Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию

вос

Всем педагогам известно то состояние паники, страха и неизвестности перед процедурой аттестации. Как только нужно подавать заявление и выполнить задания и требования к аттестации, то выясняется:

—  тема сформулирована не так;

— нет конкретных результатов, которые можно и нужно представить в отчете;

— нет данных по итогам различных мониторингов;

— не записаны даты проведения и названия мероприятий, конкурсов и пр.

Я хочу дать некоторые рекомендации, которые помогут педагогу более-менее «безболезненно пережить» процедуру аттестации.

1. Тему по самообразованию выбирайте заранее! Берите то направление профессиональной деятельности, которое не только актуально для ДОУ, интересно детям и родителям, но и которое получается у Вас самой (т.е., не вызывает затруднений; есть собственные практические наработки; есть литература по теме).

2. Нужно соотнести свою тему с актуальными направлениями по ФГОС и с задачами ДОУ. Это необходимо для того, чтобы Вы потом во всех отчетах и заявлениях писали об интеграции Вашей темы в образовательный процесс ДОУ и о соответствии с современными направлениями в дошкольном образовании.

3. Старайтесь использовать любую возможность, чтобы выступить по своей теме самообразования, даже если мероприятие будет не по этому направлению. Например, муниципальный семинар будет по ФЭМП, а у Вас тема по речевому развитию. Выход такой: написать выступление по интеграции образовательных областей или по развитию активной речи в процессе формирования ФЭМП. Знайте, что точки соприкосновения своей темы с любой другой темой можно найти всегда, потому что в дошкольном образовании всё взаимосвязано.

4. Не забывайте про то, что аттестовываться Вы будете не только по теме самообразования, но и по всей своей деятельности. Это значит, что нужно «проявиться» и по оздоровлению дошкольников, и по развитию личностных качеств (инициативности, самостоятельности, любознательности) и другим направлениям.

5. Сейчас большое внимание уделяется ИКТ-культуре педагога. Это значит, что должны быть публикации на педагогических сайтах, сайте своего ДОУ, желательно иметь свой сайт. Или заведите страничку ВКонтакте и переписывайтесь с родителями, вставляйте консультации и рекомендации. Для отчета перед аттестацией это будет большим плюсом.

6. Чтобы не «искать» результат своей деятельности перед самой аттестацией, заранее создайте условия, которые обеспечивают этот результат:

— разработайте пособия, конспекты НОД, информационный и наглядный материал;

— разрабатывайте проекты по теме (проекты «убивают» двух зайцев: это и конкретная работа по теме самообразования,  и использование в процессе взаимодействия с детьми  современных  технологий, в данном случае проектной технологии);

— разработайте и проводите конкретные мероприятия с родителями и с социальными партнерами;

— записывайте все педагогические мероприятия, где не только выступали, но и те, где просто сидели и слушали. Их Вы запишите потом в тот раздел, где говорится о Вашем систематическом самообразовании.

Помните, что в результативности нужна конкретика: дата, название мероприятия или пособия, данные мониторинга. Общие фразы здесь не подойдут.

Конечно, это не все рекомендации по подготовке к аттестации. Но, если выполнять хотя бы те, о которых я написала, то успех Вам обеспечен!

 

 Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,

доцент, кандидат педагогических наук.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

57 комментариев к записи “Что нужно делать, чтобы успешно пройти аттестацию”

  1. Любовь:

    Б.Г. добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, что прописывать в пункте «Трудности, возникшие в межаттестационный период» в аналитическом отчете на ВЫСШУЮ категорию? Заранее, спасибо.

    • admin:

      Любовь, можно написать:
      1. О трудностях в организации деятельностного подхода при взаимодействии с детьми. Подробности здесь http://detstvogid.ru/chto-nuzhno-znat-o-deyatelnostnom-podhode/.html
      2. Об организации мониторинга освоения ООП детьми.
      3. О развитии инициативы и самостоятельности у современных детей.

  2. Елена:

    Бэлла Геннадьевна, здравствуйте! Я учитель бурятского языка. Прохожу аттестацию на высшую категорию. Помогите пожалуйста, что написать в графе результаты метапредметных и личностных результатов.

    • admin:

      Елена, можете написать: дети инициативны, умеют взаимодействовать во взрослыми и сверстниками, умеют самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать эту деятельность и добиваться результата. Могут оценивать и контролировать себя.

