Из опыта работы
«Коррекционно-педагогическое сопровождение детей первого года жизни»
Захарова Ирина Павловна,
учитель-дефектолог ГОБУЗ
«Областной специализированный дом ребенка для детей
с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»
г. Апатиты Мурманской обл.
Ранний возраст является уникальным для всей последующей жизни человека. За первые 12 месяцев ребенок проходит поистине громадный путь в своем развитии. Психическое развитие детей первого года отличается быстрым темпом и скачкообразностью формирования новообразований возраста.
В учреждениях системы здравоохранения считалось, что работа с детьми раннего возраста осуществляется только через медицинский уход. Но дети с перинатальным поражением ЦНС, требуют комплексного подхода: как медицинского, так и педагогического сопровождения на весь период пребывания. Благодаря огромной работе заместителя главного врача по воспитательной работе Киршиной В.С. в штатное расписание Дома ребенка были введены ставки воспитателей и учителей –дефектологов на группы раннего возраста с 2000 года.
Таким образом, в группах раннего возраста нашего учреждения сформировалось комплексное медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка.
Представляю вашему вниманию коррекционно-педагогическую работу с детьми в возрасте от рождения до 1 года. В среднем наполняемость группы 8-9 человек, но этот состав непостоянен, т.к. дети находятся определенное время и далее переводятся в более старшую возрастную группу.
Цель нашей работы: создание благоприятных условий для стимулирования познавательной и моторной активности ребенка, накопление им разнообразного чувственного и социального опыта, формирование позитивных личностных качеств в процессе эмоционально-содержательного общения со взрослым.
Работа проводится по этапам.
Этапы педагогической помощи заключаются в следующем:
1 этап Диагностический.
Для первичной диагностики и динамического наблюдения за детьми нами используется диагностика оценки нервно-психического развития Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрукт (компьютерный вариант).
Работа дефектолога на группе начинается с первичного осмотра ребенка в семидневный срок со дня поступления ребенка в учреждение. Осмотр производится комплексно по всем линиям развития ребенка.
На основе анализа данных обследования, составляется заключение, об уровне развития ребенка:
Линия развития | Данные обследования |
Эмоции и развитие коммуникативных функций | Наличие комплекса оживления, характеристика его компонентов. Требовательность к вниманию взрослого, реакция на пассивного взрослого. Реакция на прекращение общения. |
Зрительные ориентировочные реакции | Зрительное сосредоточение и функции прослеживания в положении лежа и сидя. Осуществление поисковых ситуаций, прослеживание падения объекта. Поля зрения. |
Слуховые ориентировочные реакции | Слуховые реакции: прислушивание к голосу взрослого, повороты головы в сторону источника звука, локализация звука в пространстве. |
Общее двигательное развитие | Умение держать голову, группироваться при тракции за руки, выводить руки из –под корпуса при пассивных переворотах со спины на живот, переворачиваться на бок, со спины на живот и обратно, вставать на «четвереньки», ползать, сидеть, садиться, стоять, вставать, ходить при поддержке. |
Движения руки и действия с предметами | Положение больших пальцев, наличие и характер захвата и удержания игрушек, наличие ротового исследования, тремора верхних конечностей в покое и при беспокойстве. |
Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата (при первичном осмотре) Артикуляционная моторика и доречевое развитие | Форма твердого неба, состояние переходной складки языка. Тенденция к формированию какого – либо вида прикуса, парность прорезывания зубов. Симметричность носогубных складок, отклонение языка от средней линии, спазмированность спинки языка, альвеолярное положение кончика языка, ограничение объема пассивных и активных движений; наличие тремора языка, фибриллярных подергиваний. Тон голоса, особенности дыхания. Наличие рефлексов орального автоматизма. Произносительная активность. Интонационное оформление актива и его коммуникативная направленность. Понимание обращенной речи. |
Навыки самообслужива ния | Отмечается отсутствие или наличие затруднений при кормлении. |
II этап. Составление индивидуального плана обучения и воспитания ребенка.
По результатам обследования на основе уровня развития ребенка разработан план воспитания и развития ребенка на определенный возрастной период. План составляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, содержит специальные коррекционно- педагогические упражнения, направленные на формирование психических новообразований. План разработан на 4 возрастных периода:
Первый возрастной период — от рождения до 3 месяцев.
Второй возрастной период — от 3 месяцев до 6 месяцев.
Третий возрастной период — от 6 месяцев до 9 месяцев.
Четвертый возрастной период – от 9 месяцев до 1 года.
