Творческий проект
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Новикова Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ № 427,
г. Екатеринбург
Тип проекта: творческо-исследовательский
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
— между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;
— между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;
— между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2012 – май 2016)
Цель проекта: повысить уровень развития художественно — творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.
Направление проекта: развитие творческих способностей детей
Задачи проекта:
Обучающие:
- Формировать умение активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
- Формировать коммуникативную компетентность.
- Способствовать формированию учебно-познавательной компетентности.
- Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.
- Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
- Развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей аккуратность и усидчивость при выполнении работы.
— повышение качества умений по изобразительной деятельности;
— улучшение учебно-познавательной компетентности;
— расширение знаний и применение усвоенных техник в изобразительной деятельности;
— развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;
— развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации своего замысла;
— Анкетирование родителей на тему: « Чем занимается ваш ребенок дома?».
— Открытое занятие с использованием различных техник рисования «Домик в деревне».
— Мастер – класс для родителей с использованием нетрадиционной техники рисования – пуантилизм « Аквариум», с использованием ИКТ.
— Выставки творческих работ.
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- Принцип доступности материала.
— от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
— от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
— от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
— от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
— от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение и т. п.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.
Использование новых развивающих технологий:
— личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
— коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
— игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
— педагогические (доверительная беседа, стимулирование)
Методы:
— анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;
— наглядные, практические, словесные;
— анализ процесса обучения;
— анализ продуктов детского творчества, полученных в специально-организованных условиях.
«Акварель» — для ребят!
Все рисуют, все творят!
Этапы проекта:
1 Подготовительный этап (октябрь 2012 – май 2013)
Младший возраст
Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.
2 Основной этап (сентябрь 2013 – май 2015)
Средний и старший возраст
Апробация различных технологий, методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций
3 Заключительный этап (сентябрь 2015 – май 2016)
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Формы работы по реализации проекта: наблюдения, создание презентации, слайд шоу, выставки, конкурсы, итоговое мероприятие.
Критерии оценки результативности проекта:
Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:
— анализ продуктов детской деятельности;
— выявление уровня творческого развития.
Критерии сформированности умений:
Передача формы
Строение предмета
Передача пропорции предмета в изображении
Композиция
Передача движения
Цвет
Критерии творческого развития:
Продуктивность
Разработанность образа
Оригинальность
Качество
Формы и методы работы с родителями:
- Информирование родителей в индивидуальных беседах о результатах детского творчества.
- Участие родителей в выполнении домашних совместных творческих работ «Семейный вернисаж».
- Помощь родителей в пополнении технического материала.
- Посещение открытых групповых занятий мастер – классов по изобразительной деятельности.
- Выставки детских работ.
Вывод:
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Итог проекта:
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- представление проекта «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» на городском, областном, Всероссийском уровнях.
№
П./п |
Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьей |
|
Младший возраст
Изготовление поделок и рисунков «Развиваюсь и играю» |
Анкетирование родителей « Чем занимается ваш ребенок дома»
Рекомендации для родителей Консультации «Как организовать дома рисование с ребенком» |
Рисование пальчиком
«Дождик из тучки» «Яблочки на дереве» «Ягодки в корзинке» Рисование ладошкой «Цветы в вазе» «Грибы на поляне» «Петушок» «Два веселых гуся» «Рыбки в аквариуме» «Солнышко» Рисование мятой бумагой «Иголки у ежа» Печатание «Листья» «Осенний букет» Рисование жесткой кистью, поролоном «Мои любимые животные» «Елочка» «Деревья» |
«Знакомство с нетрадиционной техникой рисования»
«У истока творчества» Выставки работ Консультация для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке». |
|
Средний возраст
Коллаж «Родились у нас котята…..» (ватные палочки, жесткая кисть, тычование) Коллаж «Олимпиада – 2014» Коллаж «Аквариум» Мастер – класс в технике пуантилизм Коллаж « День Победы» (рисование ладошкой, скомкивание салфеток, тычкование, набрызг, валиком)
|
Папка – раскладушка на тему: «Советы родителям по работе с краской».
Мастер-класс с использованием нетрадиционной техники – пуантилизм. Открытое НОД по изо с использованием различных техник нетрадиционного рисования «Домик в деревне» Родительское собрание на тему: «Семья – это…» (рисунки детей на тему «Моя семья») |
|
Старший и подготовительный к школе возраст
Натюрморт на столе (рисование, пластилин) Декоративное рисование (гжель, дымковская, городецкая, урало – сибирская росписи) Монотопия Отражение (отражение берега в воде) Граттаж Хэллоуин (рисование на одноразовой тарелке) Коллаж — «За окошком снегири» (обрывная аппликация, аппликация нитками, валик, поролон) Рисование ластиком «Береза» «Рисование на свободную тему» Рисование трубочкой Рисование мыльными пузырями Ниткография |
Консультация: «Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»
Выставка рисунков «День Победы», ко Дню Космонавтики. Совместные работы с родителями ко Дню Победы «Бессмертный полк» Регулярная выставка детских работ в группе
|