Из опыта работы
«Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровой деятельности«
Беляева Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 16,
ЗАТО г. Североморск
Развитие коммуникативных умений у детей – актуальная проблема современной педагогики детства. Ведь именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей, все это он получает в коммуникационной сфере. С самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать коммуникативные умения.
Развитие коммуникативных умений у дошкольников выполняется в разных видах деятельности. Игры, которые сопровождаются звучанием музыки, обладают особенными возможностями в развитии у детей коммуникативных умений. Эти игры, прежде всего, связаны с движением, выразительным интонированием для выражения эмоций ребенка, его отношения к окружающим.
Музыка помогает детям понять настроение героев, а также их эмоциональное состояние. С помощью музыкальных игр происходит обогащение детей новыми впечатлениями. Еще они развивают у них эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, способность к восприятию оттенков чувств и настроений и эмоциональному самовыражению.
Связь музыки с игрой выражена в самом определении музыкальной деятельности — «музыкальная игра»: исполнить пьесу — значит сыграть ее. По определению Н.Г. Куприной, «музыкально-игровая деятельность – это игра, которая сопровождается звучанием музыки» [20, с. 123]. Музыку представляют, как фактор, который организует игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкально-игровая деятельность – это синтез музыки с речью, движением, с пространственными, тактильными и зрительными ощущениями. Музыкально-игровая деятельность опирается на художественные образы различных искусств. Но при этом она выходит за пределы собственно музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии и т.д. в область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой и двигательной импровизации. «Музыкальные игры, которые связаны с движением, танцем, словом, рисунком, могут получать уточняющие и конкретные обозначения в связи с той формой практической деятельности, в которую они включают детей. Это могут быть игры-танцы, игры — импровизации, музыкально — театрализованные игры, игры со звуками, а также игры в рисовании музыки и интонационно-ритмические» [16, с. 210].
Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к музыкальным играм. Однако методика организации музыкально-игровой деятельности детей пока еще недостаточно разработана для широкого введения в практику дошкольных образовательных учреждений.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной проблемы, заключающейся в практической реализации комплекса занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель – обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса музыкальных игр по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «коммуникативные умения»;
2. Выявить особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей;
4. Разработать комплекс музыкальных игр, направленный на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Опытно-поисковым путем проверить эффективность разработанного комплекса музыкальных игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика понятия «коммуникативные навыки»
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста – это чрезвычайно актуальная проблема в наше время. Ведь степень сформированности данных умений значительно влияет на процесс их социализации и развития личности в целом. Одним из главных умений современной личности считаются коммуникативные умения. Л.С. Выготский писал: «Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Общение требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда будет человеческая речь, возникшая из потребности общаться в процессе труда».
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения вырабатываются и совершенствуются в процессе общения.
«Коммуникация — это сообщение, общение, информация».
А.В. Петровский и его авторский коллектив дало следующее определение общения: «Коммуникативные навыки — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности».
В трудах Л.С. Выгодского, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной прослеживается такое мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволит ему комфортно жить в обществе людей. Так же благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
«Коммуникативные навыки — это именно осознанные коммуникативные действия учащихся, которые базируются на системе знаний и усвоенных, элементарных умений и навыков».
Таким образом, коммуникативные навыки — это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению. Коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, которые нужны в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.
У ребенка старшего дошкольного возраста формируются основные коммуникативные умения. Его коммуникативная активность направлена уже как на взрослых, так и на сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия первое место занимает сверстник, а в системе познавательного — взрослый человек.
В последнее время при разработке методов коррекции недостатков коммуникативного поведения в дошкольном возрасте в основном внимание уделяют работе по овладению детьми кооперативными умениями в процессе совместной игровой деятельности. Только в таких условиях у ребенка удается сформировать устойчивую ориентацию на сверстника, его внимание и чувствительность к нему, умение распределять и обменяться действиями, соблюдать правила очередности, которые необходимы для осуществления совместной деятельности коммуникативные навыки. Значительно важно, что именно в совместной музыкально-игровой деятельности у детей начинает возникать потребность в обмене высказываниями, то есть возникает инициативный диалог, который возникнув, начинает планировать и регулировать эту деятельность.
Также и на успешности дошкольного обучения может отразиться неумение общаться. Оно порождает у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха» и сформировывает низкую самооценку. Следствием всего этого может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, а оно имеет нередко защитный характер.
