Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки

Из опыта работы

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей

дошкольного возраста посредством  восприятия музыки»

 

Куликовских Наталья Викторовна,

музыкальный руководитель МБДОУ  № 43,

г. Усолье-Сибирское

Музыка – путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, красоты и глубины человеческих чувств, отношений, направленных на настроение исполняемой музыки, ее характера и поиска образов. Дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство, эмоциональное по самому своему содержанию. Таким образом, дошкольное детство — это ведущий период зарождения эмоций и чувств.

Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству, как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания, музыка – модель человеческих эмоций. Благодаря уникальным особенностям, музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека и обеспечивать глубокие переживания. Следовательно, музыка становится средством развития эмоциональной отзывчивости и, как результат, является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей.

Однако анализ и развитие эмоциональной отзывчивости через образное восприятие музыки значительно осложняется в силу того, что музыкальный художественный образ является абстрактным. На ранних этапах развития, содержание и язык музыки, как правило, закрыт для ребенка. Следовательно, необходимо постепенное введение в мир музыки, понимания содержания музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.

 Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар. К подбору репертуара предъявляются особые требования:

  1. выразительность, художественность произведений (яркие образы);
  2. разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров;
  3. доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, опыта слушания музыки и интересов детей).

Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов, а именно:

  1. дифференцированной организации процесса восприятия музыки с учетом индивидуальных особенностей проявления эмоциональности детьми дошкольного возраста;
  2. специального подбора репертуара музыкальных произведений;
  3. учета влияния социального окружения ребенка (воспитатели групп, семья) на эмоциональную отзывчивость дошкольника в процессе восприятия музыки.

Именно поэтому, целью моей работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников и изучение путей раскрытия их эмоциональной отзывчивости средствами музыки.

Для достижения поставленной цели были использованы разнообразные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

1. Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки). Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой» музыкой. Учитывая речевые трудности малышей, был сделан акцент в работе на слуховое восприятие, и с этой целью подобран соответствующий репертуар: М. Раухвергер  «Ласковая песенка», Чайковский «Сладкая греза», «Болезнь куклы», колыбельные — музыку спокойного характера. Предлагая эти произведения, был сделан акцент на побуждение детей к проявлению эмоций через движения: укачивание, мимика лица, жесты. Возрастная особенность малышей раннего возраста — в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе наглядно показывая движения и двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера.

2. Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин и т.п.) был использован с целью усиления впечатлений  детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные  незнакомые явления. Например, исполнение в разных регистрах в зависимости от возраста, характера или поведения изображенного персонажа.

3. Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания и т.п.). Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. В данном исследовании были поставлены следующие задачи: расширение представления детей о некоторых явлениях действительности и формирование нравственных качеств и интересов ребенка. При использовании данного подхода рассказ о музыкальном произведении, главным образом, формировался на основе сведений, доступных детскому восприятию. Кроме того, особое внимание уделялось осознанию чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием.

4. Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке и рисунках). В данном методе были использованы музыкально – ритмические — движения и хореографические этюды. При первом подходе дети моделировали особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). В свою очередь, хореографические этюды предлагались как импровизации, пантомимы, посредством которых дошкольники передавали драматургию произведения, характер образа и нюансы настроений.

Использование оркестровки музыкального произведения способствует раскрытию выразительных особенностей тембра и его изобразительных возможностей. При использование оркестровки в качестве практического метода детям предлагалось выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, «Дождик»  В. Костенко: метроритм капелек в 1 и 3 частях показываем колокольчиком, а спокойную 2 часть — «глиссандо» на металлофоне, фортепиано. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

5. Прием индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с детьми учитывалось не только их музыкальное развитие, но и общее, направленное на поиск индивидуального подхода к каждому ребенку. Для формирования такого подхода были использованы следующие приемы: введение кукольных персонажей; использование заданий различной степени сложности; стимулирование детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, развивая их уверенность в собственных силах.

 Выводы

 Таким образом, в рамках данной работы были изучены особенности развития эмоциональной сферы дошкольников, а также  пути раскрытия эмоциональной отзывчивости. Проведенный анализ показал, что использованные на практике методы и приемы педагогической деятельности, позволили достичь желаемых результатов. В каждом виде музыкальной деятельности использовались задания, направленные на развитие, прежде всего, эмоциональной отзывчивости, воображения, творческих навыков, осознанности образного восприятия. В то время как развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста связано с содержанием музыкальных произведений, проявлению свободы, активности, творчества детей, динамика развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей от эмоционального интереса, выражалась в любопытстве, к свободному и творческому самовыражению эмоционального состояния через игру, музыкально – ритмические — движения, слушание. Следовательно, образное восприятие музыки является эффективным инструментом для развития эмоциональной отзывчивости в воспитании дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л., 1971. — 376 с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.- 240 с.
  3. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., Просвещение. 1986.-141 с.
  4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М., Просвещение. 1982.-96 с.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. – 213 с.
  6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. — 382 с.
  7. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990. – 38 с.
  8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов педагогических  институтов, учащихся педагогических училищ, музыкальных руководителей и  воспитателей детского сада. — М. Просвещение, 1994. – 108 с.
  9. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. — №11. – с.63-68
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.