Конспект образовательной деятельности
«По следам Фиксиков»
для детей подготовительной к школе группы
Романюк Екатерина Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 36,
г. Кировск Мурманской обл.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию у детей простейших представлений об электричестве;
- Познакомить с новыми понятиями: «электричество», «электрический ток», «батарейка», «криптография», «шифр», «детектив»;
- Закрепит умения пользоваться алгоритмом шифрования
Развивающие:
- Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;
- Развивать связную речь дошкольников, активизировать словарный запас детей, мелкую моторику рук;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать у детей творческое воображение и мыслительные процессы: внимание, восприятие, логическое мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к экспериментированию;
• Вызвать у детей положительные впечатления от проделанной деятельности.
Методы и приемы:
- Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
- Наглядный (просмотр фрагмента мультфильма «Шерлок Холмс»; просмотр фрагмента мультика «Фиксики», серия «Шифр (отрывок про шифровки и криптограмму), слайды «Карта с заданиями», конверты с заданиями, видио «Научно-исследовательская лаборатория Наураша»)
- Практический (опыт с батарейкой «Научно-исследовательская лаборатория Наураша»)
- Игровой ( физминутка)
Словарная работа.
Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, батарейка, ток, шифр, детектив.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, карточки «Пляшущие человечки», карточки цифры-буквы, конверты, посылка, шляпа, очки, шарф, лупы, «Научно- исследовательская лаборатория Нураша».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Дети заходят с воспитателем в группы, на столе лежат предметы: шляпа, очки, шарф, лупы.
Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое, рассуждают о том, кому могут принадлежать эти вещи и для чего они нужны.
Вопросы: Ребята, как вы думаете, кому могут пригодиться эти предметы?
Дети: Детективу!
Воспитатель: Правильно. Детективы — это сыщики, это специалисты по расследованию, которые раскрывают разные запутанные дела. Детективы помогают найти пропажу.
Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы рассуждают о том, для чего нужны эти вещи детективу. Останавливаются на таком предмете как лупа. Воспитатель обращает внимание детей на следы на полу в группе и предлагает с помощью луп посмотреть, куда они ведут.
Дети достают из коробки лупу и идут по следам. Там где заканчиваются следы, стоит коробка, а на ней записка.
Воспитатель: Ну вот, ребята, здесь следы заканчиваются. Посмотрите, они нас привели к какой-то коробке. Наверное, она для нас. Здесь и записка есть: «Ребятам подготовительной группы».
Воспитатель читает записку
«Добрый день ребята! Пишет вам знаменитый детектив – Шерлок Хомс. Вы скоро пойдете в школу, но школы бывают разные: школа танцев, там учат танцевать; школа рисования, там учат рисовать, лепить; музыкальная школы, в ней учат детей петь, играть на музыкальных инструментах; спортивная школа; школа милиции; автошкола. Но есть еще одна школа — это школа детективов. И я хочу предложить вам вступить в такую школу. Это школа не простая, и чтобы стать ее учениками, а в последствии и детективами нужно пройти испытания. Я думаю, если вы будете внимательными, сообразительными, смекалистыми, то вы легко с ними справитесь. Удачи.
С уважением, мистер Шерлок Холмс
Воспитатель: Ребята, а кто это такой мистер Шерлок Холмс? (ответы детей). А хотели бы вы учиться в его школе «Детективов» и стать настоящими детективами? (ответы детей).
Раздается звонок.(скайп)
Воспитатель: Ой, кажется у нас видеозвонок.
На экране появляется Профессор Чудаков из мультфильма «Фиксики».
Профессор. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Здравствуйте, профессор! Слушаем вас!
Профессор. Я слышал, что вас пригласили в школу детективов. ПОМОГИТЕ мне!!!!Пропали мои друзья Фиксики!!! Только вы можете их найти…
Воспитатель. Но как?
Профессор. Карта, которую я передал, сможет помочь вам.
Воспитатель. Ну, что ребята, поможем профессору Чудакову? Найдем Фиксиков? Как вы думаете, это будет просто?
Воспитатель. Так, а где же карта? Ребята, мы совсем забыли про коробку. Давайте все-таки посмотрим, что в ней (воспитатель открывает коробку, в которой находится карта, картинки с пляшущими человечками, конверты, карточки цифры-буквы ).
Воспитатель. А вот и карта-план. Что то мелкая карта, давайте ее перенесем на большой экран.
А вот и первое задание: (На экране появляется карта с заданием)
У вас есть два конверта, в этих конвертах лежат задания, вы должны их решить.