Поэтому в семье, и в детском саду очень полезны для ребенка все виды сотрудничества, как с взрослыми, так и со сверстниками, которых надо приглашать и организовывать совместные игры. Вместе с детьми нужно играть, «превращаться», что-нибудь придумывать, вместе готовиться к праздникам, рисовать, наклеивать, читать и обсуждать истории, жить с ними общими интересами, обмениваться мнениями.
Таким образом, коммуникативные умения представляют собой неразделимое единство трех составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только соблюдая достаточное и гармоничное развитие каждой из них, можно будет сказать о наличии у ребенка развитых коммуникативных навыков. Мы выявили особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Общение в процессе музыкальной игры — это обмен информацией между педагогами и детьми или детьми между собой при помощи жестов и мимики.
Обучение детей старшего дошкольного возраста общению средствами музыкального искусства определено сензитивными периодами развития психики ребенка. Дети старшего дошкольного возраста обладают определенными задатками, которые способствуют развитию познавательных процессов и чувственно — эмоциональной сферы, которые влияют на формирование невербального общения. Восприятие детей заметно отличается повышенной эмоциональностью, которая проявляется как в напряженной психической деятельности, так и во всех внешних проявлениях эмоциональных состояний: в возгласах, жестах, движениях всего тела.
Особенно важно для старших дошкольников в развитии коммуникативных умений овладеть выразительностью речевой интонации. Развитию выразительной речевой интонации и сопровождающего ее речевого жеста можно также с помощью музыкальных игр, обыгрыванием и драматизации фольклорных песенок. Это очень помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой, пластикой своего тела.
Именно в музыкально-игровой деятельности развивается культура тактильного общения. Она считается одним из важных механизмов социальной адаптации. Культура тактильного общения открывает для старших дошкольников путь к уверенности, полноценному самоощущению и адекватному поведению в общении с людьми. Особенностью музыкальных игр является еще и то, чтобы помочь детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Средства коммуникации в музыкальных играх проявляются как стремление к самостоятельным, активным действиям, способностью взять на себя роль лидера.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-игровая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка. Она обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью, и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме этого, сочетание различных видов музыкально-игровой деятельности и соблюдение ряда педагогических условий, способствует развитию разных сторон общения. И это позволяет эффективно развивать и вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.
Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-игровая деятельность включает в себя разные виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически различные виды театра – начиная от пальчикового до драматического». Музыкально-игровая деятельность обладает очень сильным воздействием на внутренний мир ребенка и вызывает у него яркие эмоции. Еще в ней можно использовать различные способы взаимодействия ребенка, как с взрослым, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры и т. д.). «Музыкально-игровая деятельность значительно помогает детям лучше узнать себя. Она активизирует их межличностную коммуникацию, помогая детям раскрепоститься. А она потом способствует преодолению разного рода коммуникационных барьеров».
Имеются следующие основные виды музыкально-игровой деятельности, которые помогают развить коммуникативные умения у детей:
— коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.);
— обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.);
— подвижные музыкальные игры, игры с пением, игры с предметами, хороводы, жестовые игры с пением, музыкально-дидактические игры и т. д.
Для развития у детей коммуникативных умений в музыкально-игровой деятельности, нужно создать такую среду, где они будут постоянно «общаться» с музыкой. Настроение героев и их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры, помогает детям понять музыка. Разные виды музыкально-игровой деятельности помогают развить невербальные коммуникативные умения у старших дошкольников.
Музыкальные игры, построенные на невербальных средствах коммуникации, выступают как эффективный способ социализации личности ребенка. Еще до овладения речью, мимика, жесты и движения являются средствами общения у ребенка. Но и в дальнейшем средства невербальной коммуникации играют огромную роль в общении ребенка. Они дают ему возможность выразить свои чувства и желания, лучше понимать партнера в игре и эмоционально подстроится к нему, а также ярко и полно пережить эмоциональные перипетии игры. Ребенок старшего дошкольного возраста через невербальные средства общения, быстро и эффективно начинает включаться в процесс освоения правил поведения и законов взаимоотношений между людьми.
Обращение к детским музыкальным играм – это путь, который открывает для ребенка возможность общения с музыкой на актуальном для него уровне. Ведь наряду с развитием музыкальных способностей, происходит целостное развитие личности ребенка с учетом его психофизиологических возможностей и потребностей конкретного возрастного этапа.