  3. Людмила:

    Белла Геннадьевна, как лучше написать тему самообразования старшему воспитателю «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

    • admin:

      Людмила, старшему воспитателю лучше формулировать тему не про детей, а про воспитателей и организацию методической работы в ДОУ. Например,
      1. Формирование профессиональных компетенций у педагогов ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
      2. Методическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

  4. Людмила:

    Спасибо!

  5. Карлыгаш:

    спасибо вам за информацию на сайте

  6. Светлана:

    Добрый день! Белла Генадьевна, помогите пожалуйста сформировать тему по самообразованию «Формирование представлений о здоровом образе жизни посредством здоровьесберегающих технологий» Хотелось бы сузить тему может быть посредством пальчиковой гимнастики. Работаю на 2 младшей группе.

    • admin:

      Светлана, формулировка, которую Вы мне прислали, очень даже неплохая и грамотная (надо только включить фразу «у детей дошкольного возраста»). Сузить, конечно, можно. Но понравится ли это начальству и проверяющим? В некоторых регионах не очень приветствуют такие узкие темы. Хотя для второй младшей группы узкая тема оправдана.
      Можно так:
      1. Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством пальчиковой гимнастики.
      2. Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе игровых видов деятельности. (Сюда кроме пальчиковой гимнастики можно вставить подвижные игры, игровые массажи, инсценировки и др.)
      3. Формирование элементарного опыта в двигательной деятельности (фраза из ФГОС) у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.

      • Светлана:

        Большое спасибо! Проконсультируюсь с методистом. Второй вариант мне больше всех понравился.

  7. vetka:

    Добрый вечер! Белла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, проработав два года у педагога нет никаких результатов, он пассивен и безучастен.Можем ли расторгнуть с таким работником трудовой договор?Спасибо.

    • admin:

      Светлана, расторгнуть договор можете только по его окончании. А так должны или воспитывать, или уволить по статье.

  8. Добрый день! Белла Генадьевна, помогите пожалуйста заполнить заявление на первую категорию ( работаю воспитателем)по теме » экологическое воспитание детей через познавательное развитие «

    • admin:

      Наталья, да, я помогу Вам. Я написала подробнее на Вашу электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.

  9. Наталья:

    Доброго времени суток Уважаемая Белла Геннадьевн! Подскажите, а что такое «Портфолио педагога», оно играет роль в аттестации? И ещё такой вопрос, если Вам не сложно — Вы написали «нет данных по итогам различных мониторингов», а если мониторинг в конце года составляет напарница (я в это время пишу образовательную программу для группы по ОО «Физ. развитие»)- это имеет значение, или «зачёт» при аттестации будет только у неё? Или имеется в виду другой мониторинг?

    • admin:

      Наталья, если говорить простыми словами, то портфолио — это папка, в которую Вы складываете свои тексты выступлений. консультаций, хороших занятий и т.д. Подробнее в этой статье: http://detstvogid.ru/portfolio-pedagoga/.html
      Само портфолио при аттестации в некоторых регионах не требуют. Но у педагога оно должно быть, чтобы потом ориентироваться в своих документах и в своих результатах, накопленных за 3-5 лет. Старшие воспитатели часто требуют наличие таких портфолио.
      Насчет мониторинга. Даже если мониторинг делала Ваша напарница одна, то результаты мониторинга вы обе вставляете в свои отчетные документы. Вы же обе работаете на группе. Она ведь пользуется той программой, которую Вы разработали. Чтобы не было обид, делайте всё вдвоем.

  10. Ирина П.:

    Здравствуйте!Моя тема на аттестацию высшей категории «Сюжетно-ролевая игра как условие формирования коммуникативной компетенции младших дошкольников»Сформулируйте пожалуйста последовательность написания аналитического отчёта по данной теме.

    • admin:

      Ирина, структура отчета одинакова, несмотря на формулировку темы. Она примерно такая:
      цель и задачи образовательной деятельности по теме, психолого-педагогические условия, организация развивающей предметно-пространственной среды, методическое обеспечение, применение технологий и методик (можно просто методы и приемы), взаимодействие с родителями и педагогами, педагогический мониторинг, результаты деятельности по теме, задачи профессиональной деятельности на перспективу.

  11. Ирина П.:

    Подскажите, пожалуйста, как можно сформулировать тему для дальнейшей работы на межаттестационный период а также по самообразованию, у меня средний возраст…..Повысить уровень компетентности в области познавательного развития через игровую деятельность…..(уместно или широко)

  12. Ирина П.:

    И план по самообразованию в этом направлении.

