Развивающие игры В.В. Воскобовича в образовательном процессе детского сада

Методические рекомендации
«Развивающие игры В.В. Воскобовича
в образовательном процессе детского сада»

Савельева Ольга Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 140,
г. Мурманск

Вячеслав Вадимович Воскобович живет в Санкт-Петербурге. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер-физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева. Но решил пойти своим путем.
«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», — говорит В.В. Воскобович.
Вячеслав Вадимович Воскобович – автор таких известных игр и обучающих средств, как «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Складушки», «Чудо-крестики», «Игровизор» и других. В течение ряда лет проводил игровые занятия с дошкольниками, консультации для родителей и обучающие семинары для педагогов. Он поддерживал связь со специалистами дошкольных учреждений Санкт-Петербурга, которые оказывали ему необходимую помощь в апробации новых разработок.

В начале 90-х годов Воскобович В.В. заинтересовался идеей создания развивающего игрового пространства, создал Центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик, развивающих и коррекционных игр, собрал творческий коллектив единомышленников. В настоящее время развивающие игры и пособия Центра достаточно широко используются родителями и педагогами дошкольных учреждений во многих городах России.

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. Данные игры характеризуются тем, что содержат готовый игровой замысел, материал и правила. Игру существенно дополняет сказка – она вводит ребенка в необычный мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Это порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Развивающие игры Воскобовича способствуют:
— эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
— творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
— развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
— социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.;
— художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Особенности развивающих игр Воскобовича:
— игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности;
— широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений;
— многофункциональность и универсальность. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач (знакомятся с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.;
— систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал;
— методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками.
В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС ДО, очень мало. Например, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича создана Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей трех-семи лет «Сказочные лабиринты игры». Данная технология – это использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения. Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями ребенка:
Первый этап — дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом, формой, усваивает некоторые представления.
Второй этап – с помощью образа запоминает понятия, символы.
Третий этап – знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.

Технология решает следующие задачи:
— развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
— развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
— развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
— гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
— формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
— построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Технология представлена серией книг:
1. «Сказочные лабиринты игры» — в ней содержатся концептуальные положения технологии, рекомендации по организации педагогического процесса, конспекты логико-математических игр и интегрированных игровых занятий, сценарии совместной деятельности детей и взрослых.
2. «Развивающие игры и пособия» — методический материал разработан к каждому игровому комплекту. Книги так и называются: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат» и т.д. В них описаны особенности игр, указано их значение для развития и образования детей, определены нюансы восприятия игр дошкольниками разного возраста.

Работа по технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» очень эффективна. Включение в образовательный процесс развивающих игр предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей.
Таким образом, применяя данную технологию, мы можем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.

Литература:
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.