Диагностика и развитие процессуальной игры у детей третьего года жизни

 «Диагностика и развитие  процессуальной игры

у детей третьего года жизни»

(на основе «Диагностики психического развития детей от рождения до 3 лет» Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н. и др.)

 

Аверина Ольга Владимировна,

учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

 

 Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из мультфильмов стихов, песен и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит дом из кубиков). Процессуальная игра – необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Параметры и показатели процессуальной игры

Потребность в игре с сюжетными игрушками. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: 1) инициативность в игре, 2) длительность  игры, 3) эмоциональное состояние в ходе игры.

Характер игровых действий. Игровые действия с предметами появляются уже в начале раннего возраста — на втором году жизни. В этот период ребенок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно начинает воспроизводить отдельные игровые действия (например, подносит чашку к губам куклы, причесывает ее расческой). Однако игра носит подражательный характер, быстро распадается, (одноактные игровые действия сменяются манипуляциями с игрушками). На третьем году жизни игра с сюжетными игрушками начинает занимать все большее место в жизни ребенка, меняется ее характер. Расширяется круг предметов, которые ребенок включает в игру, действия с ними многократно повторяются, выстраиваются в цепочки, варьируются. Особый интерес для малышей в этот период представляет  скрупулезное игровое исследование свойств предметов, углубленная отработка разных вариантов одного действия (например, ребенок может в течение 15 минут тщательно и сосредоточенно стелить для куклы постель, укладывать ее спать, многократно возвращаясь к одному и тому же действию). Игра детей этого возраста представляет собой цепочки разнообразных игровых действий, которые далеко не всегда связаны жизненной логикой. Например, малыш может сначала покормить куклу, затем искупать, затем снова покормить и так до бесконечности. Увлекшись процессом выполнения игровых действий, их повторением, ребенок  может забыть об их конечной цели (например, потратив время на приготовление еды, он забудет покормить куклу). Сосредоточенность на процессуальной стороне игры (отсюда ее и название) в ущерб ее целенаправленности остается характерной чертой игры на протяжении всего раннего возраста.

На третьем году жизни дети в игре все активнее пользуются речью. Ребенок начинает обращаться к куклам и другим персонажам игры с предложениями, объяснениями, комментариями, планирует свои действия. Речь становиться фактором, обеспечивающим лучшее осознание ребенком смысла игры и регулирующим ее содержание.

На основании сказанного выделяют следующие показатели данного параметра:

  • вариативность игровых действий, т.е. наличие разнообразных вариантов действий с предметами. (Этот показатель не следует путать с общим количеством игровых действий. Например, если ребенок 10 раз поднес ложку ко рту куклы, то вариативность равна 1, а если он сначала покормил куклу из тарелки, затем напоил из чашки, а потом уложил в кроватку, то число вариантов равно 3);
  • речевая активность ребенка в игре (обращения к персонажам, сопровождение собственных действий высказываниями, объяснения своих действий взрослому, вопросы по ходу игры).

Воображение. Основным показателем данного параметра является использование ребенком предметов-заместителей. Это – важнейшее приобретение в игровой деятельности детей. Оно чрезвычайно важно для развития наглядно-образного мышления ребенка, его творческих способностей, умения в  будущем пользоваться абстрактными знаками и символами. В начале третьего года жизни у ребенка, использующего какой-либо предмет вместо другого, не всегда есть четкое представление о том, какой именно предмет он замещает. Например, малыш может старательно помешивать ложкой детали конструктора, сложенные им в кастрюльку, даже «пробовать их на вкус», т. е. вполне развернуто имитировать приготовление еды, но на вопрос взрослого, что он варит, ответить, что «там варятся пирамидки и палочки».

Таким образом, в первой половине третьего года жизни действия замещения может опережать его ясное осознание и словесное оформление. В этом возрасте замещения еще не устойчивы. Ребенок может быстро забывать, что и чем он замещает. Постепенно на протяжении года диапазон замещений расширяется, в репертуаре игровых действий можно увидеть самостоятельные и подчас очень оригинальные находки, что свидетельствует о проявлении творческого начала в игре. Во второй половине третьего года жизни дети уже достаточно легко  и часто включают в свою игру предметы-заместители. Теперь они четко понимают, какой недостающий предмет им необходим, старательно подыскивают для него подходящий заместитель и обозначают его словом. Дети, у которых хорошо развито воображение, часто находят оригинальные предметы-заместители, умеют отступить от стереотипного воспроизведения одного и того же сюжета, придумывают новые, подчас неожиданные варианты.

Принятие игровой инициативы взрослого. Учет этого параметра важен для определения «зоны ближайшего развития» игровой деятельности, т.е. прогноза в развитии игры ребенка и его умственных способностей. Если он проявляет слабый интерес к игрушкам, не владеет игровыми действиями и не пользуется предметами-заместителями, то включение взрослого в игровую ситуацию поможет понять, насколько ребенок готов к принятию нового для него вида деятельности и к продвижению в этой области. Иногда достаточно одного-двух показов взрослым игрового сюжета, для того чтобы ребенок увлекся игрой и начал активно осваивать новую для него сферу. В этом случае отставание в развитии игровой деятельности является педагогическим упущением взрослых. Если же ребенок в процессе неоднократно повторяющихся попыток взрослого наладить совместную игру не понимает его действий, не подражает им, продолжает использовать простые манипуляции с сюжетными игрушками, значит, имеется неблагополучие в психическом развитии.

Шкалы оценки параметров процессуальной игры

на третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы
Потребность в игре Инициативность Отсутствует:

ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого.

0
Слабая:

первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные действия единичны.

1
Средняя:

ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто  ждет инициативы взрослого

2
Высокая:

ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты.

3
Длительность игры Отсутствие игры:

в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т.д.).

