Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Значение комплексного подхода в коррекционной работе по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста | ДЕТСТВО-ГИД

Значение комплексного подхода в коррекционной работе по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов

«Значение комплексного подхода в коррекционной работе

по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста»

Медникова Наталья Александровна,

 учитель-логопед МБДОУ№ 10,

Платонова Оксана Николаевна,

воспитатель МБДОУ№ 10,

г. Апатиты Мурманской обл.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. Недостаточная работа нервов является следствием органического поражения нервной системы.

 Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания.   

Вся коррекционная работа, проводимая учителем – логопедом осуществляется в тесном взаимодействии со специалистами медицинских учреждений: неврологом и физиотерапевтом. В тесном взаимодействии по устранению дизартрии применяется комплексный метод, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • медикаментозная коррекция;
  • физиотерапия, лечебная физкультура, акупунктура;
  • общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма; лечение сопутствующих заболеваний;
  • логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на нормализацию мышечного тонуса в речевой мускулатуре и работы органов артикуляции. Оно включает:

  • логопедический массаж; использование ДЕНАС-терапии;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление нарушенного произношения звуков;
  • нормализация речевого дыхания и голоса;
  • работа над просодической стороной речи.

Логопедический массаж это:

  • активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата;
  • одна из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Показания к применению:

  • при таких речевых нарушениях, как дизартрия и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса;
  •  при наличии нарушения тонуса мышц в любом из его отделов (дыхательном, голосовом, артикуляционном).

Цели и задачи логопедического массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Виды логопедического массажа.

Активизирующий массаж.

В основном используются перетирания, похлопывания, интенсивные поглаживания. Движения активны, интенсивны и в основном направлены от корня к кончику (от центра к периферии). При сниженном тонусе языка снижен рвотный рефлекс, поэтому массажные движения могут быть активны даже в области корня языка. Если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-то части языка (правосторонний парез, левосторонний), тогда массаж проводится на пораженной стороне. Как правило, у детей с пониженным тонусом – выраженная гиперсаливация, поэтому логопед не должен забывать предлагать ребенку проглотить слюну.

Расслабляющий массаж.

Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, так же у ребенка может быть повышенный рвотный рефлекс. В связи с этим, при проведении расслабляющего массажа языка необходимо выполнять ряд строгих правил. Расслабляющий массаж нужно выполнять только поле расслабления других мышц: мышц шеи и плечевого пояса,

мимической мускулатуры, мышц губ и в последнюю очередь – мышц языка.

Движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка. Перед началом массажа устанавливается «граница» небно-глоточного рефлекса.

Если у ребенка сильно выражена спастичность мышц языка можно перед началом массажа предложить теплый настой трав. Если язык не удается извлечь из полости рта, то массаж проводить в полости рта. Постепенно по мере нормализации тонуса мышц языка выводится вне полости рта.

Противопоказания и ограничения  к проведению логопедического массажа:

  • соматические или инфекционные заболевания в остром периоде (инфекции в области лица и слизистой оболочки рта: герпес, конъюнктивиты, стоматиты, гингивиты, кариес, увеличение лимфатических узлов, онкология);
  • повышенная судорожная готовность, гипертензионный синдром (ограничения к проведению растираний в области лба, виска, задней поверхности шеи); повышение кровяного давления;
  • тенденции к пониженному  давлению — вегето-сосудистая дистония.

Общие рекомендации по проведению массажа:

  • массаж проводится в чистом, уютном, хорошо проветренном помещении, достаточно теплом;
  • руки логопеда должны быть чистыми, с коротко постриженными ногтями, без лака (не должно быть колец, часов, браслетов; не должно быть ссадин и царапин);
  • у ребенка не должно быть украшений (цепочки, крестики);
  • лицо должно быть подготовлено к проведению массажа  (протереть влажной салфеткой с бактерицидным действием).

Как организовать сеансы массажа:

Массажпроводится  курсами по 10 – 20 сеансов, затем перерыв от двух недель до 2-х месяцев. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная 20-25 минут. Массаж языка вызывает неприятные ощущения, в целях психотерапии можно показать его на игрушке, другом ребенке, а также развлечь занимательной историей.

Использование ДЭНС-ТЕРАПИИ, аппарат ДЭНАС.

Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС-терапия) успешно применяется в логопедической практике. Это воздействие на нервные рецепторы и биологически активные зоны и точки кожи слабыми импульсными токами.  С помощью ДЭНАС-процедур можно добиться разных оздоровительных эффектов:

  • улучшение в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции;
  • повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • увеличение объема артикуляционных движений.

В работе по коррекции речи проводят курсы ДЭНАС-процедур, на которых обрабатывают речевые зоны и точки:

 язык, круговая мышца рта, подчелюстная зона, яремная ямка, межлопаточная зона, шейно-воротниковая зона, 2-й шейный позвонок, подушечки пальцев, точка хэ-гу.

Обычно проводят одну процедуру в день, на процедуре обрабатывается от 1 до 3 зон. Мощность воздействия, частота и время и процедуры определяют с учетом возраста и индивидуальной переносимости ребенка.

Абсолютные противопоказания:

  • наличие имплантированного кардиостимулятора,
  • индивидуальная непереносимость электротока. 

Относительные противопоказания:

  • эпилептический статус (не путать с эпилепсией);
  • новообразования (опухоли) любой этиологии и локализации (исключаем воздействие в области опухоли);
  • острые лихорадочные состояния неясной этиологии;
  • тромбоз вен (исключаем воздействие в этой области).

Артикуляционная гимнастика

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных  движений губ, языка, челюсти необходима артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных  на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений  органов, участвующих в речевом процессе.

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения правильно и четко, в умеренно-быстром темпе.

Таким образом, комплексный подход в коррекционной работе с детьми с речевой патологией, сочетающий в себе логопедические занятия, физиотерапию и медикаментозное лечение, даёт стойкую положительную динамику и хорошие результаты по преодолению речевых нарушений.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.