Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Влияние коррекционно-развивающей работы на формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития | ДЕТСТВО-ГИД

Влияние коррекционно-развивающей работы на формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Из опыта работы

«Влияние коррекционно-развивающей работы

на формирование пространственных представлений у детей

с задержкой психического развития»

Тряничева Наталия Леонидовна,

педагог-психолог МДОУ № 12,

г. Вологда

Готовность к школьному обучению,  уровень общего развития ребенка зависит от  сформированности пространственных представлений. Результаты психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития доказывают, что у большинства из них прослеживается недоразвитие пространственной функции. В ходе наблюдений за детьми данной группы можно отметить однообразие игровых действий, скудность фантазии, они могут испытывать затруднения в определении места, путают  последовательность времени суток, месяцев, времен года.

Дошкольники успешно находят четвертую лишнюю картинку, справляются с  классификацией предметов, но затрудняются при этом объяснить свой выбор. Для детей с ЗПР характерна зрительная нечеткость восприятия предметов. Успешно определяя  контуры фигур в отдельности, они обычно ошибаются при определении изображений, наложенных друг на друга.

В ходе анализа работы с данной группой дошкольников выяснилось, что дети допускают ошибки в заданиях, предполагающих дополнение круга. Многие дети, не понимая принципа построения, замыкают отрезок круга прямой линией.

Результаты проведенного мною исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР затрудняются в установлении пространственных отношений между предметами, не имеют ясных представлений о направлении движения и четкого словаря, отражающего направления.

Дошкольники затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, могут перепутать правую и левую сторону, а у собеседника показывают зеркально. При этом видны индивидуальные различия в решении задач – одни дети безошибочно определили правую руку

(40,02 %), а другие не справились с заданием. Более низкие показатели можно наблюдать при определении левой руки у сидящего напротив взрослого. Процесс определения сопровождался речью, они долго смотрели на свои руки, руки педагога и, через какое-то время,  давали ответ (верный лишь у 20,01 % испытуемых). При определении правой руки у персонажа на картинке можно было наблюдать зеркальность, правильные ответы в данном виде заданий дали лишь 13,34 % детей. Причиной этих ошибок могут быть некоторые особенности психофизиологического развития, одна из которых — недостаточная сформированность у дошкольников механизма совместной работы обоих полушарий головного мозга.

Полученные показатели говорят о необходимости коррекционной работы в совершенствовании умения ориентироваться в схеме собственного тела. Результаты контрольной диагностики были обнадеживающими, удалось добиться значительного улучшения в данном виде заданий:  73,37 % детей  правильно определили руку у себя, 40,02 %  — у педагога, а 20,01 % — правую руку у персонажа на картинке.

С методикой «Конструирование квадрата» все дети справились без особых затруднений, но первоначально собирали квадрат из двух и трех частей, что демонстрирует недостаточный уровень развития конструктивного мышления. После проведения обучающих занятий средний показатель стал выше, следовательно, коррекционно-развивающая работа позволяет совершенствовать уровень развития пространственных представлений и комбинаторного (конструкторского) мышления.

Менее сложной для выполнения оказалась методика «Коробка форм», т.к. она предназначена для оценки конструктивного праксиса у детей даже

с 3-4 лет. Почти все дети справились с заданием, некоторые путали пятигранник с кубом, но при повторном выполнении задания, практически без ошибок, соотносили фигуру с соответствующим отверстием, т.е. смогли сопоставить объемные и плоскостные фигуры.

С выполнением заданий методики  «Дополнение контуров геометрических фигур и симметричное дорисовывание контуров геометрических фигур и предметов» дошкольники справлялись с трудом, а некоторые не смогли их выполнить из-за неумения соотнести фигуры по величине, недостаточного понимания симметрии, а также недоразвития зрительно-двигательной координации. Дети соединяли края фигур без дорисовывания, либо дорисовывали контур по-своему, не соблюдая симметрии; линии были неровные, дошкольники не доводили их до исходной и конечной точки. В первой серии заданий (дорисовывание треугольника и круга) правильно выполнили задание 26,68% дошкольников; при дорисовывании предметов, а также  геометрических фигур – 20,01% детей с задержкой психического развития.

В процессе обучения характер выполнения заданий меняется, ошибки связаны с недостаточным умением соотносить части фигуры по величине (увеличиваются или уменьшаются дополняемые половины); линии становятся более ровными, уверенными. Контрольная диагностика показала следующие результаты  — 60,03% и 53,36 % успешно справились с сериями заданий. К концу обучения большинство детей овладевают умением адекватно оценивать и форму, и величину.

Анализ  полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

  1. У детей с ЗПР старшего дошкольного возраста обнаруживается низкий уровень сформированности пространственных представлений, что свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза.
  2.  Выявленное в результате экспериментального изучения детей с задержкой психического развития значительное недоразвитие пространственных представлений и конструктивного мышления существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями и убеждает в необходимости осуществления специальной коррекционной работы еще в дошкольном возрасте, что служит профилактикой школьной неуспеваемости.
  3. Наличие положительной динамики у детей с ЗПР в развитии пространственных представлений дает основание предполагать, что имеет место подлинная задержка психического развития, характеризующаяся значительными потенциальными возможностями и первично сохранным интеллектом.
  4. В процессе коррекционной работы было выявлено, что при осуществлении конструктивной деятельности дети с ЗПР нуждаются в оказании различных видов помощи в зависимости от характера и степени затруднений, начиная от организации деятельности и заканчивая совместным выполнением задания.
  5. Коррекционная работа по развитию пространственных представлений должна планироваться с учетом сформированности пространственного восприятия, особенностей деятельности и поведения, требований программы детского сада. Она осуществляется в игре и в процессе различных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и т.д.
  6. Коррекционная работа, направленная на формирование пространственной ориентировки у дошкольников с  задержкой психического развития способствует и общему психическому развитию, обогащению речи, развитию эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
  7. В ходе исследований  была доказана гипотеза, суть которой состоит в том, что коррекционная работа по формированию базисных пространственных представлений у дошкольников с ЗПР позволяет в значительной мере предотвратить возникновение у них трудностей в ориентировке в пространстве.

Положительная динамика убедительно подтверждает, что под влиянием правильно организованной коррекционной работы успешно формируются пространственные представления. Значительных результатов удается добиться в формировании представлений о признаках предметов,  форме, строении, т.е. интенсивно развиваются элементы пространственного анализа. Принимая во внимание тот факт, какое большое значение имеет развитие пространственных представлений для усвоения школьной программы, нужно учесть значимость реализации коррекционно-воспитательной работы, которая направлена на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.