Развлечение
«Путешествие по северному краю»
для детей старшего дошкольного возраста
Киселёва Наталья Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: формирование целостного представления о Крайнем Севере, закрепление знаний об обитающих животных в Арктике.
Задачи:
— обощить знания детей о Крайнем севере;
— формировать у детей интерес к здоровому образу жизни через подвижные игры, забавы, эстафеты;
— развивать познавательный интерес, ловкость, быстроту, выносливость;
— воспитывать доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость;
— повышать двигательную активность детей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр презентаций о Севере, видео материалов для детей, рассматривание энциклопедий, фотографий, картинок, заучивание стихов, пальчиковые, зрительные гимнастики.
Оборудование: два стола, два таза, трубочки для коктеля, обручи, рожки для оленей, карточки- фотографии разных ягод, заламинированные, корзинки.
Место проведения: музыкальный зал.
Участники: дети старшего дошкольног возраста.
Ход развлечения:
Дети проходят в зал, садятся на стульчики. На экране идёт показ презентации, слайд сфотографиями, на которых России с высоты птичьего полёта. Обратить внимание на бескрайние просторы, на красоту природы. Следующий слайд — карта России.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой карте изображена Россия. Это огромная страна. Это наша Родина. Протянулась она от Балтийского моря до Тихого океана, от Черного моря до Северного — Ледовитого океана. Сколько интересного мы можем увидеть, путешествуя по ней: познакомиться с народами, которые населяют нашу страну, увидеть красоту природы, её огромные города и глубокие реки.
И сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Океан покрылся льдом, волны не бушуют в нем.
— Он от края и до края, как пустыня ледяная –
— Царство холода и тьмы, царство матушки – зимы.
Воспитатель: И куда мы с вами отправимся?
Дети: На Крайний Север (слайд «Крайний Север)
Воспитатель: Правильно. На севере нашей страны мало солнечного тепла, много снега, сильные морозы, растут карликовые деревья и кустарники. Во время долгой полярной ночи можно увидеть удивительное явление – северное сияние. Хоть мы и живем на Севере, но мало про него знаем, вот я и предлагаю поближе познакомиться с этим удивительным краем.
Воспитатель: Ну, что готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Отправляемся, летитм на вертолёте, на побережье Ледовитого океана. А вот и первая встреча (слайд «белый медведь»).
Этот мишка снежно – белый
Самый крупный, самый смелый.
Он всю жизнь живет в снегу
На холодном берегу.
Наши добрые соседи,
Это – белые медведи!
Ребёнок: Главный житель северных просторов — это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Он хорошо плавает в холодной воде и добывает рыбу.
Воспитатель: Самый крупный зверь северных широт очень любит рыбу, чтобы с ним подружиться, наловим рыбы.
Игра «Рыбаки»
Напротив каждой команды, на противоположной стороне зала стоят два стола, на них два таза, в них бумажные рыбки, разных размеров.Игроки бегут к столам, берут коктельную трубочку, направляют ее на рыбку, делают глубокий вдох, рыбка поймана, отправляют ее в ведро.Возвращаются к команде и передают эстафету.
Воспитатель: Молодцы, белый медведь очень доволен этим угощением. А мы с вами отправляемся дальше узнавать наш северный край. И теперь посетим тундру (слайд тундра). Это на первый взгляд кажется, что мы можем здесь найти только мхи, да лишайники.А вот и нет!
Ребенок 2: Тундра – это где короткое лето и длинная зима, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом, в тундре вся растительность очень низкая. Например, в тундре можно встретить карликовую березку, все растения маленькие низкорослые. Потому что тундра находится в районе вечной мерзлоты. Лето очень короткое.Земля не успевает прогреться, поэтому в глубине остается замороженной. В тундре растут разные ягоды, которые выдерживают сильные морозы, — это брусника, голубика, морошка.
Игра «Сбор ягод».
На «болоте» напротив каждой команды цепочкой на расстоянии шага лежат пять обручей («кочки»). Возле каждой «кочки» с обеих сторон лежат фотографии ягод, но нетолько северных.. У первого участника в руках корзина. По сигналу первый участник начинают движение по «кочкам», при этом берут по одной «ягоде» ( только северной) у каждой «кочки». Пройдя все «кочки» и собрав «ягоды» возвращаются назад и передают корзину следующему участнику.
Воспитатель: Отлично, я вижу, как вы хорошо знаете наши северные ягоды. Продолжаем наше путешествие по тундре ( слайд северные олени и стойбище саамов).Сейчас мы остановимся и погостим у коренного народа нашего края.
Ребёнок 3: Северные олени — прекрасные, могучие животные! У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше 2 м, высота около 1,5 м, а весит он 200-500 кг. Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным Питается олень ягелем, ягодами и грибами..
Игра «Оленьи упряжки».
Участники команды делятся на пары: один «олень» (на голову надеть рожки), другой – каюр (тот, кто управляет оленем во время езды). По сигналу «каюр» одной рукой держит «упряжку» (обруч). Пара бежит обегает ограничитель, на противоположной стороне зала. Затем «оленья упряжка» возвращается к своей команде, передает эстафету следующей паре.
Воспитатель: Молодцы! Нам пора покидать стойбище саамов и попрощаться с оленями. Наш путь лежит ближе к дому, а кто же нам поможет. На чем еще принято передвигваться на Севере?
Дети: На собаках. ( слайд собачья упряжка)
Ребёнок 4: Собачья упряжка – традиционный вид транспорта северных народов. Когда-то — единственное зимнее средство передвижения. Сейчас же это экзотика. Управление собачьей упряжкой – настоящее искусство, таинство, доступное только посвященным. Практически ни одна полярная экспедиция не обходилась без собак. На крайнем Севере собачьи упряжки были незаменимы, ведь они могут проходить по льду и снегу, где другие животные (олени и лошади) проваливаются или скользят. Собак запрягают в небольшие легкие сани.
Игра «Каюр и собаки»
Дети делятся на две команды. Игроки встают около линии старта по 3 человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, 3-й каюр. Каюр берет за руки впереди стоящих детей – собак. Дети 3-ками по сигналу “поехали” бегут от линии старта до елочки, обегают вокруг нее и бегут обратно., передают эстафету следующей упряжке.
Воспитатель: А завершит наше путешествие по Северу следующая игра (слайд реки и озера).
Игра «Реки и озёра»
(Игроки делятся на 4 – 5 колонн, с одинаковым количеством участников, размещаются в разных частях зала. На сигнал( звучит музыка) : “Реки побежали!”, все бегут в разных направлениях по всему залу, держась за руки. На сигнал: “Озера!”, игроки останавливаются, строят круги – озера).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и закончилось наше путешествие по Крайнему Северу , мы очень весело провели время,узнали много нового и интересного об обитателях этого края, побывали в гостях у северного народа и познакомились с народными играми. Вам понравилось наше путешествие? Приходите в тундру почаще и берегите ее! (слайд «спасибо ,за внимание»).Возвращаемся в наш родной детский сад.