Конспект организованной образовательной деятельности
«Город, село»
для детей старшей группы
Галаева Инна Владимировна,
воспитатель МАДОУ № 15,
г. Томск
Приоритетная образовательная деятельность: «Познавательное развитие»: формировать представления о городе и селе, находить сходства и различия; развивать мышление с помощью логических речевых задач; формировать умение соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); развивать познавательный интерес к родному городу; развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Интеграция с образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие»: расширить и активизировать словарь детей, развивать память, внимание, мышление; развитие игровой деятельности детей, воспитание интереса к окружающему миру; эмоциональное настроение детей. Формировать навыки выражение своего мнения, получать необходимую информацию, вести диалог с взрослыми и сверстниками.
«Физическое развитие»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; развитее слухового восприятия, создание эмоционально-положительного настроя.
«Речевое развитие»: формировать грамматический строй речи (согласование существительного и прилагательного в роде и числе). Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Развивать дифференциацию слухового и зрительного восприятия (речевое развитие).
«Художественно-эстетическое развитие»: развитие цветовосприятия. Развивать способность к коллективному творчеству. Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику
Предпосылки УУД:
— формирование личностных предпосылок: формирование социальной мотивации;
— формирование коммуникативных предпосылок: умение ставить и отвечать на вопросы; формировать собственное мнение и позицию; слушать собеседника.
— формирование познавательных предпосылок: ориентировка в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями, умение работать по заданному алгоритму.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и птиц. Дидактическая игра «Собери картинку». Рисование.
Планируемые результаты: активны в беседе на интересующую их тему; владение диалогической речью; употребление в речи синонимов, антонимов, простых предложений.
Материал и оборудование: ресурс, интерактивная доска, разрезные картинки.
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с изображением родного города. Неожиданно входит кот Матроскин с рюкзачком.
Матроскин: Дядя Федор, дядя Фёдор. Вы не видели дядю Фёдора?
Дети: Нет.
Матроскин: Но я его ищу. Я приехал из Простоквашино к дяде Фёдору.
Воспитатель: Здравствуйте. Кто вы?
Матроскин: Я кот Матроскин, я из Простоквашино. Мне нужен дядя Фёдор.
Воспитатель: А где живёт ваш дядя Фёдор?
Матроскин: В городе.
Воспитатель: Эх, Матроскин, город – это не деревня, без адреса не обойтись! Давайте-ка, ребята, объясним коту, почему в городе без адреса невозможно найти человека.
Дети сравнивают город и деревню с помощью изображений на картинках по алгоритму: улица — дома — транспорт — природа — труд людей.
Воспитатель обращает внимание кота на доску, где изображён город.
Воспитатель: Матроскин, посмотри. Это город. Дети, расскажите Матроскину про город.
Дети: В городе очень шумно. Улицы широкие и длинные, покрыты асфальтом. На улицах стоят дома. Их много. Дома разные — панельные, кирпичные, пятиэтажные, девятиэтажные, многоэтажные. И людей здесь живет много, поэтому все люди друг друга не знают, а знают только своих соседей. По улицам города ездят разные машины (перечисление), их тоже много. В городе растут деревья, но леса нет.
Воспитатель: Ребята, а может ли кот Матроскин отыскать здесь дядю Федора, не зная адреса?
Дети: Конечно, нет.
Воспитатель: Ребята, расскажите Матроскину, чем отличается деревня от города. Матроскин смотри.
Воспитатель обращает внимание кота на доску, где изображёно село.
Дети: Деревня маленькая, там всего две — три улицы, может быть и одна. На улицах нет асфальта. Дома низкие — одноэтажные или двухэтажные, деревянные или кирпичные. И людей здесь живет гораздо меньше, чем в городе. Поэтому в деревне все друг друга знают. Здесь можно увидеть легковые и грузовые машины. Здесь нет троллейбусов и трамваев. В деревнях много зелени, близко лес. Люди выращивают на огородах овощи и фрукты, держат домашних животных.
Воспитатель: Матроскин, правильно дети рассказали про село?
Матроскин: Совершенно правильно! А я предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот». Согласны? Будьте внимательны.
У нас в деревне шума мало, а в городе … (много).
У нас в деревне ездят трактора, а в городе … (трамваи, троллейбусы, автобусы).
У нас в деревне тихо, а в городе … (шумно).
У нас в деревне дома низкие, а в городе … (высокие).
У нас в деревне людей мало, а в городе … (много).
У нас в деревне лес близко, а от города … (далеко).
Матроскин: Какие вы молодцы. Ой, что – то я устал.
Воспитатель: Ребятки, Матроскин, давайте немного отдохнём и представим, что мы в деревне. Закрываем глаза, вокруг себя повернись и в деревне окажись.
Физкультурная минутка
К речке дружно мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Вокруг себя покружись и в город снова возвратись.
Матроскин: Я так люблю своё Простоквашино, даже представить не могу, что бы было, если бы его не было.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, «А что было бы, если бы не было деревни?».
Рассуждения детей – если бы не было деревни, у нас не было бы молока, т.к. коровы живут в деревне; не было бы, где отдыхать, т.к. в городе очень шумно и загрязнённый воздух; и т.п.
Матроскин: Да, у нас в Простоквашино хорошо.
Воспитатель: У нас в городе тоже хорошо. Ребята, как вы думаете, где хорошо в городе или в деревне? Давайте это обсудим.
Проводится дидактическая игра «Хорошо — плохо» на интерактивной доске.
— Хорошо в деревне: отдыхать, бегать босиком, ходить в лес, купаться в реке, собирать ягоды и грибы; в деревне тихо и чистый воздух.
— Плохо в деревне: много комаров, нет театров, кино и т.д.
— Хорошо в городе: весело, много мест, куда можно сходить: музеи, кино, театры, парки и т.д.
— Плохо в городе: шумно, много транспорта, воздух грязный.
Воспитатель: А где бы вы хотели жить — в городе или в деревне? Почему?
Дети отвечают, мотивируя выбор.
Матроскин: А мне лучше в деревне. У меня там корова есть и молока много. Поеду я лучше домой, в деревню и буду ждать дядю Фёдора. Спасибо вам, ребята. А у меня для вас сюрприз. У меня есть фото из нашего Простоквашино. Но только всё перепутано. Вы ребятки умненькие, разберётесь. До свидания.
Матроскин достает из своего рюкзачка конверты с разрезными картинками, отдаёт их детям и уходит.
Воспитатель: Ребята, вам интересно, что изображено на фото, которые оставил нам Матроскин? Тогда будем смотреть.
Проводится дидактическая игра «Собери картинку». Дети выполняют задание, на этом занятие закончено.