видах деятельности”

  1. Наталья:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Я заинтересовалась темой наглядного моделирования:развитие детей дошкольного возраста в символико-моделирующих видах деятельности. Помогите определиться с целью и задачами.А также подскажите, что конкретно нужно отразить в аттестационной работе на высшую категорию по этой теме, развивать в каких видах деятельности? Заранее спасибо!

    • Наталья:

      Здравствуйте Белла Геннадьевна! Я заинтересовалась темой наглядного моделирования:развитие детей дошкольного возраста в символико-моделирующих видах деятельности. Помогите определиться с целью и задачами.А также подскажите, что конкретно нужно отразить в аттестационной работе на высшую категорию по этой теме, развивать в каких видах деятельности? Заранее спасибо!

      Ответить

      • admin:

        Наталья, я ответ Вам написала на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.

  2. Наталья:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна. Я заинтересовалась темой:Развитие дошкольников в символико-моделирующих видах деятельности. Помогите поставить цель и задачи. Можно ли связать с развитием связной речи? Как?

  3. Марина:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна. Я тоже работаю по данной теме.
    Моя тема звучит так: «Формирование экологических представлений воспитанников посредством метода моделирования» Разработала УМК по данной теме.
    Немного затрудняюсь с постановкой задач. Подскажите пожалуйста.

    • admin:

      Марина, в первой задаче обязательно напишите о создании условий для формирования экологических представлений. Во второй задаче – о формировании умения понимать и пользоваться различными знаками и символами. (Это написано здесь, в статье).
      В третье – о развитии способности к знаково-символическому преобразованию действительности.(Тоже из статьи, под которой мы с Вами переписываемся).
      Еще посмотрите, пожалуйста, статью о том, как формулировать цель и задачи. Я её специально написала, потому что коллеги часто задают похожие вопросы. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html

  4. Марина:

    Спасибо вы мне очень помогли! А подскажите пожалуйста, при написании заявления, мне нужно кратко описать что сделано по каждой образовательной области. Разработок много, а как это все связать? Какие фразы подобрать?

  5. Марина:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна. Подскажите пожалуйста, при написании заявления на аттестацию, мне нужно кратко описать что сделано по каждой образовательной области. Разработок много, а как это все связать? Какие фразы подобрать?