Консультация для родителей
«Экранное время и дети младшего возраста: содействие здоровью и развитию в цифровом мире»
Стач Марина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ №10,
пгт. Печенга Мурманской обл.
Воздействие цифровых медиа в семейной жизни растет, как и озабоченность тем, как экранное время влияет на детей и семьи. «Экранное время» относится к времени, проведенному с любым экраном, включая смартфоны, планшеты, телевизоры, видеоигры, компьютеры или носимые технологии. Термин «цифровые носители» относится к контенту, передаваемому через Интернет или компьютерные сети на всех устройствах, если не указаны конкретные устройства.
Неизвестно, изменяет ли раннее воздействие экранных медиа развивающийся мозг, и опубликованные исследования о том, как (и сколько) дети младше 3 лет на самом деле учатся с экранов, остаются ограниченными. Тем не менее, исследования показывают, что в то время как дети не поглощают контент из телевизора, он может привлечь и удержать их внимание. Они могут имитировать конкретные действия, которые они видят на экране между 6 и 14 месяцами, и запоминать короткие последовательности к 18 месяцам.
Дети начинают понимать содержание к концу второго года жизни. Существуют убедительные доказательства того, что младенцы и малыши испытывают трудности с переносом нового обучения из 2D-представления в 3D-объект (например, с экрана в реальную жизнь) и вряд ли будут учиться у телевизора в этом возрасте. Напротив, они интенсивно учатся, общаясь лицом к лицу с родителями и воспитателями. Раннее обучение легче, более обогащает и более эффективно в плане развития, когда оно происходит в реальном времени, в интерактивном режиме, в реальном пространстве и с реальными людьми.
Начиная примерно с 2 лет, качественное телевидение—хорошо продуманные, соответствующие возрасту программы с конкретными образовательными целями-может обеспечить дополнительный путь к раннему языку и грамотности для детей. Это также способствует развитию различных аспектов когнитивного развития, включая позитивные установки и творческие игры.
Но также, длительный просмотр телевизора может быть связан с более низкими когнитивными способностями, особенно с кратковременной памятью, ранним чтением, математическими навыками и развитием речи. Быстро развивающийся или насильственный контент может негативно влиять на исполнительную функцию, и эти эффекты могут быть кумулятивными. Неспособность маленьких детей (особенно младше 2 лет) отличать повседневную реальность от того, что происходит на экране, наряду с их усилиями понять конкурирующие эмпирические области, может мешать и препятствовать исполнительной функции.