Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в славный город Буквоград»
для детей подготовительной группы
Киселёва Наталья Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 61
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: обобщить знания детей по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
— закрепить умение выполнять звуковой анализ слова,
— совершенствовать умение называть слова с заданным звуком и определять его позицию,
— формировать умение составлять предложение,
— развивать память, внимание, логическое мышление.
— развивать инициативу и познавательный интерес с целью получения знаний.
Оборудование: проектор, экран, мольберты, рисунки домов, карточки со слогами, карточки с буквами, цветные карточки-фишки для звукового анализа.
Предварительная работа: д/и «Составь слово», словесная игра «Услышь звук», «Назови на звук», «Назови со звуком», «Составь предложение».
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: дети подготовительной группы.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, мы отправимся в город, который называется Буквоград. А как вы думаете, кто живёт в этом городе?
Дети: Буквы.
Все заходят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на дома, которые стоят пустые.
Воспитатель: Что же здесь случилось? Где все жители?
Дети находят письмо, в котором сообщается, что всех жителей этого города забрал Буквоежка (слайд 3). Чтобы вернуть буквы в свои дома, он предлагает выполнить задания.
Воспитатель: Вы согласны помочь буквам вернуться в свой город?
Дети: Да.
Воспитатель: Отправляемся на выручку жителей этого славного города. Прежде чем начнём выполнять задания Буквоежки, мы проведём зарядку для ума. Называется блиц – опрос, я буду быстро задавать вопросы, а вы быстро на них отвечать (дети садятся на коврик).
Блиц – опрос:
Что произносит человек? (Звуки).
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют? (Слоги).
Слоги соединяются? (В слова).
Слова, объединённые смыслом образуют? (Предложения).
На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные).
Какие звуки мы называем гласными? (Гласные можно петь, тянуть, не встречают препятствий).
Какие звуки называем согласными? (Нельзя тянуть, они встречают препятствия).
Какими бывают согласные звуки? (Мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими).
Чем отличаются буквы от звуков? (Произносим, пишем).
Воспитатель: Молодцы, вы ответили на все вопросы.
Первое задание «Назови».
Задание выполняется в игровой форме с мячом. Дети встают в круг, воспитатель поочерёдно бросает мяч, ребёнок называет слово с заданным звуком и определяет его позицию.
Воспитатель: Назови слово со звуком м, нь, д, вь и т.д. Молодцы!
Второе задание «Разбери».
На экране появляется картинка – фотография.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, Буквоежка подготовил картинку. Какое время года изображено здесь?
Дети: Весна.
Воспитатель: А как вы догадались? Сейчас проходим за столы, рассаживаемся мальчик – девочка. Нам предстоит выполнить звуковой анализ слова «весна». Приготовили все карточки-фишки.
Дети выполняют звуковой анализ слова, дают характеристику каждому звуку и обозначают нужным цветом.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, ребята, мы с вами отдохнём.
Физминутка
Раз — подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Третье задание «Составь слово».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что натворил Буквоежка, он все слова разделил и карточки, на которых написаны слоги, перепутал. Нам с вами предстоит собрать слова правильно. Мы будем работать в парах. Молодцы!
Четвёртое задание «Разгадай».
Дети разгадывают ребусы, которые появляются на экране.
Слова КРОТ, ВОЛК, КАЛИНА, СТОЯНКА, БАБОЧКА.
Воспитатель: Молодцы!
Пятое задание «Составь предложение».
Дети составляют предложения:
— по схеме из двух слов,
— по схеме из трёх слов,
— со словом «школа».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы справились со всеми заданиями Буквоежки. И он готов вернуть нам буквы, только они спрятаны и сейчас самому активному предстоит их найти, читают записку «Мешочек с буквами на втором окне от экрана».
Дети находят мешочек и расселяют буквы по своим домикам, возвращаются в группу. За работу дети получают вознаграждение.