Повышение активности детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх

Из опыта работы

Авраменко Татьяна Петровна,
воспитатель МБДОУ № 48,
г. Апатиты Мурманской обл.
Родионова Жанна Викторовна.
воспитатель МБДОУ №48,
г. Апатиты Мурманской обл.

В настоящее время отмечается недостаточная двигательная активность детей, начиная с раннего возраста. Ограничение движений ребёнка взрослыми сказывается на процессах роста и развития детского организма: расстраивается функция дыхания, кровообращения, понижается приспособляемость к физическим и психическим нагрузкам.
Использование простых и разнообразных игр создает условия для того, чтобы ребёнок научился свободно владеть своим телом, его движения стали красивыми, лёгкими и уверенными. Физическая активность не только развивает у ребёнка ловкость, быстроту, гибкость, но и улучшает его внимание, память, расширяет представления об окружающем мире [2].

В связи с этим, нами была поставлена задача повышения самостоятельной активности детей через подвижную игру и игровые упражнения.
В работу было включено больше игр, развивающих координацию движений, игры с мячом, игры, развивающие движения кисти и сюжетные игры, в которых малыши отражают жизненные впечатления и переживания [4].

Часть детей в начале учебного года впервые пришли в детский сад, у них не было навыков совместных действий в группе, поэтому для них организовывались игровые упражнения «Беги ко мне», «Принеси, мячик», «Покачаемся», затем подвижные игры, которые не требуют чёткого согласования движений детей и интересны всем детям. Это «Кошечка», «Маленькие ножки», игры с пальчиками «Пальчик о пальчик», «Ладушки», «Пальчики в лесу» и т.д. [2].
Постепенно от игровых упражнений и простых игр переходили к более сложным, требующим внимания, ловкости, быстроты, умения действовать в команде, умение двигаться в соответствии со словами в тексте. Это такие игры как «Заиньки перебегают», «Игра в поезд», «Все захлопали в ладоши», «Снежок», «Руки в стороны», «Вороны» и т.д.

С целью повышения самостоятельной активности использовали вариантность игр. Например, в игре «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках» дети сначала размещаются на стульчиках в 1 ряд, затем по всей игровой площадке, вместо стульчиков использовали обручи, шнуры, кубы. Это даёт возможность увеличить расстояние для бега, а так же усложняет ориентировку в пространстве; при использовании обруча дети выпрыгивали из них, при использовании кубов – упражнялись в спрыгивании.

Особенно нашим детям нравятся сюжетные игры. Ребёнок в них видит себя персонажем, которого он изображает: волк ловит гусей, наседка спасает цыплят, птички улетают от автомобиля, а зайчики прыгают во весь дух. Малыши бегают, высоко поднимая коленки, подражая лошади, идут как уточки, топают как слоны, крадутся как лисички. В таких играх дети непосредственны и хотят повторять движения снова и снова [1].

При руководстве деятельностью детей во время подвижных игр необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Некоторые дети с интересом наблюдают за играющими сверстниками, переживают за них, но сами предпочитают не включаться в игру. К таким детям подбираются задания, на которые они с удовольствием откликаются: «Попрыгаем вместе с зайкой», «Доползи до киски» — эти упражнения выполняются самостоятельно и с удовольствием. Чересчур активные дети задействуются в малоподвижных играх: «Громко-тихо», «Большие-маленькие», «Кошечка крадётся» и т.д..
В работе использовались такие приёмы как показ, совместное выполнение движения воспитателя и ребёнка, показ движения с помощью игрушки, при этом поощряя детей при правильном выполнении движений, поддерживая положительное эмоциональное состояние [2].

На повышение двигательной активности большое значение оказывало:
— увеличение площади для движения (дети очень любят спортзал);
— повышение интереса к играм за счёт сюжетных игрушек, художественного слова;
— внесение препятствий — спортивного оборудования;
— включение сюжетности;
— включение не только знакомых, но и новых движений.

Результатом работы является то, что:
— повысился интерес к подвижным играм, возросла активность;
— дети умеют сочетать свои действия, соответственно тексту;
— хорошо ориентируются в пространстве, действуют по сигналу;
— выполняют подражательные движения;
— многие умения, приобретённые в процессе игр с воспитателем, дети переносят в самостоятельную игру.

Участие детей в подвижных играх улучшает физическое развитие малышей, благотворно воздействует на их нервную, сердечнососудистую, а так же дыхательную систему, укрепляет здоровье. Во время двигательной игры развиваются не только физические, но и нравственные качества ребёнка – воля, выдержка, любознательность и др. Регулярные занятия с полюбившимися играми помогут подвести детей к возникновению у них потребности заниматься самостоятельно [4].

Литература:
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М.: «Просвещение» 1991.
2. Галанов А.С. «Оздоровительные игры дошкольников и младших школьников» С-П.:2007.
3. «Подвижные игры для дошкольников» автор-составитель Агапова И.А., Давыдова М.А. –М.:АРКТИ 2008.
4. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» составитель Галанова Т.В. Ярославль: «Академия развития» 1998.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.