Формирование математической грамотности дошкольников посредством игровой деятельности

Из опыта работы

«Формирование математической грамотности дошкольников

посредством игровой деятельности»

Ворожцова Ольга Викторовна,

старший воспитатель

МБДОУ «Седельниковский детский сад №1»

с. Седельниково Омской области

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит математике, которая играет особую роль в  познавательном развитии и развитии интеллекта.

Воспитатели нашего детского сада активно используют игры с математическим содержанием. Это логические и игры и упражнения, задачи, дидактические игры, игры с геометрическими фигурами, счётными палочками, головоломки, которые способствуют развитию логического мышления, памяти, сообразительности, воспитанию личностных качеств детей: самостоятельности, коллективизму, инициативности, целеустремлённости.

Занимательные развивающие игры, задачи, развлечения очень интересны детям, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений, таких как «Танграм», «Пифагор», «Выращивание дерева», «Чем отличаются?», «Волшебный круг» дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, а в играх «Сколько взять конфет?», «Яблоки для всех» у детей к тому же развивается находчивость, сообразительность.

 Занимательные математические игры воспитатели используют как на занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. По форме организации это игры в парах, по подгруппам, индивидуально.

С детьми старшего дошкольного возраста воспитатели использовали игры, требующие выполнения заданий, где требуется коллективное обсуждение, поэтому детей объединяли в подгруппы. В играх «Лототрон», «Найди ошибку», «Что лишнее?», «Лабиринт», «Освободите принцессу» совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально — познавательного общения, способствуют умению сотрудничать.

В работе с дошкольниками среднего и старшего возраста воспитатели используют игры в парах, где дети меняются заданиями, а также выполняют роли ведущего, игрока, а затем меняются ролями. В такой игре каждый   участник активен, т.к. придумывают задания друг другу и стремятся сформулировать его так, чтобы оно было понятно для партнёра. Например, в играх «Отгадай число», «Каких фигур недостаёт», «Цепочка», «Где чей домик?»

Особо ценно то, что именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, возникновению потребности обратиться за помощью, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а главное, воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания.

Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов, воспитатели организуют образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей – во всех возрастных группах созданы уголки занимательной математики (игротеки), куда помещены настольно- печатные игры, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры с геометрическими фигурами.

Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, играть индивидуально, совместно с другими детьми, небольшими подгруппами или в парах.

Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса, любознательности, а также качеств личности, необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия. Главное, что у детей формируется умение самостоятельно занять себя, научиться применять свои знания в повседневной жизни

Таким образом, игровая деятельность является средством формирования математической грамотности и способствует познавательному развитию дошкольников.  

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.