Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей первого года жизни | ДЕТСТВО-ГИД

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей первого года жизни

Из опыта работы

«Коррекционно-педагогическое сопровождение детей первого года жизни»

 Захарова Ирина Павловна,

учитель-дефектолог ГОБУЗ

«Областной специализированный дом ребенка для детей

с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

г. Апатиты Мурманской обл.

Ранний возраст является уникальным для всей последующей жизни человека. За первые 12 месяцев ребенок проходит  поистине громадный путь в своем развитии. Психическое развитие детей первого года отличается  быстрым темпом и скачкообразностью  формирования новообразований возраста.

В  учреждениях системы здравоохранения считалось, что   работа  с детьми раннего возраста осуществляется только через медицинский уход. Но  дети с перинатальным поражением ЦНС,  требуют комплексного подхода: как медицинского,  так и педагогического сопровождения на весь период пребывания.  Благодаря огромной работе заместителя главного врача по воспитательной работе Киршиной В.С. в штатное расписание  Дома ребенка  были введены ставки  воспитателей и учителей –дефектологов на группы раннего возраста с 2000 года.

Таким образом, в группах раннего возраста нашего учреждения  сформировалось комплексное медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Представляю вашему вниманию коррекционно-педагогическую работу с детьми  в возрасте от рождения  до 1 года. В среднем наполняемость группы 8-9 человек, но этот состав непостоянен, т.к. дети находятся определенное время и далее переводятся в более старшую возрастную группу.

Цель нашей работы: создание благоприятных условий для стимулирования познавательной и  моторной активности ребенка, накопление им  разнообразного чувственного и социального опыта, формирование позитивных  личностных качеств в процессе  эмоционально-содержательного общения со взрослым.

Работа проводится по этапам.

Этапы педагогической помощи заключаются в следующем:

1 этап Диагностический.

Для первичной диагностики  и динамического наблюдения за детьми нами используется  диагностика оценки нервно-психического развития Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрукт (компьютерный вариант).

 Работа дефектолога на  группе начинается с первичного осмотра ребенка в семидневный срок со дня поступления ребенка в учреждение. Осмотр производится комплексно по всем линиям развития ребенка.

На основе анализа  данных обследования, составляется заключение, об уровне развития ребенка:

Линия развитияДанные  обследования
Эмоции и развитие коммуникативных функцийНаличие комплекса оживления, характеристика его компонентов. Требовательность к вниманию взрослого, реакция на пассивного взрослого. Реакция на прекращение общения.
Зрительные ориентировочные реакцииЗрительное сосредоточение и функции прослеживания в положении лежа и сидя. Осуществление поисковых ситуаций, прослеживание падения объекта. Поля зрения.
Слуховые ориентировочные реакцииСлуховые реакции: прислушивание к голосу взрослого, повороты головы в сторону источника звука, локализация звука в пространстве.
Общее двигательное развитиеУмение держать голову, группироваться при тракции за руки, выводить руки из –под корпуса при пассивных переворотах со спины на живот, переворачиваться на бок, со спины на живот и обратно, вставать на «четвереньки», ползать, сидеть, садиться, стоять, вставать, ходить при поддержке.
Движения руки и действия с предметамиПоложение больших пальцев, наличие и характер захвата и удержания игрушек, наличие ротового исследования, тремора верхних конечностей в покое и при беспокойстве.
Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата (при первичном осмотре) Артикуляционная моторика и доречевое развитиеФорма твердого неба, состояние переходной складки языка. Тенденция к формированию какого – либо вида прикуса,  парность прорезывания зубов. Симметричность носогубных складок, отклонение языка от средней линии, спазмированность спинки языка, альвеолярное положение кончика языка, ограничение объема пассивных и активных движений; наличие тремора  языка, фибриллярных подергиваний. Тон голоса, особенности дыхания. Наличие рефлексов орального автоматизма. Произносительная активность. Интонационное оформление актива и его коммуникативная направленность. Понимание обращенной речи.
Навыки самообслужива нияОтмечается отсутствие или наличие затруднений при кормлении.

II этап. Составление индивидуального плана   обучения и воспитания ребенка.

По результатам  обследования на основе уровня развития ребенка  разработан план воспитания и развития ребенка на определенный возрастной период. План  составляется с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей ребенка, содержит специальные  коррекционно- педагогические упражнения, направленные на формирование психических новообразований. План   разработан на 4 возрастных  периода:

Первый возрастной период  — от рождения до 3 месяцев.

Второй возрастной период  — от 3 месяцев до 6 месяцев.

Третий возрастной период   — от 6 месяцев до 9 месяцев.

Четвертый возрастной период – от 9 месяцев до 1 года.