0
Кратковременная игра:

большую часть времени ребенок занят манипуляцией , игра занимает менее 5 минут.

1
Средняя длительность:

процессуальная игра перемежается манипуляцией с предметами, периоды игры и манипуляций приблизительно равны.

2
Длительная игра:

большую часть времени ребенок занят процессуальной игрой.

3
Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушие:

игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы

0
Спокойное:

эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки спокойная поза), темп игры – неспешный.

1
Оживленное: ребенок играет с удовольствием, не отвлекается, его действия энергичны, сопровождает игру радостными восклицаниями
2
Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует:

ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только кормит куклу).

0
Слабая:

ребенок совершает 2-3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки).

1
Средняя:

ребенок опробует 2-3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2-3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее).

2
Высокая:

ребенок постоянно разнообразит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя порядок.

3
Речевая активность Отсутствует:

ребенок играет молча.

0
Слабая:

ребенок произносит несколько слов, обращенных к кукле или взрослому (например, «на», «пить», «ляля», «чашка»).

1
Средняя:

ребенок по ходу игры обращается к кукле и взрослому с 2-3 словными высказываниями (например, «надо кушать», «пора спать»), или комментариями («буду варить», «она хочет гулять»).

2
Высокая:

ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последовательность, комментирует.

3
Воображение Использование предметов заместителей Отсутствует:

ребенок играет только реалистическими игрушками (например, кормит куклу ложкой, чистит зубы зубной щеткой); замещениям взрослого не подражает,

0
Редкое:

ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1-2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения (например, кормит куклу палочкой).

1
Частое:

ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения.

2
Принятие инициативы взрослого   Отсутствует:

ребенок не проявляет интереса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами.

 

0
Слабая:

ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней, после показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с предметами.

1
Средняя:

ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подражает его действиям.

2
Активное:

ребенок сразу же с удовольствием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной.

3

 Анализ результатов

Выделяются 3 уровня развития процессуальной игры ребенка: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень. При высоком уровне процессуальной игры показатели всех параметров имеют высокие баллы.

У ребенка с высоким уровнем процессуальной игры ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Он с удовольствием включается в игру, играет долго, увлеченно, не отвлекаясь. Его инициативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым  игре.

Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Ребенок постоянно придумывает новые варианты использования предметов, гибко варьирует их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. В действиях ребенка можно наблюдать зачатки планирования, которые выражаются в проговаривании предполагаемой последовательности событий, в поиске подходящих атрибутов игры, в опережающих действия высказываниях.

Ребенок использует предметы-заместители, что чрезвычайно обогащает игру и свидетельствует о хорошо развитом у него воображении. Во второй половине третьего года жизни ребенок должен не только вводить в игру традиционные способы замещения, но и придумывать свои, подчас оригинальные замещения, демонстрируя гибкость в изменении функций знакомых предметов. К концу раннего возраста ребенок может самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.

Средний уровень. Данному уровню соответствуют средние оценки большинства показателей игры. У такого ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней,  может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимаю приблизительно такое же время как игра. Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры со взрослым.

Состав игровых действий более однообразны, высказывания редки и немногословны.

Использование предметов-заместителей встречается в этой группе редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.

Низкий уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров игровой деятельности. В потребностно-мотивационной сфере это проявляется в том, что сюжетные  игрушки очень слабо стимулируют игровую инициативу ребенка. Незначительное число игровых действий совершается ребенком без особого интереса, он скорее механически воспроизводит разученные ранее действия, быстро отвлекается.

Характер игровых действий у ребенка с низким  уровнем игровой деятельности однообразен, вариативность действий выражена слабо. Это особенно ярко проявляется в  индивидуальной игре. Как правило, ребенок в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой ко взрослому.

Как правило, такие дети не включают в игру предметы-заместители даже после показа взрослого. Это свидетельствует о недостаточном развитии воображения.

Дополнительные данные о состоянии игровой сферы могут быть получены на основании  диагностики принятия ребенком игровой инициативы взрослого. Этот параметр позволяет определить зону ближайшего развития процессуальной игры.

По данному параметру могут быть зафиксированы 3 уровня:

  • хорошо выраженная готовность к обучению (Такой вывод делается тогда, когда ребенок по собственной инициативе не разворачивает игру, но охотно принимает инициативу взрослого, подражает его действиям, быстро схватывает принцип замещения и использует его в игре; в последующей самостоятельной игре повторяет то, что делал ранее вместе со взрослым. Данному уровню соответствуют оценки параметра в 2-3 балла.);
  • слабовыраженная готовность к обучению (Данный уровень фиксируется в случаях, когда ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, сразу после показа игровых действий по просьбе взрослого повторяет некоторые из них, в том числе и замещения, но быстро переходит к привычным манипуляциям с предметами и в дальнейшем не разворачивает процессуальной игры. Параметр оценивается 1 баллом.);
  • отсутствие готовности к обучению (Этот уровень отмечается тогда, когда ребенок не обращает внимания на игру взрослых, отказывается от совместных игровых действий, не принимает их и не понимает смысла действий замещения. Параметр этого уровня оценивается 0 баллов.).

К 3 годам возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры  и хорошо выраженная готовность к обучению.

Средний уровень самостоятельной игры означает небольшое отставание от нормы и при хорошем состоянии зоны ближайшего развития может быть легко преодолен с помощью специально организованных сюжетных игр и забав.

Низкий уровень самостоятельной игры отражает существенное отставание от нормы и в сочетании с отсутствием готовности к обучению указывает на органические причины задержки психического развития.

Отсутствие процессуальной игры на третьем году жизни ребенка считается грубой задержкой.

Но при хорошей зоне ближайшего развития ребенка подобное отставание легко преодолевается специальными игровыми занятиями с педагогом.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.