Из опыта работы
«Степ аэробика как одно из направлений в работе по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Борисенкова Нина Андреевна,
инструктор по физической культуре МБДОУ №36,
н. п. Титан, г. Кировск
Аннотация. Представленная статья посвящена вопросам организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Доказана необходимость организации данного вида деятельности детей исследуемого возраста не только в рамках образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, но и за его пределами. Показаны широкие возможности физкультурно-оздоровительной и спортивной массовой деятельности для развития способностей ребенка и его самоопределения.
Целью этой статьи является пропаганда здорового образа жизни. Внедрение новых технологий для развития интереса к физической культуре у детей дошкольного возраста по средствам занятий степ аэробики.
Ключевые слова. Образовательная область «Физическое развитие», Федеральный государственный образовательный стандарт, степ аэробика.
Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей.
М.Я. Студеникин
Проблема здоровья детей в последнее время стала довольно серьезной. Чтобы решить эту проблему, мы стараемся формировать у детей интерес к физической культуре, так как социуму необходимы креативные, развитые личности. Плохое воздействие на организм ребенка всевозможных факторов окружающей среды приводит к плохому самочувствию, понижению интеллектуальной и физиологической энергичности.
Сегодня, в наше время, ребенка очень трудно оторвать от телевизоров, планшетов, компьютеров и других гаджетов, хотя еще 10-15 лет назад детей с большим трудом родители загоняли домой. Они играли в игры и общались с друзьями. Сейчас дошкольники почти совсем не занимаются спортом, и поэтому у них пропадает интерес к занятиям физической культуры. [3]
Из вышесказанного с уверенностью можно заявить, что сформировать у ребенка понимание о важности физических упражнений, спорта – это совместная работа родителей и педагогов.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателями нашего детского сада являются:
- работа с родителями.
- сохранение и укрепление здоровья детей.
Как привить ребенку желание заниматься спортом, что придумать? На педагогическом совещании, которое проходило в конце весны, мы с коллегами рассматривали вопрос о новом направлении в работе по развитию физических качеств у детей – «Степ аэробика». Это новое интересное движение, которое заинтересовало не только меня, но и моих коллег (изучив методическую литературу, показав воспитателям движения на степ платформе). Единогласно было решено принять и применять новое спортивное направление в нашем детском саду.
Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по степ платформе, которая сопровождается энергичной музыкой. Степ – аэробика играет не последнюю роль в развитии детей. [2] Ее мы стали использовать в работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп с 2019 года.
Занятия со степом имеют множество плюсов:
- Хорошо развивает подвижность в суставах.
- Делает правильный свод стопы.
- Развивает у детей равновесие.
- Формирует правильную и красивую осанку.
Область использования степа достаточна широка: это и индивидуальная работа, и независимая двигательная активность, и, собственно, что считается главным, занятия по физкультуре.
Как и любое другое занятие по физической культуре степ – аэробика состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть степ – аэробики нацелена на организацию занимающихся, сконцентрирование их интереса, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью упражнений:
- дети обходят степ платформы: ходьба и бег «змейкой», игровое упражнение «Цирковая лошадка», «Веселые ножки» и другие.
- общеразвивающие упражнения на степ платформе (стоя, сидя, лежа).
Основная часть включает упражнения на развитие силы, ловкости и выносливости, так же с различными атрибутами, например, упражнение «Покажи обруч», «Встанем», «Окошко» и другие. А так же подвижные игры одна из составляющих основной части занятия. Подвижные игры развивают мышление, память, внимание и коммуникабельность.
Заключительная часть занятия идет на восстановление организма после физических нагрузок. В этой части занятия лучше использовать дыхательную гимнастику, такую как, «Ветер», «Удивимся», «Насос», «Семафор» и другие, упражнения на релаксацию. Все это, помогает снять напряжение в мышцах. Так же можно использовать стихи и загадки, для поддержания интереса.
Выполняя степ тренировки нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузки для дошкольников определенного возраста, ее рассредотачивании с учетом состояния здоровья детей и уровня их подготовленности.
Для сохранения правильного положения тела во время степ аэробики необходимо:
- держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени расслабленными.
- избегать перенапряжение в коленных суставах.
- степ платформу держать близко к телу при ее переносе.
- поднимаясь на степ платформу, работать ногами, а не спиной.
- спину не прогибать. [4]
Большую роль в степ аэробики играет музыкальное сопровождение. Оно должно иметь четкий ударный ритм, а также чередование медленного и быстрого темпа. Музыкальное сопровождение развивает чувство ритма у детей и умение совмещать движения с музыкой. [1] В своей работе я использую музыкальный сборник «Детская аэробика». Коллективные занятия ребят под музыкальный аккомпанемент воспринимаются детьми значительно, чем какого – либо другого. Выполняя общие упражнения, дошкольники не испытывают дискомфорт, не уверенность, в том числе и в случае, если у них не все получается.
Также ведется активная работа с родителями. Совместно с родительским комитетом ДОУ, была разработана единая форма для занятий и выступлений. Раз в месяц родители знакомятся с рекомендациями по здоровому образу жизни детей. На сайте групп я выкладываю наши достижения (изучение и работа над новыми движениями, сам танец). Это доставляет массу удовольствия и мне, и родителям, и конечно, детям.
Степ аэробика развивает и закрепляет все функции и системы организма, развивает выносливость и функциональность, гармонически производит прекрасные, выразительные и четкие движения, эффективно выполняя оздоровительные функции в воспитании детей дошкольного возраста. [2]
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия на степ платформе способствует формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни.
Спорт – это здоровье, это радость, это положительные эмоции. Спорт с теми кого любишь (мама, папа) – вдвойне прекрасно. Тебя поддерживают, тобой восхищаются, да и просто находятся рядом. Степ аэробика открыла для меня спорт совсем с другой стороны! Мои воспитанники и их родители, педагоги нашего детского сада – все рады новому направлению! Мы планируем развиваться в этом движении и покорять спортивные вершины.
Список литературы:
1. Алябьева, Е.А. Нескучная гимнастика для детей 5-7 лет. – 3-е изд., — М.: ТЦ Сфера, 2019.-144 с.
2.Кузина, И.А. Степ – аэробика для дошкольников» Периодическое издание: журнал Обруч №1 – 2005 г. – 10 с.
3.Сулим, Е.В. Детский фитнес. Физическое развитие детей 3-5 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2018.-160 с.
4.Сулим, Е.В. Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2020.-224 с.