Общими задачами   плана в  системе коррекционно-педагогической работе детей 1-го года жизни являются:

  • Профилактика или предупреждения дисгармонии в развитии;
  • Коррекция отклонений в психическом развитии детей на основе создания оптимальных условий личностно- эмоционального общения и предметно-развивающей среды;
  • Использование специальных средств обучения и воспитания в целях образования межанализаторных корковых связей, формирование навыка дифференцированного отражения действительности;
  • Формирование активности и инициативы самого ребенка с миром людей и предметов;
  • Обучение воспитателей и медицинского персонала соответствующим способам эмоционального взаимодействия согласно уровня развития ребенка.

Специфика воспитания и обучения  ребенка в ранний период жизни проявляется в том, что оно проходит при непосредственном участии взрослого не только на специальных занятиях, но и в обычной жизни малыша, поэтому  работу провожу  в тесной взаимосвязи с  педагогами  группы. На мини- педсоветах, которые проводятся каждую пятницу, знакомлю персонал группы с  планом коррекцино-педагогической  работы  с каждым ребенком. В ходе обсуждения по итогам развития каждого ребенка воспитатели на группе составляют свой педагогический план дальнейшего его сопровождения. Провожу консультации  с медицинским и педагогическим персоналом группы, обучаю методам и приемам работы с детьми. 

  1.  Этап дефектологической коррекции.

 Работа проводится по всем линиям развития, но особое внимание в своей работе уделяю предпосылкам  развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое  подражание. Если к концу первого года ребенок овладеет этими умениями, то в последующем его речь будет развиваться более  успешно. Эта работа проводится по следующим направлениям:

Коррекции тонусных нарушений в артикуляционном аппарате.

В зависимости от диагностических данных специалистом проводятся:

  • Дифференцированный массаж артикуляторных зон (расслабляющий или стимулирующий); Цель:  укрепление  или расслабление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
  • Точечный массаж рефлексогенных зон. Цель: стимуляция или успокоение нервной системы, усиление  кровоснабжения, регуляция  трофики тканей, снижение нервного и мышечного напряжения.

Формирование артикуляционной моторики:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Пассивная гимнастика  

Для губ: способствует развитию кинестетических ощущений, необходимых для формирования активных движений:

  • собирание губ в трубочку,
  • растягивание в улыбку,
  • поднимание верхней губы, опускание нижней губы,
  • собирание верхней губы в складку,
  • опускание верхней губы,
  • попеременное опускание уголков рта вправо или влево,
  • смыкание губ,
  • пассивное открывание рта.

Все движения выполняют 4 – 6 раз.

Для языка:

Цель: Нормализация мышечного тонуса; увеличение объема  и амплитуды артикуляционных движений; уменьшение слюнотечения; укрепление глоточного рефлекса.

  • прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости,
  • пассивное поднимание кончика языка к небу или верхней губе,
  • мануальный массаж ( специальными силиконовыми щеточками);
  • захватывание языка с помощью марлевой салфетки, подтягивание вперед и отведение в стороны,

Активная гимнастика с пищевым подкреплением.

Цель: развитие  ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных рефлексов, превращаются в речевые, условные.

  • при раздражении середины нижней губы сиропом, вызывается выдвижение языка вперед,
  • раздражением с сиропом уголков губ, вызывает горизонтальные движения языка,

Стимуляции произносительной активности.

В ходе коррекционно-развивающей работы необходимо  учитывать этапы доречевого и раннего речевого развития: голосовая активность, гуление, лепет, лепетные слова и т.д. Каждое занятие по стимуляции гуления начинается с вовлечения  ребенка в эмоциональный контакт. К специальным методам стимуляции произносительной активности, проводимые дефектологом,  относятся следующие приемы:

  • Взрослый создает уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков в периоды вокализации выдоха:

а — широко открыть рот

о — округлить губы

у — губы «трубочкой»

и — губы в улыбку. При этом взрослый произносит звуки с различной интонацией, модуляцией и громкостью.

  • В периоды вокализации выдоха взрослый производит ритмичное смыкание и размыкание губ, создает возможность для произнесения губно-губных звуков м, п, б.
  • Стимуляция произнесения слогов путем смыкания губ в сочетании с широким открыванием рта — ба, па, ма;
  • Смыкание губ в сочетании с округлением губ — бо, по, мо.
  • Смыкание губ в сочетании с вытягиванием губ в «трубочку» — бу, пу, му.
  • Смыкание губ в сочетании с широким растягиванием губ слышится слог бы.
  • Учитывая, что в норме носо-ротовые, звонкие-глухие возникают одновременно, они вызываются попарно: б-м, п-б, д-н.

Эти приемы выполняем в течение дня по 3-4 раза.

Развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи ( на доступном уровне). Первичное понимание  обращенной речи происходит при совпадении звучания слова, произносимого взрослым с предъявлением предмета, который оно обозначает.

При развитии понимания обращенной речи отрабатываются следующие умения:

  • Запоминание названий игрушек, окружающих предметов и нахождение их по слову взрослого;
  • Запоминание названий простых движений ( до свидания, ладушки и т.д) и выполнение этих движений по словесной инструкции;
  • Выполнение по слову различных манипуляций и действий с игрушками;
  • Адекватное включение ребенка в игру со взрослым ( «прятки», «ку-ку»).

