Роль игровых технологий в развитии элементарных математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

Из опыта работы

«Роль игровых технологий в развитии элементарных математических представлений дошкольников с задержкой психического развития»

Колесова Светлана Николаевна,

воспитатель МБДОУ № 41,

г. Мурманск

«Умение мыслить математически – одна из

благороднейших способностей человека»

(Бернард Шоу)

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, воспитания и развития новых педагогических технологий.

Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, а также сниженная познавательная активность, характерная для детей с проблемами в развитии, приводят к тому, что дошкольники пяти – шестилетнего возраста испытывают затруднения в процессе формирования элементарных математических представлений, и это, в свою очередь, вызывает затруднения при их дальнейшем обучении математике в школе.

Научные исследования, проведённые кандидатом педагогических наук МГОПУ имени М. Шолохова Н.Ю. Боряковой показывают, что у детей с особыми образовательными потребностями наблюдается специфика в формировании и смене ведущих видов деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функции ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее – предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Научить ребёнка дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы является одной из важнейших целей коррекционного образования. Успехов в данной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников – это игровая деятельность. Особое место в системе коррекции занимают игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.   Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется в непосредственно образовательной деятельности (занятии), самостоятельной деятельности, а также в домашних условиях.

Приведу несколько примеров использования игрового материала на коррекционных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Для реализации игровой мотивации возможна опора на сюжеты знакомых детям сказок: «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка – сестричка и серый волк» или возможности попутешествовать — занятия — путешествия: «Путешествие на планету Юпитер», «Путешествие на корабле», «Путешествие по стране загадок» и другие. Дети с самого начала занятия находятся в «плену» сказки, путешествия, но выполняют задания математического характера. Такие занятия способствуют развитию не только математических представлений, но и активности, самостоятельности, творчества.

С целью совершенствования навыка счётной деятельности детей предлагаю считать звуки (удары бубна, молоточка и т.д.), движения, предметы на ощупь, использую дидактические игры и упражнения типа «Считай дальше с любого числа». Большой интерес представляет игра «Угощение для белочки». Воспитатель демонстрирует детям картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, надев их на шнурок, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения: можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.

Для ознакомления детей с пространственными отношениями используются игры: «Проводи лягушонка на другой берег», «Помоги жучкам», «Каждую черепаху в свой домик».

Особой популярностью у детей пользуется дидактическое пособие «Тренажер «Божья коровка», которое я изготовила своими руками. Правила игры достаточно просты: божья коровка двигается по команде. Она может двигаться вверх, вниз, направо, налево. На начальных этапах игры (поле из 9, 16, 25 клеточек) ребенок может двигать жука по полю. На последних этапах игры (поле из 36, 49, 64 клеточек) ребенок должен еще научиться мысленно передвигать жука в нужных направлениях и называть его местоположение. Вариантов путешествия жучка великое множество. В старших группах дети сами придумывают и по очереди диктуют ходы. Эта игра служит отличным тренажером для закрепления пространственного расположения предметов.

С большим интересом дети воспринимают игры «Собери квадрат», «Сложи узор», изготовленные мной на основе пособия Б. Никитина «Развивающие игры». В этих играх развивается способность детей к комбинированию, к анализу и синтезу, важным мыслительным операциям, используемым в любой интеллектуальной деятельности.

Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизенера»способствует развитию логического мышления,комбинаторики, аналитических способностей, создают почву для формирования сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойства. В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные настольно-печатные игры «Веселый счет», «Рыбалка», «Математические весы» для развития умений устных вычислений (сложение, вычитание).

Игры «Веселые клеточки», «Умные клеточки» развивают зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию, учат ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Пифагор», «Уникуб», «Колумбово яйцо».Дети могут не только складывать силуэты по образцу, но и могут придумывать новые, более сложные силуэты. Головоломки с палочками, игры «Сложи узор», «Собери квадрат», «Лабиринты».Все эти игры интересные и занимательные игры сначала применяются на занятии, а в самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные ранее знания и умения.

Для эффективной организации математической деятельности, для развития математических способностей детей в группе должна быть организована предметно-развивающая среда, создан центр занимательной математики в соответствии с возрастом детей.

В него можно поместить:

  • наглядно – демонстрационный математический материал;
  • познавательные книги для детей;
  • настольно – печатные игры;
  • дидактические, развивающие игры;
  • шашки, шахматы;
  • палочки Кюизенера, блоки Дьенеша;
  • кубики с цифрами, знаками;
  • счетные палочки;
  • разнообразный занимательный математический материал.

Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. Своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий, способствует усвоению материала. К нему обеспечивается свободный доступ детей.

В процессе взаимодействия с родителями по развитию элементарных математических представлений детей с помощью игровых технологий целесообразны следующие формы работы: родительские собрания, беседы, консультации «Занимательные игры детей дома», «Дидактические игры по математике с цветными счетными палочками на развитие логики», «Математика в гостях у семьи»,  «Что такое занимательный материал?», где необходимо показать самые простые, но интересные игры, в которые детям предстоит играть в ближайшее время и дать совет, какие игры можно купить в магазине, а какие изготовить самим; открытые занятие по математике с использованием игровых технологий, где каждый родитель может познакомиться с процессом формирования математических представлений на игровом материале и могут увидеть как ребенок справляется с данной деятельность; развлечения для родителей и детей «Конкурс стихов, загадок, головоломок с математическим содержанием»,родители, помогая детям справиться с тем или иным заданием, сами увлеченно разгадывают головоломки, ребусы и т. д. Проведение математического ринга «Папа, мама, я — считающая семья» так же дало свои положительные результаты, дети с интересом показывали родителям свои знания по математике.

Совместная работа сближает родителей и детей, вдохновляет их на совместные занятия дома; выставка книг с математическим содержанием, которые родители могли бы использовать в играх с детьми, поможет родителям понять важность математического образования. Особое внимание уделяю книге Б.П. Никитина «Развивающие игры»,в которой рассказывается об опыте этой семьи в воспитании детей.

Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого — к сложному» и личностно — ориентированной моделью обучения. «Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе детского сада. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Обучение математике в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным. Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком. Развивающие игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, помогут сформировать настойчивость и целеустремленность. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний и способностей дошкольника.

Список используемой литературы:

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений/ Материалы конференции работников дошкольного образования. – Ленинград,1990.
  5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.