Общими задачами плана в системе коррекционно-педагогической работе детей 1-го года жизни являются:
- Профилактика или предупреждения дисгармонии в развитии;
- Коррекция отклонений в психическом развитии детей на основе создания оптимальных условий личностно- эмоционального общения и предметно-развивающей среды;
- Использование специальных средств обучения и воспитания в целях образования межанализаторных корковых связей, формирование навыка дифференцированного отражения действительности;
- Формирование активности и инициативы самого ребенка с миром людей и предметов;
- Обучение воспитателей и медицинского персонала соответствующим способам эмоционального взаимодействия согласно уровня развития ребенка.
Специфика воспитания и обучения ребенка в ранний период жизни проявляется в том, что оно проходит при непосредственном участии взрослого не только на специальных занятиях, но и в обычной жизни малыша, поэтому работу провожу в тесной взаимосвязи с педагогами группы. На мини- педсоветах, которые проводятся каждую пятницу, знакомлю персонал группы с планом коррекцино-педагогической работы с каждым ребенком. В ходе обсуждения по итогам развития каждого ребенка воспитатели на группе составляют свой педагогический план дальнейшего его сопровождения. Провожу консультации с медицинским и педагогическим персоналом группы, обучаю методам и приемам работы с детьми.
- Этап дефектологической коррекции.
Работа проводится по всем линиям развития, но особое внимание в своей работе уделяю предпосылкам развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание. Если к концу первого года ребенок овладеет этими умениями, то в последующем его речь будет развиваться более успешно. Эта работа проводится по следующим направлениям:
Коррекции тонусных нарушений в артикуляционном аппарате.
В зависимости от диагностических данных специалистом проводятся:
- Дифференцированный массаж артикуляторных зон (расслабляющий или стимулирующий); Цель: укрепление или расслабление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
- Точечный массаж рефлексогенных зон. Цель: стимуляция или успокоение нервной системы, усиление кровоснабжения, регуляция трофики тканей, снижение нервного и мышечного напряжения.
Формирование артикуляционной моторики:
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
Пассивная гимнастика
Для губ: способствует развитию кинестетических ощущений, необходимых для формирования активных движений:
- собирание губ в трубочку,
- растягивание в улыбку,
- поднимание верхней губы, опускание нижней губы,
- собирание верхней губы в складку,
- опускание верхней губы,
- попеременное опускание уголков рта вправо или влево,
- смыкание губ,
- пассивное открывание рта.
Все движения выполняют 4 – 6 раз.
Для языка:
Цель: Нормализация мышечного тонуса; увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; уменьшение слюнотечения; укрепление глоточного рефлекса.
- прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости,
- пассивное поднимание кончика языка к небу или верхней губе,
- мануальный массаж ( специальными силиконовыми щеточками);
- захватывание языка с помощью марлевой салфетки, подтягивание вперед и отведение в стороны,
Активная гимнастика с пищевым подкреплением.
Цель: развитие ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных рефлексов, превращаются в речевые, условные.
- при раздражении середины нижней губы сиропом, вызывается выдвижение языка вперед,
- раздражением с сиропом уголков губ, вызывает горизонтальные движения языка,
Стимуляции произносительной активности.
В ходе коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать этапы доречевого и раннего речевого развития: голосовая активность, гуление, лепет, лепетные слова и т.д. Каждое занятие по стимуляции гуления начинается с вовлечения ребенка в эмоциональный контакт. К специальным методам стимуляции произносительной активности, проводимые дефектологом, относятся следующие приемы:
- Взрослый создает уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков в периоды вокализации выдоха:
а — широко открыть рот
о — округлить губы
у — губы «трубочкой»
и — губы в улыбку. При этом взрослый произносит звуки с различной интонацией, модуляцией и громкостью.
- В периоды вокализации выдоха взрослый производит ритмичное смыкание и размыкание губ, создает возможность для произнесения губно-губных звуков м, п, б.
- Стимуляция произнесения слогов путем смыкания губ в сочетании с широким открыванием рта — ба, па, ма;
- Смыкание губ в сочетании с округлением губ — бо, по, мо.
- Смыкание губ в сочетании с вытягиванием губ в «трубочку» — бу, пу, му.
- Смыкание губ в сочетании с широким растягиванием губ слышится слог бы.
- Учитывая, что в норме носо-ротовые, звонкие-глухие возникают одновременно, они вызываются попарно: б-м, п-б, д-н.
Эти приемы выполняем в течение дня по 3-4 раза.
Развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи ( на доступном уровне). Первичное понимание обращенной речи происходит при совпадении звучания слова, произносимого взрослым с предъявлением предмета, который оно обозначает.
При развитии понимания обращенной речи отрабатываются следующие умения:
- Запоминание названий игрушек, окружающих предметов и нахождение их по слову взрослого;
- Запоминание названий простых движений ( до свидания, ладушки и т.д) и выполнение этих движений по словесной инструкции;
- Выполнение по слову различных манипуляций и действий с игрушками;
- Адекватное включение ребенка в игру со взрослым ( «прятки», «ку-ку»).
