Особенности работы учителя-дефектолога с детьми первого года жизни в условиях специализированного дома ребенка

Из опыта работы

«Особенности работы учителя-дефектолога с детьми первого года жизни

в условиях специализированного дома ребенка»

Захарова Ирина Павловна,

учитель-дефектолог ГОБУЗ

«Областной специализированный дом ребенка для детей

 с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

г. Апатиты Мурманской обл.

Контингент детей, посещающих группу

По социальному статусу: дети, находящиеся в доме ребенка по заявлению родителей; дети, родители которых лишены родительских прав; дети, находящиеся в доме ребенка по социальным показаниям.

По неврологическому статусу 95% детей имеют диагноз невролога перинатальное поражение центральной нервной системы, преимущественно токсико – гипоксического генеза или токсико – травматического или смешанного генеза. Проявляющиеся в виде различных синдромов: гидроцефального, гипертензионно – гидроцефального, диффузной мышечной гипотонии, пирамидной недостаточности. 

Около 4% детей смешанная группа детей, имеющих тяжелые неврологические нарушения в виде органического поражения центральной нервной системы, генетических нарушений, тяжелой патологии сердечно – сосудистой системы, врожденных уродств. И всего лишь 1% это дети без очаговой неврологической симптоматики.

По заключениям дефектолога. Примерно 5% детей имеют заключение задержка доречевого развития. Около 75% детей — задержка доречевого развития группа риска по дизартрии; 25% детей –отставание в нервно – психическом развитии; 5% детей – нарушение нервно – психического развития.

Дефектологическая работа в условиях специализированного дома ребенка является составной частью комплексной реабилитации.

Главной задачей дефектолога в работе с детьми данного возраста является:

ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, в целях максимальной социальной адаптации в будущем.

Первичное дефектологическое обследование в нашем учреждении проводится в семидневный срок со дня поступления ребенка в учреждение. Далее осмотр проводится при поступлении детей в группу и поквартально (имеется в виду так называемый «эпикризный квартал», то есть 3, 6 и 9 месяцев). Обследование всегда проводится комплексно, оно включает в себя целый ряд показателей: изучение анамнеза, сбор данных о ходе развития ребенка, ход адаптационного периода к новым условиям, оценка эмоций и коммуникативных функций, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, общего двигательного развития, движений руки и действий с предметами. Также отмечаются особенности анатомического строения артикуляционного аппарата, состояние артикуляционной моторики, доречевые реакции, особенности дыхания, голоса, навыки самообслуживания.

С этой целью нами активно используются различные диагностические методики, а именно:

  • О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева «Сравнительная характеристика психомоторного развития детей первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии» ИКП РАО г. Москва;
  • Ю. Разенкова «Логопедическое обследование детей первых трех лет жизни»;
  • «Скрининг – тест обследование слуха у детей раннего возраста» Институт раннего вмешательства г. Санкт-Петербург;
  • Скрининг – тест обследования зрения у детей раннего возраста Институт раннего вмешательства г. Санкт Петербург;
  • Е. Архипова «Определение уровня доречевого развития детей с ДЦП»;
  • Скрининг – тест кистевых захватов Швеция.

Комплексная диагностика включает в себя оценку уровня развития по следующим параметрам:

Эмоции и коммуникативные функции: Наличие комплекса оживления, характеристика его компонентов. Требовательность к вниманию взрослого, реакция на пассивного взрослого.

Зрительные ориентировочные реакции. Зрительное сосредоточение и функции прослеживания в положении лежа, а затем сидя, с опорой на скрининг тест по обследованию зрения ИРВ.

Слуховые ориентировочные реакции. Слуховые реакции: прислушивание, повороты головы в сторону источника звука, локализация звука в пространстве с опорой на скрининг — тест по обследованию слуха ИРВ.

Двигательное  развитие. В этом разделе отражены основные этапы двигательного развития в норе и патологии: умения держать голову, группироваться при тракции за руки, выводить руки из – за корпуса при пассивных переворотах со спины на живот, переворачиваться на бок, со спины на живот и обратно, вставать на «четвереньки», ползать, сидеть, садиться, стоять..

Тонкая моторика. Положение больших пальцев, наличие и характер захвата и удержания игрушек, наличие ротового исследования, тремора верхних конечностей в покое при беспокойстве.

Особенности анатомического строения органов артикуляции. При осмотре детей первого года жизни необходимо знать об анатомо — физиологических приспособлениях для акта сосания: припухлые губы, наличие десневой мембраны, поперечных небных складок, подушечек Биша, особую топографию гортани, позволяющую ребенку одновременно проглатывать пищу и дышать. Прикус определяется только тогда, когда у ребенка прорезались все 20 зубов. До этого времени следует говорить лишь о тенденции к формированию какого — либо вида прикуса. Также следует отслеживать парность прорезывания зубов. Если парность нарушена, что говорит об аномалии развития нижней челюсти. Это может быть причиной формирования лицевой асимметрии анатомического характера.

