Из опыта работы
«Виды и техники нетрадиционного рисования,
используемые в детских садах«
Соколова Юлия Александровна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Занятия изобразительной деятельностью делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей чаще помогают занятия второго типа – с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования.
Ведь ни для кого не секрет, что всё новое и неизведанное ранее всегда вызывает наибольший интерес. Изобразительный материал может быть одним и тем же – например, гуашевая краска. Использовать её можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.
Виды и техники нетрадиционного рисования:
— акватипия;
— акватушь;
— батик;
— граттаж;
— диатипия;
— имитация пластмассы;
— клеевой рисунок;
— кляксография;
— монотипия акварельная;
— монотипия гуашевая;
— ниткография;
— отпечаток мыльных пузырей;
— оттиск печатками из картофеля;
— оттиск природных форм;
— оттиск и рисование ластиком;
— отпечаток картонной аппликации;
— печать путем накладывания одной матрицы;
— печать по трафарету;
— печать матрицами из бутылочных пробок и др.;
— печать с помощью матриц и ладоней;
— процарапывание;
— печать тканью;
— печать целлофаном;
— печать мятой бумагой;
— печать поролоном;
— пластилинография;
— рисунок восковыми мелками с акварелью;
— рисунок парафиновой свечкой с акварелью;
— рисование акварелью с солью;
— рисование акварелью с марганцем;
— рисование акварелью с мылом;
— рисование акварелью на мятой бумаге;
— рисование акварелью с гуашью;
— рисование акварелью в соединении с желтком;
— рисование акварелью на влажной бумаге;
— рисование акварелью в соединении с тушью;
— рисование акварелью в соединении с клеем;
— рисование пищевой плёнкой;
— рисование с помощью салфеток;
— рисование соками или отварами растений;
— рисование палочкой на влажном фоне;
— рисование на наждачной бумаге;
— рисование зубной щеткой и др.
— рисование углём, сангиной, соусом;
— рисование с помощью пищевых красителей;
— рисование верёвочками;
— рисование зубной пастой;
— рисование манкой и другими крупами;
— рисование валиком;
— рисование подручным материалом: клубком ниток, камешками, бусинками и т.п.;
— рисование тычком;
— рисование жёсткой полусухой кистью;
— техника набрызга (аэрография); и др.
Каждая техника – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте, эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.д.
Всё это будет зависеть от накопленного в этой области дошкольником опыта, от того, сколько открытий для себя он сделал, накапливая этот опыт, порой ошибаясь и делая всё новые и новые открытия. Но накопить и правильно использовать этот опыт ребёнок не в силах без инициативного и творческого педагога.