Степ аэробика как одно из направлений в работе по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы

«Степ аэробика как одно из направлений в работе по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста»

Борисенкова Нина Андреевна,

инструктор по физической культуре МБДОУ №36,

н. п. Титан, г. Кировск

Аннотация. Представленная статья посвящена вопросам организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Доказана необходимость организации данного вида деятельности детей исследуемого возраста не только в рамках образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, но и за его пределами. Показаны широкие возможности физкультурно-оздоровительной и спортивной массовой деятельности для развития способностей ребенка и его самоопределения.

 Целью этой статьи является пропаганда здорового образа жизни. Внедрение новых технологий для развития интереса к физической культуре у детей дошкольного возраста по средствам занятий степ аэробики.

Ключевые слова. Образовательная область «Физическое развитие», Федеральный государственный образовательный стандарт, степ аэробика.

    Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее  эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей.

М.Я. Студеникин

Проблема здоровья детей в последнее время стала довольно серьезной. Чтобы решить эту проблему, мы стараемся формировать у детей интерес к физической культуре, так как социуму необходимы креативные, развитые личности. Плохое воздействие на организм ребенка всевозможных факторов окружающей среды приводит к плохому самочувствию, понижению интеллектуальной и физиологической энергичности.

Сегодня, в наше время, ребенка очень трудно оторвать от телевизоров, планшетов, компьютеров и других гаджетов, хотя еще 10-15 лет назад детей с большим трудом родители загоняли домой. Они играли в игры и общались с друзьями. Сейчас дошкольники почти совсем не занимаются спортом, и поэтому у них пропадает интерес к занятиям физической культуры. [3]                                                                                 

Из вышесказанного с уверенностью можно заявить, что сформировать у ребенка понимание о важности физических упражнений, спорта – это совместная работа родителей и педагогов.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателями нашего детского сада являются:

  1. работа с родителями.
  2. сохранение и укрепление здоровья детей.                             

Как привить ребенку желание заниматься спортом, что придумать? На педагогическом совещании, которое проходило в конце весны, мы с коллегами рассматривали вопрос о новом направлении в работе по развитию физических качеств у детей – «Степ аэробика». Это новое интересное движение, которое заинтересовало не только меня, но и моих коллег (изучив методическую литературу, показав воспитателям движения на степ платформе). Единогласно было решено принять и применять новое спортивное направление в нашем детском саду.                                   

Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по степ платформе, которая сопровождается энергичной музыкой. Степ – аэробика играет не последнюю роль в развитии детей. [2] Ее мы стали использовать в работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп  с 2019 года.

Занятия со степом имеют множество плюсов:

  1. Хорошо развивает подвижность в суставах.
  2. Делает правильный свод стопы.
  3. Развивает у детей равновесие.
  4. Формирует правильную и красивую осанку.

Область использования степа достаточна широка: это и индивидуальная работа, и независимая двигательная активность, и, собственно, что считается главным, занятия по физкультуре.      

Как и любое другое занятие по физической культуре степ – аэробика состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть степ – аэробики нацелена на организацию занимающихся, сконцентрирование их интереса, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью упражнений:

  • дети обходят степ платформы: ходьба и бег «змейкой», игровое упражнение «Цирковая лошадка», «Веселые ножки» и другие.
  • общеразвивающие упражнения на степ платформе (стоя, сидя, лежа).

Основная часть включает упражнения на развитие силы, ловкости и выносливости, так же с различными атрибутами, например, упражнение «Покажи обруч», «Встанем», «Окошко» и другие. А так же подвижные игры одна из составляющих основной части занятия. Подвижные игры развивают мышление, память, внимание и коммуникабельность.

Заключительная часть занятия идет на восстановление организма после физических нагрузок. В этой части занятия лучше использовать дыхательную гимнастику, такую как, «Ветер», «Удивимся», «Насос», «Семафор» и другие, упражнения на релаксацию. Все это, помогает снять напряжение в мышцах. Так же можно использовать стихи и загадки, для поддержания интереса.

Выполняя степ тренировки нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузки для дошкольников определенного возраста, ее рассредотачивании с учетом состояния здоровья детей и уровня их подготовленности.

Для сохранения правильного положения тела во время степ аэробики необходимо:

  • держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными.
  • избегать перенапряжение в коленных суставах.
  • степ платформу держать близко к телу при ее переносе.
  • поднимаясь на степ платформу, работать ногами, а не спиной.
  • спину не прогибать. [4]

Большую роль в степ аэробики играет музыкальное сопровождение. Оно должно иметь четкий ударный ритм, а также чередование медленного и быстрого темпа. Музыкальное сопровождение развивает чувство ритма у детей и умение совмещать движения с музыкой. [1] В своей работе я использую музыкальный сборник «Детская аэробика».  Коллективные занятия ребят под музыкальный аккомпанемент воспринимаются детьми значительно, чем какого – либо другого. Выполняя общие упражнения, дошкольники не испытывают дискомфорт, не уверенность, в том числе и в случае, если у них не все получается.                                                                   

Также ведется активная работа с родителями. Совместно с родительским комитетом ДОУ, была разработана единая форма для занятий и выступлений. Раз в месяц родители знакомятся с рекомендациями по здоровому образу жизни детей. На сайте групп я выкладываю наши достижения (изучение и работа над новыми движениями, сам танец). Это доставляет массу удовольствия и мне, и родителям, и конечно, детям.  

Степ аэробика развивает и закрепляет все функции и системы организма, развивает выносливость и функциональность, гармонически производит прекрасные, выразительные и четкие движения, эффективно выполняя оздоровительные функции в воспитании детей дошкольного возраста. [2]                                                                                    

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия на степ платформе способствует формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни.

Спорт – это здоровье, это радость, это положительные эмоции. Спорт с теми кого любишь (мама, папа) – вдвойне прекрасно. Тебя поддерживают, тобой восхищаются, да и просто находятся рядом.                    Степ аэробика открыла для меня спорт совсем с другой стороны! Мои воспитанники и их родители, педагоги нашего детского сада – все рады новому направлению! Мы планируем развиваться в этом движении и покорять спортивные вершины.

Список литературы:

1. Алябьева, Е.А.  Нескучная гимнастика для детей 5-7 лет. – 3-е изд., — М.: ТЦ Сфера, 2019.-144 с.

2.Кузина, И.А.  Степ – аэробика для дошкольников» Периодическое издание: журнал Обруч №1 – 2005 г. – 10 с.

3.Сулим, Е.В.  Детский фитнес. Физическое развитие детей 3-5 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2018.-160 с.

4.Сулим, Е.В.  Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2020.-224 с.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.