Особенности артикуляционной моторики. Определение мышечного тонуса, наличия и объема движений. У детей первого года это определяется при выполнении пассивных движений: открывание и закрывание рта, растягивание губ в улыбку, собирание в трубочку, толкание языка в стороны, кзади, подтягивание вперед. У детей первого полугодия обследование артикуляционной моторики следует проводить с опорой на «ротовое» внимание. Отклонение языка от средней линии, спазмированность спинки, альвеолярное положение, ограничение объема пассивных движений, наличие тремора  языка (у детей старше 1 месяца), фибриллярных подергиваний поражение 12 пары ЧМН. У детей с органическим поражением в форме ДЦП проверяется наличие рефлексов орального автоматизма: поисковый рефлекс (в норме до 2-4 мес.), хоботковый (непостоянный до3 мес.), ладонно — ротовой (до 3 мес затем не постоянный.), сосательный (до 1.5 мес). Отсутствие их в первые месяцы жизни и наличие в возрасте старше 4 мес, говорит, о серьезных нарушений иннервации нижней части лица. Также отмечается наличие оральных синкинезий. Оценку состояния артикуляционной моторики следует производить наблюдая за ребенком в течение 3 – 4 дней подряд, тем более, что условия дома ребенка это позволяют. А также следует отметить тот факт, что проявления дизартрии у одного и того же ребенка до 1,5 лет может быть различным. В основе этого явления лежит утверждение о том, что у детей до 3-х летнего возраста происходит формирование дефекта, в данном случае дизартрии. Произвольные артикуляционные движения по подражанию ребенок может выполнять только с 1,5 лет. 

Понимание обращенной речи. С шести месячного возраста ребенок может взглядом находить предмет, постоянно находящийся на определенном месте.

Активная речь. Производится обследование собственно произносительной функции, то есть соответствие выявленного доречевого развития нормам онтогенеза и ее коммуникативная направленность. Произносительная активность. Из опыта диагностики: если лепет ребенка состоит из мягких согласных и гласных верхнего ряда, это говорит о нарастании тонуса в мышцах языка при попытках движений.

Навыки самобслуживания. Отмечается отсутствие или наличие затруднений при вскармливании, что указывает на недостаточность иннервации различных пар ЧМН. В частности, Неплотный захват соски, перерывы в кормлении, подтекание жидкой пищи из уголков рта говорит о поражении 12 пары ЧМН; поперхивания, вытекание пищи из носа — 9 и 10 пар ЧМН; затруднение формирования жевания — 5 пара ЧМН.

По результатам обследования делается запись в историю развития ребенка в печатном варианте по линиям развития ребенка: эмоции и  коммуникативные функции, зрительные ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные реакции, общее двигательное развитие, движения руки и действия с предметами, артикуляционная моторика и доречевое развитие (здесь же отмечаются особенности дыхания и голоса), навыки самообслуживания. Благодаря такой форме изложения данных осмотра наглядно видны проблемные ситуации конкретно по каждой линии развития, если таковые имеются.  

Далее по определенной форме составляется индивидуальный план работы на квартал, с каждым ребенком для палатных медсестер с подробным описанием приемов работы при наличии проблемных ситуаций.

Содержание раздела «Задачи и виды игр – занятий» составляется на основе коррекционных методик следующих авторов:

  • Ю. Разенкова «Коррекционная работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка»;
  • Ю. Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»;
  • О. Е. Архипова «Коррекционная работа с детьми с детским церебральным параличом»;
  • Институт Маккуэри, Сидней, Австралия «Маленькие ступеньки»;
  • Е. А. Екжанова «Использование тонкого пальцевого тренинга» ИКП РАО;
  • Пелымская, Шматко «Педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции  младенческом возрасте» ИКП РАО;
  • О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева «Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни»;
  • Г. А. Решетнева, И. Н. Минка «Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии».

По этой же форме составляется план работы для дефектолога. При этом, на ряду с формированием коммуникативных функций, особое внимание уделяется нивелированию явлений неблагополучия в артикуляционной моторике и нормализации процесса кормления. 

Эта работа проводится с использованием элементов следующих методик:

  • Е. В. Гревцева «Логопедический тренинг»;
  • Массаж при недостаточности иннервации лицевого и тройничного нервов В. Н. Фокин;
  • Блыскина, В. А. Ковшиков «Точечный массаж при артикуляционных расстройствах»;
  • Е. Дъякова «Логопедический массаж»
  • Е. В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения» (подготовительный этап).

Благодаря такой организации работы устанавливается тесная взаимосвязь в работе между дефектологом и палатными медсестрами. Помимо этого, мы работаем в тесном контакте с медсестрой по массажу, руководителем по физическому воспитанию, психологом, врачем – неврологом и педиатром.

По мере возможности, в периоды относительно спокойной эпидемиологической обстановки в учреждении, мною используется в работе с детьми первого жизни, имеющийся в нашем учреждении сенсорно – игровой комплекс. Занятия проводятся с соблюдением общепринятых этапов: ознакомление, адаптация и коррекция и с учетом противопоказаний. Каждое посещение длится в среднем 15 минут. В ходе посещений чаще использовались: зеркальные панели, водно — музыкальная кровать со светооптическими нитями, шариковый бассейн с подсветкой, интерактивные трубы с пузырьками, зеркальная панель со светооптическими  нитями, трубы с цветными шарами, ковер «Млечный путь», ветряные колокольчики. 

          За время посещений отрицательных реакций отмечено не было. Посещение сенсорной комнаты для нас это, прежде всего смена, обстановки, возможность уединения со взрослым, что способствует удовлетворению потребности в ситуативно-личностном общении, получение сенсорных впечатлений. Помимо этого, в ходе посещений у детей отмечается оживление эмоций, повышение двигательной и речевой активности, нормализации ориентировочных реакций.

Таким образом, мы достигаем достаточно высокой результативности в работе. Так у 75% наших детей при переводе в более старшую возрастную группу отмечается положительная динамика практически по всем линиям развития.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.