Дыхательная гимнастика, которая с раннего возраста помогает формировать правильный физиологически-диафрагмальный тип дыхания. С ребенком проводятся пассивные дыхательные упражнения, во время проведения включается тихая спокойная мелодия. Дыхательные упражнения с маленькими детьми необходимо проводить в положении на спине в рефлекс-запрещающих позициях.
- И.п.- лежа на спине. Разводим руки в стороны — вдох, приводим к грудной клетке — выдох.
- И. п.- лежа на спине. Поднимаем руки вверх — вдох, опускаем вниз — выдох.
- И. п.- лежа на спине. Ноги приводим к животу — выдох, выпрямляем ноги — вдох.
- И. п.- лежа на спине. Приводим противоположное колено и локоть — выдох, выпрямляем — вдох.
Проводятся по 3-4 раза ежедневно
Все эти упражнения тренируют глубину дыхания и способствуют вокализации выдоха
Массаж рук и тонкий пальчиковый тренинг, целью которого является стимулирование речевых зон коры головного мозга, а так же, формирование навыков действий с предметами.
Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие покачивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук.
Также в своей работе использую новые технологии и компьютерные презентации:
Элементы Монтессори-педагогики.
- Геометрические пазлы – способствуют развитию зрительно-моторной координации, происходит ознакомление с сенсорными эталонами.
- Доска для ощупывания — способствует развитию осязания, тактильных ощущений.
- Блоки цилиндров- вкладышей — развивают зрительно-моторную координацию, стимулируют захват предметов
- Коробочка с шариком – ребенок прослеживает за перемещением предмета, учится действию с предметом.
- Шумящие коробочки – развивают слуховые реакции у ребенка.
Эти занятия формируют сенсорную активность и сенсомоторные навыки ребенка, формируют ориентировочно-исследовательские, а затем и поисковые действия. Обучают владению фактическими действиями с окружающими предметами.
Сенсорную комнату
Это технический комплекс представляющий сочетание различных устройств, способствующих как релаксации, так и активизации всех органов чувств. Обстановку в сенсорной комнате можно назвать идеальным терапевтическим средством.
Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе способствует:
- улучшению эмоционального состояния,
- повышению двигательной активности, формированию двигательных навыков и произвольности движений,
- коррекции нарушений слухового и зрительного восприятия,
- развитию кинестетической чувствительности,
- уменьшению глубины отставания в нервно – психическом развитии.
В ходе посещений сенсорной комнаты у детей формируется потребность в общении, постепенно снижаются проявления депривации.
Музыкально-речевые презентации: М.Л.Лазарева «Для самых маленьких»
Формирует взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализаторов, развивает фонематический слух, интонационную выразительность речевых сигналов, коммуникативную направленность общения с помощью звуков.
Методику Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой»
Обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха, мелкой и крупной моторики.
Таким образом, занятия с дефектологом помогают ребенку раннего возраста с ППЦНС обрести умения и навыки, облегчающие их дальнейшую жизнедеятельность.
IV. Этап — Итоговый
Подведение итогов проходит каждый квартал на медико-психолого-педагогической комиссии, на которой все специалисты осуществляющие работу с детьми оценивают динамику нервно-психического развития за период работы. В ходе обсуждения выявляются дети, у которых есть проблемы в усвоении и формировании навыков. Таким детям оказывается дополнительная комплексная помощь специалистов, таких как: инструктор ЛФК, массажистов, психологов, дефектологов, невропатолога. Количество таких детей составляет 10% от состава детей всей группы.
Хотелось бы отметить, что основной состав детей, в ходе проводимой коррекционно-педагогической работы показывают высокую эффективность по всем линиям развития. Наши дети становятся более эмоциональны, легко вступают в контакт со взрослыми, легче осваивают действия с предметами, у детей повышается речевая активность, укрепляется здоровье, наши дети очень редко болеют.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ : Астрель, 2007. — 224 с.
2. Ю. Разенкова «Коррекционная работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка»;
3. Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. «Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни» Москва;
4. Дьякова Е. А. «Логопедический массаж»;
5. Екжанова Е. А. «Использование тонкого пальцевого тренинга для коррекции и стимуляции психофизического развития детей раннего возраста» ИКП РАО г. Москва;
6. Соломатина Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба.//Логопед. – № 2. – 2004
7. Программа для домов ребенка;
8. Стробыкина Т. Г. «Игры и упражнения для самых маленьких»;
9. п/ред. Лильина Е. Т. «Медико – психолого – педагогическая реабилитация в домах ребенка» Москва 2002 год.