Влияние материнской и социальной депривации на психомоторное развитие у детей раннего возраста с ОВЗ

Из опыта работы

«Влияние материнской и социальной депривации на психомоторное развитие у детей раннего возраста с ОВЗ»

 

                                               Аверина Ольга Владимировна,

учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

 

Как известно, именно в процессе общения маленького ребенка  со взрослым, закладываются основные личностные образования:  отношение ребенка к социальному и предметному миру, к самому себе, формируются способы взаимодействия с окружающей действительностью, происходит развитие познания.

Безусловно, что дети, воспитывающиеся в «Домах ребенка» страдают от психической депривации. Причины этого общеизвестны: неполноценное общение со взрослым, замкнутость жизни в стенах одного помещения, неадекватная организация жизненного пространства, бедность впечатлений и т.д.

В первую очередь, материнская депривация влияет на развитие эмоционально-коммуникативной сферы. Для диагностики я предпочитаю использовать методику коллектива лаборатории психического развития дошкольников. Психологического института РАО (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.) «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет». Она позволяет более конкретно определить уровень развития общения и средств коммуникации, что очень актуально для детей, воспитывающихся в доме ребенка, также познавательного интереса  и игровой деятельности (для детей с 2 лет). Кроме информативности  данная методика очень проста в применении. Благодаря этому, удалось более точно выявить  степень влияния депривации на развитие ребенка и своевременно назначать необходимую коррекционную программу.

Как известно, в первое полугодие жизни ведущим видом деятельности является  ситуативно-личностное общение. Вот что происходит с ребенком при отсутствии эмоционального контакта с взрослым в первые полгода жизни. Дети первое полугодие были практически лишены эмоционального общения (находились в больнице), что привело к серьезным аномалиям развития. Наблюдения показали, что у малыша, в такой ситуации очень слабо формируются основные средства коммуникации: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд), и предречевые   (вокализации), а также постепенно снижается потребность в общении с окружающими. У таких детей практически отсутствует «комплекс оживления», мимика отличается статичностью, вокализации и крик не интонированы, без коммуникативной направленности. Если же эмоциональное общение удовлетворяется частично и не имеет личностной направленности, то ребенок не проявляет инициативы, но при этом с удовольствием идет на контакт при активности взрослого. В норме комплекс оживления после 4 мес. начинает распадаться.

Вот как это выглядит у ребенка, воспитывающегося в семье: со второго полугодия при достаточном ситуативно-личностном общении ребенок постепенно переходит к ситуативно-действенному способу взаимодействия  с взрослым. А при недостаточном,  к первому году жизни желание общаться снижается и заменяется на индивидуальную манипулятивную деятельность. Такие дети, как будто, не замечают взрослого, не наблюдают за его действиями, не подражают ему. Это отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном развитии и формировании характера в целом.

Как показала практика,  коррекция эмоционально-коммуникативной  сферы на втором году жизни ребенка и позднее, к сожалению,  очень затруднена. Если ребенок предпочитает ситуативно-деловому общению индивидуальную манипулятивную деятельность, то привлечь его к взаимодействию со взрослым очень сложно.

   Мне удалось отметить, что при депривации, в первую очередь страдает развитие инициативности в общении и чувствительность к воздействиям взрослого. Инициативность это способность  ребенка к привлечению внимания (улыбкой, взглядом, движениями, призывными вокализациями или лепетом). В норме при  пассивности взрослого активность ребенка должна увеличиваться.  И, наоборот, при активности взрослого  ребенок должен несколько замирать, сосредотачиваться.

Чувствительность к воздействию взрослого — это готовность ребенка воспринимать проявления внимания. Показателями чувствительности  являются:

  • Внимание и интерес ребенка к взрослому.
  • Положительное отношение ребенка к общению.
  • Ответные действия ребенка (изменение комплекса оживления в первые полгода жизни, и ответные действия в более старшем).

После года дети, выросшие в условиях с депривации, обычно нерешительны, скованы  при деятельности с незнакомыми предметами, не повторяют действий взрослого.

К трем годам ребенок с депривацией отстает в развитии по многим показателям, в том числе неспособным к конструктивному решению проблемы. Как известно, подобный уход от решения, является базой для формирования  деструктивных черт характера и при отсутствии своевременной психокоррекционной работы, в пубертатный период может вызвать склонность к суициду, алкоголизму, наркомании. Основными задачами таких мероприятий становится, в первую очередь удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с взрослым, особенно в первый год жизни, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях.

Создаются условия для установления аффективно-личностных связей детей с взрослыми. Для этого обеспечивается постоянный персонал, по возможности,  детей не переводят из группы в группу. Обеспечивается максимально быстрое реагирование взрослого на все признаки дискомфорта младенца. Ребенка стараются чаще брать на руки. Именно в позе под грудью создаются оптимальные условия для получения необходимой стимуляции всех органов чувств и ощущений физического и психического комфорта.

А  в чем состоит коррекционная работа с детьми раннего возраста?  Я считаю, что в первую очередь в психо-коррекции нуждаются дети с очень сильной задержкой  в развитии эмоционально-коммуникативной сферы. В первые полгода жизни такие дети не реагируют на присутствие взрослого, даже при активном общении. У них отсутствует комплекс оживления. Возможно частичное или полное отсутствие визуального контакта. Не принятие ребенком «позы готовности» при взятии на руки.

Как показала практика, очень активный эмоциональный контакт  такие дети не переносят, замыкаются в себе еще больше.

В начале детям я обеспечиваю максимальный тактильный контакт (по возможности занятия происходят в сенсорной комнате с выключенными панелями и включенной музыкой), затем при положительной динамике (ребенок начинает принимать «позу готовности «при взятии на руки) перехожу непосредственно к ситуативно-личностному общению с постепенным подключением визуального контакта.

Если ребенок во втором полугодии жизни не переходит к ситуативно-действенному общению, предпочитая непосредственное личностное взаимодействие с взрослым, то психо-коррекционную программу я строю следующим образом. Ребенку предлагается яркий привлекательный предмет на одежде взрослого (бусы, броши, косынки, венки, шапочки, банты и т.д.) затем он передается на глазах у ребенка другому человеку до тех пор, пока малыш не заинтересуется предметом, находясь на руках или на коленях у педагога. Только после этого возможно предметное взаимодействие в положении «рядом с взрослым» с использованием заводных и функциональных игрушек для обучения ребенка правильному ситуативно-действенному общению.

При задержке развития сферы общения у детей после первого года основной задачей является обучение основным коммуникативным действиям.

Для стимуляции экспрессивно-мимических средств я предпочитаю использовать игры с ярким эмоциональным сопровождением в «мягком игровом комплексе» (пример «Прятки», скатывание с горки в объятия взрослого, пролезание через цилиндр в объятия взрослого).

Для развития предметно-действенных средств общения подходят такие игры, как «Позови мишку», «Попрощайся с зайкой» и т. д.

После 3 лет возможно развитие речевых средств коммуникации, для чего в процессе игры я стараюсь специально создавать проблемные ситуации, стимулирующие высказывание ребенком просьбы к взрослому: привлекательная игрушка, стоящая в трудно доступном месте, прозрачная коробочка с игрушками и плотно закрывающейся крышкой, заводная машинка с жестким заводом или съемным ключом.

В любом случае, проблемы развития ребенка, не являются неизбежными и возможны весьма действенные меры для их предотвращения.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.