Сделанные выводы позволили мне спланировать работу по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе работы.
Содержание работы по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Разработала содержание на формирующем этапе.
Целью формирующего этапа: развить у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные навыки в музыкальных играх.
Задачи:
— разработать комплекс музыкальных игр в соответствии с результатами диагностики констатирующего этапа опытно-поисковой работы;
— апробировать разработанный комплекс музыкальных игр на практике. Методы, используемые в работе:
— беседа;
— музыкально-игровая деятельность детей;
— обсуждение, формулирование правил поведения.
В своей работе я учитывала следующие факторы:
— индивидуальные возможности и способности детей в музыкально- игровой деятельности;
— игровые принципы воздействия на детей;
— педагогические условия создания в музыкальном зале эмоционально-положительной среды, обеспечивающей развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Согласно исследованию Л. В. Чернецкой, коммуникативные способности включают три компонента:
«Область желания» (желание вступить в контакт с другим человеком); «Область знания» (знание и понимание норм и правил социального поведения);
«Область умений» (умение эффективного общения, то есть способность завлечь собеседника, сопереживать его несчастью, разрешать конфликтные ситуации и др.)
Вышеназванные компоненты общения активно и эффективно развиваются в процессе музыкально-ритмической деятельности, к числу которых относятся коммуникативные танцы-игры. Данный вид деятельности представляет собой музыкально-игровые действия, целью которых является формирование навыков общения у детей и создание условий для развития их индивидуальных личностных качеств. Такие игры способствуют не только появлению чувства ритма, музыкального слуха, выразительности движений, но и появляется речевая активность детей, формируется умение повышать и понижать силу голоса, улучшается ритмико-интонационная сторона речи. У воспитанников во время игр развиваются необходимые личностные характеристики: инициативность, эмпатия, раскрепощенность, коммуникабельность и др.
Коммуникативные танцы-игры можно классифицировать по трем направлениям:
— Игры, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Дети должны найти себе партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти с ним в контакт. Все движения сопровождаются простыми танцевальными действиями (прыжки, подскоки, притопы и др.). Обязательным элементом таких игр является тактильный контакт детей: они выполняют хлопки в ладоши, совершают рукопожатия, кружатся в парах и др.
— Танцы, направленные на формирование взаимопонимания со сверстниками. Этот вид деятельности сопровождается более сложными танцевальными движениями, где взаимодействуют четыре партнера — две пары. Если усложнение движений не вызывает сложностей, можно научить детей строить сложные фигуры («мост», «ворота»), способствующие развитию способности ориентироваться в пространстве.
— Танцы-игры, развивающие доверие к партнерам. К числу таких танцев относят «гусеницу», «слепой танец», «аэробус», «дракон» и т. д. Данный вид танцевально-коммуникативных игр отличается от остальных высокой степенью пластическому выражению ребенка. Дошкольники «мыслят телом», осознают себя и познают сверстников, окружающий мир сквозь призму танцевальных движений.
Более того, коммуникативные танцы-игры можно использовать в различных формах организации деятельности детей: на занятиях с музыкальным руководителем, в свободной деятельности, на праздниках, различных мероприятиях для детей и родителей (танец «Лавата», «Танцуем с мамой», «Музыкальный паровозик»).
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность дает максимально успешную динамику в целом в развитии речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.
Важным компонентом любого музыкально-игрового упражнения является рефлексия, то есть осмысление своих действий, чувств, поведения и результата проделанной работы. Вопросы, задаваемые каждому ребенку, фиксируют их актуальный опыт, полученный в процессе выполнения совместных заданий. Грамотно организованная рефлексия способствует наиболее эффективному формированию навыков общения и сотрудничества, так как позволяет детям сознательно выполнять упражнения и регулировать собственное поведение.
Включение игр из разработанного комплекса на музыкальных занятиях и не только, зависит от факторов:
— личные интересы детей (понравившаяся игра могла повторяться несколько раз в различных ситуациях);
— эмоциональный настрой (например, на любых занятиях использовались музыкальные игры на расслабление, если дети были возбуждены);
— степень освоения определенных навыков (игра могла использоваться на музыкальном занятии не только в качестве коммуникативной, но и для закрепления музыкальных навыков). Игры из рассмотренного комплекса проводились на прогулке, на зарядке, в часы утреннего приема, на физкультминутках.