Дыхательная гимнастика, которая с раннего возраста помогает формировать правильный физиологически-диафрагмальный тип дыхания. С ребенком проводятся пассивные дыхательные упражнения, во время проведения  включается тихая спокойная мелодия. Дыхательные упражнения с маленькими детьми необходимо проводить в положении на спине  в рефлекс-запрещающих позициях.

  • И.п.- лежа на спине. Разводим руки в стороны — вдох, приводим к грудной клетке — выдох.
  • И. п.- лежа на спине. Поднимаем руки вверх — вдох, опускаем вниз — выдох.
  • И. п.- лежа на спине. Ноги приводим к животу — выдох, выпрямляем ноги — вдох.
  • И. п.- лежа на спине. Приводим противоположное колено и локоть — выдох, выпрямляем — вдох.

Проводятся по 3-4 раза ежедневно

Все эти упражнения тренируют глубину дыхания и способствуют вокализации выдоха

 Массаж рук и тонкий пальчиковый тренинг, целью которого является стимулирование речевых зон коры головного мозга, а так же, формирование навыков действий с предметами.

Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц  способствует потряхивание руки по  методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие покачивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук.

Также в своей работе  использую новые технологии и компьютерные презентации:

Элементы Монтессори-педагогики.

  • Геометрические пазлы –  способствуют развитию зрительно-моторной координации,  происходит ознакомление с сенсорными эталонами.
  • Доска для ощупывания —   способствует развитию осязания, тактильных ощущений.
  • Блоки цилиндров- вкладышей — развивают  зрительно-моторную координацию, стимулируют захват предметов
  •  Коробочка с шариком – ребенок прослеживает за перемещением предмета,  учится действию с предметом.
  • Шумящие коробочки – развивают слуховые реакции у ребенка.

Эти занятия  формируют сенсорную активность  и сенсомоторные навыки ребенка, формируют ориентировочно-исследовательские, а затем и поисковые действия. Обучают  владению фактическими действиями с окружающими предметами.

Сенсорную  комнату

Это технический комплекс представляющий сочетание различных устройств, способствующих как релаксации, так и активизации всех органов чувств. Обстановку в сенсорной комнате можно назвать идеальным терапевтическим средством.

Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе способствует:

  • улучшению эмоционального состояния,
  • повышению двигательной активности, формированию двигательных навыков и произвольности движений,
  • коррекции нарушений слухового и зрительного восприятия,
  •  развитию кинестетической чувствительности,
  • уменьшению глубины отставания в нервно – психическом развитии.

В ходе посещений сенсорной комнаты у детей формируется потребность в общении, постепенно снижаются проявления депривации.

Музыкально-речевые презентации: М.Л.Лазарева «Для самых маленьких»  

Формирует  взаимодействие  речеслухового и речедвигательного анализаторов, развивает фонематический слух, интонационную выразительность речевых сигналов, коммуникативную направленность общения с помощью звуков.

Методику Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой»

Обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального  слуха, мелкой и крупной моторики.

Таким образом, занятия с дефектологом помогают ребенку раннего возраста с ППЦНС обрести умения и навыки, облегчающие их дальнейшую жизнедеятельность.

IV. Этап — Итоговый

Подведение итогов проходит каждый квартал  на медико-психолого-педагогической  комиссии, на которой  все  специалисты осуществляющие работу с детьми оценивают динамику нервно-психического развития за период работы. В ходе обсуждения выявляются дети,  у которых есть проблемы в усвоении и формировании навыков. Таким детям оказывается дополнительная  комплексная помощь специалистов, таких как: инструктор ЛФК, массажистов, психологов, дефектологов, невропатолога. Количество таких детей составляет 10% от  состава детей всей группы.

Хотелось бы отметить, что основной состав детей, в ходе проводимой коррекционно-педагогической работы показывают высокую эффективность по всем линиям развития. Наши дети становятся более эмоциональны, легко вступают в контакт со взрослыми, легче осваивают действия с предметами,  у детей повышается речевая активность, укрепляется здоровье, наши дети очень редко болеют.

ЛИТЕРАТУРА  

1.  Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ : Астрель, 2007. — 224 с.

2. Ю. Разенкова «Коррекционная работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка»;

3. Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. «Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни» Москва;

4. Дьякова Е. А. «Логопедический массаж»;

5. Екжанова Е. А. «Использование тонкого пальцевого тренинга для коррекции и стимуляции психофизического развития детей раннего возраста» ИКП РАО г. Москва;

6. Соломатина Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба.//Логопед. – № 2. – 2004  

7.  Программа для домов ребенка;

8. Стробыкина Т. Г. «Игры и упражнения для самых маленьких»;

9. п/ред. Лильина Е. Т. «Медико – психолого – педагогическая реабилитация в домах ребенка» Москва 2002 год.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.