Из опыта работы
«Игры с водой»
для детей раннего возраста
Киселёва Наталья Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской области
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств, предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий
Поставила цель: познакомить детей со свойствами воды.
В ходе работы решались следующие задачи:
— расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение детей разными сенсорными впечатлениями,
— развитие познавательных способностей,
— формирование взаимодействия детей и взрослого.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами использовала элементарные игры-опыты с водой.
Всех детей привлекают игры с водой. Вода – замечательная среда для игр малышей. Она знакома им ещё до рождения. Она расслабляет и успокаивает, а ещё с водой можно играть и изучать её. Эти упражнения – игры больше похожи на опыты, потому что учат наблюдать и делать выводы. Очень важно, чтобы первые впечатления ребёнка от знакомства со свойствами воды были положительными.
Для знакомства детей со свойствами воды были созданы все условия.
Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, необходимо:
- Объяснить, чтобы малыш не пил эту воду.
- Следить за тем, чтобы вода была теплая (температура +18,+20).
- Следить за длительностью игры 5- 7 минут.
- Подробно озвучивать все «открытия» — то есть действия, которые вы осуществляете в процессе игры даже самому маленькому ребенку.
- Если игры с водой не нравятся ребенку – не нужно заставлять его. Найдите занятиям с водой альтернативу – крупы, песок, тесто, пластилин.
Проводила игры-опыты:
«Ловим шарики» (бассейн с водой, емкости из-под киндер-сюрпризов, ситечко, шумовки). Вывод: свойство воды прозрачная, легкие предметы вода выталкивает, и они плавают, развивается координация движений.
«Переливалочка» (посуда разной формы). Вывод: принимает форму предмета.
«Тонет — не тонет» (лодочки из пластилина). Вывод: предметы держатся на воде.
«Разливаем суп» (таз с водой, половники, кастрюльки, тарелочки). Вывод: вода принимает форму предмета, развивается произвольность поведения.
«Плавучесть» (пластилиновые лодочки, ракушки, болтики и шайбочки). Вывод: лодочка становится тяжелее воды ,поэтому идёт ко дну.
«Поймай льдинку» (таз с водой, заготовленные льдинки). Вывод: в тёплой воде лёд тает, развивается координация движений.
«Что как плавает?» (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, деревянная палочка).
В играх у детей развивалось умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями, приобретались новые знания через практический опыт. Эти игры снимали детскую раздражительность и агрессивность, благотворно влияли на эмоциональное развитие детей.
В заключение хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности работы.