Воспитатель: Ну, что ребята приступим! Какой вы конверт выбираете желтый или зеленый? (Дети делают выбор)
Воспитатель: Так, вы выбрали желтый конверт, посмотрим что там. Какой интересное задание, (в конверте находится изображение с «Плещущими человечками»). Наверное, это шифр замены.
Воспитатель: А как называется наука, которая изучает шифры? Я предлагаю обратиться за помощью к самому мудрому фиксику – Дедусу. Вот он то нам и расскажет, как называется эта наука.
Показ мультфильма «Фиксики», серия «Шифр (отрывок про шифровки и криптограмму)
Воспитатель: Ребята, здесь нам предстоит разгадать тайну «Пляшущих человечков», как настоящим детективам. Что нам нужно, прежде всего? Ключ к шифру. И здесь нам поможет сам Шерлок Холмс! Именно он составил из пляшущих человечков алфавит. Этот алфавит и есть ключ к расшифровке!
Дети вместе с воспитателем расшифровывают шифр из «Пляшущих человечков». Получается слово ТОК.
Воспитатель: Дети теперь нам нужно открыть следующий конверт
Воспитатель читает послание
В: Посмотрите, в записке написаны буквы, а под ними цифры, но я такого слова не знаю!
РКЕБАТААЙ
586143297
В: Может быть буквы как то связаны с цифрами?
Посмотрите на цифры, в каком порядке они написаны?
Д: В разброс. (не попорядку)
В: Попробуйте расставить их в правильном порядке, может тогда получится
слово.
Дети расставляют цифры по порядку. Читают полученное слово — БАТАРЕЙКА
Воспитатель. Ребята, пока ничего не понятно. Что значат эти слова? ТОК и БАТАРЕЙКА. Давайте подумаем…
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте проверим, правильно ли мы думаем. Я знаю, есть одна лаборатория, в которой научный работник мальчик, такой как и вы. Зовут его Наураша. Вот он нам и поможет.
Рассказ мальчика Наураши, об электричестве.
Воспитатель: И так, без чего же не сможет работать бытовая техника? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы их подключаем к сети, к электричеству.
Воспитатель: Посмотрите, я отключила ноутбук от розетки, а он продолжает работать…. И телефон тоже работает…. А все потому, что в этих приборах есть батарейки, в которых ток живет и хранится.
Итак, батарейка – это источник электрического тока.
А теперь представьте себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки
Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)
Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы, на обеих руках)
Кофемолки, пылесос (стучат кулаком одной руки о кулак другой)
Ток энергию принёс.
Проведение опыта: «Три батарейки»
Воспитатель: Посмотрите на батарейки. Они бывают разной формы. У каждой батарейки есть полюсы и их обозначения «+» и «-«.
Чтобы проверить заряжена наша батарейка или нет, нам понадобиться блок зарядки. Обратите внимание, чтобы правильно поставить батарейку, мы обращаем внимание на полюса.
Берем блок для батареек, предлагаем вставить в него батарейки детям. Если горит красный индикатор- батарейка разряжена, если зеленый- заряжена и её можно использовать.
Вывод: Батарейки к сожалению, не питают растения, а даже наоборот, могут всей природе, ведь вещества, из которых сделана батарейка, ядовиты. Нужно правильно избавляться или как говорят взрослые, утилизировать батарейки.
Во время проведения эксперимента воспитатель находит винтики
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла! Как вы думаете что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, я тоже считаю, что это Фиксики!!! А почему они превратились в винтики, как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, у них закончилась зарядка. А чтобы их зарядить, что нужно сделать?(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, положить их на какой-нибудь электроприбор. Воспитатель отправляет Фиксиков на музыкальный центр.
Воспитатель. А пока Фиксики заряжаются, мы с вами отдохнем и потанцуем.
Проводится физминутка под музыку «Винтик» из м/ф «Фиксики»
На экране появляются Фиксики.
Воспитатель. Ой, ребята смотрите, Фиксики ожили!
Профессор (на экране). Ребята, спасибо вам, что помогли найти Фиксиков! Оказывается, они играли и не заметили, как у них закончилась зарядка. Вы настоящие детективы!!!
Профессор прощается.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания. Справились со всеми шифровками. И нашли Фиксиков. Сложно было ребята? А что для вас было самое сложное? А что больше всего вам сегодня понравилось? (Ответы детей).
Воспитатель. Шерлок Холмс верил, что вы справитесь со всеми препятствиями и не ошибся.
Стук в дверь: Заходит почтальон и передает письмо.
Воспитатель: Шерлок Холмс прислал для вас дипломы, в которых говорится о том, что вы с отличаем прошли обучение в школе «Детективов».
Воспитатель награждает детей дипломами.