Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Творческий проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

 

Новикова Елена Викторовна,

воспитатель МБДОУ № 427,

 г. Екатеринбург

1 Мастер - классВид проекта: групповой

Тип проекта: творческо-исследовательский

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

2 нтрПротиворечия:

— между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;

— между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;

— между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2012 – май 2016)

7 декоративное рисованиеЦель проекта: повысить уровень развития художественно — творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.

Направление проекта: развитие творческих способностей детей

Задачи проекта:

Обучающие:

  1. Формировать умение активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
  2. Формировать коммуникативную компетентность.
  3. Способствовать формированию учебно-познавательной компетентности.
  4. Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  5. Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.

3 ПасхаРазвивающие:

  1. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
  2. Развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей аккуратность и усидчивость при выполнении работы.

4 первые шагиОжидаемые результаты:

— повышение качества умений по изобразительной деятельности;

— улучшение учебно-познавательной компетентности;

— расширение знаний и применение усвоенных техник в изобразительной деятельности;

— развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;

— развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации своего замысла;

5 Родились у нас котятаПроектный продукт:

— Анкетирование родителей на тему: « Чем занимается ваш ребенок дома?».

— Открытое занятие с использованием различных техник рисования «Домик в деревне».

— Мастер – класс для родителей с использованием нетрадиционной техники рисования – пуантилизм « Аквариум», с использованием ИКТ.

— Выставки творческих работ.

6 Сочи14Принципы проекта:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

 8 День космонавтикиНаправления:

 — от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

— от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

— от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

— от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

— от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

 Побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

9 День ПобедыТакими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
  • музыкальное сопровождение и т. п.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

10 ЗимаИспользование новых развивающих технологий:

— личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

— коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

— игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

— педагогические (доверительная беседа, стимулирование)

Методы:

— анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;

— наглядные, практические, словесные;

— анализ процесса обучения;

— анализ продуктов детского творчества, полученных в специально-организованных условиях.

11 коллажДевиз проекта:

«Акварель» — для ребят!

Все рисуют, все творят!

Этапы проекта:

1 Подготовительный этап (октябрь 2012 – май 2013)

Младший возраст

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.

2 Основной этап (сентябрь 2013 – май 2015)

Средний и старший возраст

Апробация различных технологий, методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций

3 Заключительный этап (сентябрь 2015 – май 2016)

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Формы работы по реализации проекта: наблюдения, создание презентации, слайд шоу, выставки, конкурсы, итоговое мероприятие.

Критерии оценки результативности проекта:

Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:

— анализ продуктов детской деятельности;

— выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорции предмета в изображении

Композиция

Передача движения

Цвет

Критерии творческого развития:

Продуктивность

Разработанность образа

 Оригинальность

Качество

Формы и методы работы с родителями:

  1. Информирование родителей в индивидуальных беседах о результатах детского творчества.
  2. Участие родителей в выполнении домашних совместных творческих работ «Семейный вернисаж».
  3. Помощь родителей в пополнении технического материала.
  4. Посещение открытых групповых занятий мастер – классов по изобразительной деятельности.
  5. Выставки детских работ.

Вывод:

Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.

Итог проекта:

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками различными техническими приемами работы  с разнообразным изобразительным материалом;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
  • представление проекта «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» на городском, областном, Всероссийском уровнях.

П./п

Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьей
 

 

 

 

 

 

 

Младший возраст

Изготовление поделок и рисунков «Развиваюсь и играю»

Анкетирование родителей « Чем занимается ваш ребенок дома»

Рекомендации для родителей

Консультации «Как организовать  дома рисование с ребенком»

  Рисование пальчиком

«Дождик из тучки»

«Яблочки на дереве»

«Ягодки в корзинке»

Рисование ладошкой

«Цветы в вазе»

«Грибы на поляне»

«Петушок»

«Два веселых гуся»

«Рыбки в аквариуме»

«Солнышко»

Рисование мятой бумагой

«Иголки у ежа»

Печатание

«Листья»

«Осенний букет»

Рисование жесткой кистью, поролоном

«Мои любимые животные»

«Елочка»

«Деревья»

«Знакомство с нетрадиционной техникой рисования»

«У истока творчества»

Выставки работ

Консультация для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке».

  Средний возраст

Коллаж «Родились у нас котята…..» (ватные палочки, жесткая кисть, тычование)

Коллаж «Олимпиада – 2014»

Коллаж «Аквариум» Мастер – класс в технике пуантилизм

Коллаж « День Победы» (рисование ладошкой, скомкивание салфеток, тычкование, набрызг, валиком)

 

 

 

Папка – раскладушка на тему: «Советы родителям по работе с краской».

Мастер-класс с использованием нетрадиционной техники – пуантилизм.

Открытое НОД по изо с использованием различных техник нетрадиционного рисования «Домик в деревне»

Родительское собрание на тему: «Семья – это…» (рисунки детей на тему «Моя семья»)

Старший и подготовительный к школе возраст

Натюрморт на столе (рисование, пластилин)

Декоративное рисование (гжель, дымковская, городецкая, урало – сибирская росписи)

Монотопия

Отражение (отражение берега в воде)

Граттаж

Хэллоуин (рисование на одноразовой тарелке)

Коллаж — «За окошком снегири» (обрывная аппликация, аппликация нитками, валик, поролон)

Рисование ластиком

«Береза»

«Рисование на свободную тему»

Рисование трубочкой

Рисование мыльными пузырями

Ниткография

Консультация: «Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»

Выставка рисунков «День Победы», ко Дню Космонавтики.

Совместные работы с родителями ко Дню Победы

«Бессмертный полк»

Регулярная выставка детских работ в группе

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.