Из опыта работы
«Организация занятий дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования»
Соколова Юлия Александровна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Нетрадиционные, или неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь нетрадиционные техники дают возможность и детям, и взрослым на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы, избегая при этом примитива.
Нетрадиционные техники, ни при каких обстоятельствах, не исключают основ изобразительной грамоты, являются неким проводником в «большое искусство». Ведь с их помощью ребенок имеет возможность наглядно видеть проявление многих композиционных закономерностей, узнать способы смешивания красок разного цвета. Так, акватипия демонстрирует особенности построения линии горизонта, монотипия раскрывает симметричность изображения, а рисование пластиковыми карточками знакомит с перспективным построением композиции.
На практике в детском саду нетрадиционные техники предполагают решение трёх задач, а именно:
— расширение представлений о художественной выразительности рисунка;
— развитие изобразительных умений и навыков;
— создание условий для формирования творческой активности, способности к альтернативным решениям.
Все эти задачи будут реализованы в том случае, если чётко определяется место и значение той или иной нетрадиционной техники в каждой конкретной теме.
Одной из популярных нетрадиционных техник является рисование ладошкой. Сегодня ни для кого не секрет, что научить ребёнка правильно говорить нам часто помогает наша ладонь, а точнее, «пальчиковые» игры. Это весёлое, увлекательное и полезное занятие.
Известному педагогу К.Д. Ушинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Предложите ребёнку внимательно рассмотреть свою ладонь, затем произвести некоторые манипуляции с ладонью и пальчиками: раздвинуть пальчики в разные стороны, загнуть некоторые пальчики, используя различные варианты, сжать их в кулак, расположить ладонь по-разному.
Все манипуляции ребёнок производит на листе бумаги, а воспитатель попутно интересуется: «На что это похоже?». Затем следует вопрос: «Ты хотел бы это нарисовать?». Правда, ребёнку иногда бывает сложно зафиксировать ладонь в необходимом положении, и здесь на помощь ему должен прийти воспитатель, который поможет ребенку обвести зафиксированную в определённом положении ладонь простым графитным карандашом.
Предложите ребёнку повращать лист с изображением и определить, где и какие детали следует дорисовать для получения задуманного образа. Дальше в помощи взрослого нет необходимости – ребенок с удовольствием продолжит свою деятельность самостоятельно. Вот такое сотворчество взрослого и ребёнка даёт прекрасные результаты.
Детский рисунок, выполненный с использованием данной техники, отличается, как правило, яркостью, красочностью и выразительностью образов. Кроме того, благодаря такой игре с ладошкой и пальчиками на листе бумаги ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться; формируются добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
На занятия с использованием нетрадиционных техник рисования рекомендуется использовать интеграцию различных видов искусства. Для этого на занятии можно использовать демонстрацию картин великих художников, включить музыкальное сопровождение.
Например, при просмотре картин на тему «Весна», можно включить музыкальное сопровождение А. Вивальди «Весна», П.И. Чайковского «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», прочитать стихотворения о весне А. Ахматовой, С. Есенина, А.А. Фета. Данная интеграция помогает дошкольникам прочувствовать и представить художественный образ, который им предстоит изобразить.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит — развивают их творческое мышление, воображение и художественно-творческие способности в целом, являются различные занимательные занятия.
Таким образом, занятия с использованием нетрадиционных техник рисования являются решающим фактором художественного и творческого развития детей дошкольного возраста. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, в которые широко представлены техники нетрадиционного рисования.