Игры с матрешками

Рекомендации для воспитателей и конспекты игр
«Игры с матрешками»
для детей 2-3 лет

Морозова Светлана Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 132,
г. Череповец Вологодской обл.

Организуя игры с матрешками, воспитатель может ставить перед собой разные задачи:
— развивать умение детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине, ориентируясь при этом на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «самая большая», «самая маленькая», «открой», «закрой», «такая», «не такая»;
— вводить понятия «много», «одна»;
— активизировать речь, используя матрешек как кукол для сюжетного обыгрывания;
— продолжать формировать интерес к народной деревянной игрушке;
— вызывать эмоциональный отклик, желание рассматривать и действовать с матрешкой.

Работу с детьми 2-3 лет можно начинать с «трехместной матрешки», постепенно вводить в игру «четырехместную» и «пятиместную». Усложненные варианты заданий предполагают самостоятельное совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе деталей и т.д.
Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Воспитатель следит, чтобы и в самостоятельных играх закреплялись умения и навыки, полученные малышами на занятиях.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 2-3 лет
«Хоровод»

Задачи:
— формировать умение детей проговаривать знакомые потешки;
— закреплять знания о цветах и оттенках;
— привлекать малышей к игровым действиям.

Материал: деревянная матрешка с вкладышами, вырезанные из картона матрешки, картонные цветы, деревца, грибочки, тканевые маленькие платочки разного цвета.

Ход совместной деятельности:
Воспитатель показывает детям настоящую деревянную матрешку (деревянная игрушка-вкладыш) и читает стихотворение З. Медведевой «Матрешка»:
У меня матрешка есть,
Новая игрушка.
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
А ее откроешь — (воспитатель открывает игрушку)
В ней сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь — (воспитатель снимает следующую верхушку)
Там еще матрешка.
Та матрешка – вовсе крошка
То – любимая матрешка.
Вся она, как маков цвет:
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю
Маленькую крошку –
Красную матрешку.

Воспитатель: Вот какие красивые матрешки пришли к нам в гости, а вот еще матрешки в цветных сарафанах, с яркими платочками. (Показывает картонные матрешки). Отправились матрешки на лесную полянку повеселиться да хоровод поводить. Вот пришли они. Солнышко светит. (Педагог читает потешку, привлекает к договариванию текста детей).
Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.

Цветов на полянке много: здесь и ромашки, и колокольчики. (Воспитатель предлагает детям разложить цветы на панно).
По краям елочки стоят, а под ними грибочки растут. (Дети под руководством воспитателя раскладывают элементы пейзажа на панно).
А вот и наши матрешки. Эта матрешка в каком сарафанчике? Найди ей, Таня, такой же платочек. (С подобным вопросом воспитатель обращается к каждому ребенку).
Поставим-ка наших красавиц-матрешек в хоровод! (Расставляют картонных матрешек на панно).
Но вдруг налетел тучка, подул ветер, сорвал с головы платочки, вот-вот дождик пойдет…
Дождик – дождик,
Полно лить,
Наших девочек мочить!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
(Воспитатель привлекает детей к проговариванию потешки).

Воспитатель: Улетела тучка, выглянуло солнышко. Помогите, дети, матрешкам найти свои платочки и потанцевать.
Мы возьмем за уголочки
Наши яркие платочки
И поднимем высоко,
И покружимся легко.
Ка похожи на цветочки
Наши яркие платочки!
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи!
(А. Ануфриева)

Совместная деятельность воспитателя с детьми 2-3 лет.
«Сказка про матрешек»

Задачи:
— формировать умение детей сравнивать предметы по величине (большой – маленький);
— формировать умение детей использовать в речи соответствующие прилагательные.

Материал: два домика, две матрешки, две елочки, два грибочка, различные по величине.

Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Жили-были две матрешки большая и маленькая. Они были подружками и всегда гуляли вместе. А больше всего на свете матрешки любили танцевать. Ребята, давайте попросим матрешек показать, как они танцуют. Повторяйте за мной: «Матрешки, пожалуйста, потанцуйте!» (Дети хором повторяют просьбу, матрешки «танцуют» в руках воспитателя).
А кто хочет сам попросить матрешек потанцевать? (2-3 индивидуальных ответа).
Воспитатель: Но у нас ведь две матрешки, и обе любят потанцевать. Сначала попросим большую матрешку. Попробуйте за мной: «Большая матрешка, потанцуй немножко!» (Дети повторяют хором. Матрешка «танцует»).
Кто ещё хочет попросить матрешку потанцевать? (2-3 индивидуальных ответа).
Как хорошо умеет танцевать большая матрешка. А теперь давайте посмотрим, как умеет танцевать маленькая матрешка. Только для этого надо её хорошенько попросить. Кто хочет попросить маленькую матрешку потанцевать? (2-3 индивидуальных ответа).

Воспитатель: Пока наши матрешки танцевали, на улице стало холодно, и решили они построить себе домики. Только матрешки не знают, кому какой домик строить. Кому большой, а кому маленький? Поможем им в этом разобраться?
(Коллективные и индивидуальные ответы).
Большой матрешке, какой надо строить домик? (Коллективные и индивидуальные ответы).
А маленькой? (Коллективные и индивидуальные ответы).
Около своих домиков матрешки посадили по елочке.
Большая матрешка посадила какую елочку? (Ответы детей).
А маленькая? (Коллективные и индивидуальные ответы).
Возле каждой елочки выросло по грибочку.
У большой елочки вырос какой грибок? (Коллективные и индивидуальные ответы).
А какой грибок вырос у маленькой елочки? (Ответы детей).

В конце занятия воспитатель делает обобщение в нескольких вопросах, побуждая отвечать на них малоактивных ребят.
— Какие матрешки пришли к нам гости?
— Какой домик построила большая матрешка? А маленькая?
— Какую елочку посадила маленькая матрешка? А большая?
— Под какой елочкой вырос маленький грибок? А большой?
(Предполагаются индивидуальные и коллективные ответы детей).

Воспитатель: А сейчас ребятки отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.