    • admin:

      Ирина, а разве в Вашем регионе тема для дальнейшей работы и тема по самообразованию не одно и то же?
      В теме акцент должен быть на детей. Например,
      1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
      2. Формирование познавательных действий у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
      3. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе игровой деятельности.
      4. Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности.
      То предложение, которое Вы написали, больше подойдет как задача. (Я имею в виду начало предложения : «Повысить уровень …»).
      А план по самообразованию по любой теме я разрабатываю коллегам платно. Если заинтересуетесь, то вот ссылка http://detstvogid.ru/moi-uslugi

  13. Любовь:

    Бэлла Геннадьевна, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, правильно ли поставлена цель на аттестацию «Целью педагогической деятельности в межаттестационный период являлось создание образовательных условий для речевого и коммуникативного развития воспитанников посредством педагогических технологий». и Какие могут быть задачи? Спасибо.

    • admin:

      Любовь, если по ФГОС, то правильнее будет написать не «образовательных» условий, а «психолого-педагогических». Можно исправить так: аттестацию «Целью профессиональной деятельности в межаттестационный период являлось создание психолого-педагогических условий для речевого и коммуникативного развития воспитанников посредством развивающих технологий». Задачи будут касаться психолого-педагогического сопровождения воспитанников по этим направлениям, формирования навыков у детей, взаимодействия с родителями по этому вопросу.

  14. Ирина П.:

    Вы практическую часть к аналитическому отчёту на высшую категорию пишите?

    • admin:

      Ирина, я могу оформить практическую часть методически грамотно. Но в практической части всё-равно нужны будут конкретные мероприятия, которые проводил педагог. Часто я с коллегами договариваюсь так: я пишу полностью аналитический отчет, а педагог уже потом вставляет свои мероприятия.

  15. Светлана:

    Здравствуйте! Белла Геннадьевна, помогите, пожалуйста, определиться с темой аналитического отчета за межаттестационный период, если до этого был педпроект на тему «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики детей дошкольного возраста». Спасибо!

    • admin:

      Светлана, можно так:
      1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
      2. Формирование сенсорного опыта у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

  16. Юлия:

    Пожалуйста ,помогите сформулировать тему на старший дошкольный возраст,связанную с развитием речи и экологией.

  17. Юлия:

    аттестуюсь на высшую категорию.

    • admin:

      Юлия, можно так:
      1. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром. (Эта тема будет на стыке речевого, социально-коммуникативного и познавательного развития).
      2. Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим природным миром.
      3. Формирование первичных представлений об окружающем природном мире у детей дошкольного возраста посредством речевой деятельности.

  18. Екатерина:

    Уважаемая, Белла Геннадьевна. Я работаю учителем-логопедом в ДОУ. Аттестуюсь первый раз, помогите пожалуйста сформулировать тему.
    Тема:Коррекция звукопроизношения на подготовительном этапе у детей дошкольного возраста с фонетическими нарушениями речи.
    Цель: Нормализация (или формирование) моторики артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики рук при коррекции дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетическими нарушениями речи.
    Задачи:
    1 Создать вариативную развивающую предметно-пространственную среду для формирования моторики артикуляционного аппарата, голоса, речевого дыхания, мелкой моторики рук (литература, пособия, дидактические игры, сказки для артикуляционной гимнастики, выработки, воздушной струи, чистоговорки и т.д.)
    2 Сформировать артикуляционную готовность к вызыванию корректируемых звуков по средствам артикуляционной гимнастики, выработки речевого дыхания, силы голоса и четкости дикции
    3 Повысить психологопедагогическую культуру воспитателей и родителей в вопросах формирования артикуляционной готовности детей при коррекции звукопроизношения

    • admin:

      Екатерина, сама формулировка темы у Вас хорошая. Цель нужно сделать короче. Например, так: «Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звука».
      Задачи тоже нужно немножко изменить:
      В первой задаче убрать текст, который в скобках.
      Вторую задачу оставить такой же (только правильно написать слово «посредством»).
      Третью задачу написать так: Повысить психолого-педагогическую культуру воспитателей и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения у дошкольников. (Здесь про формирование артикуляционной готовности писать не надо, об этом было сказано во второй задаче).

  19. Наталья:

    Уважаемая, Белла Геннадьевна. Я работаю воспитателем в ДОУ. Аттестуюсь на первую категорию, помогите пожалуйста с выбором темы, связанную с экспериментированием.

    • admin:

      Наталья, можно так:
      1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
      2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
      3. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

  20. Наталья:

    Большое спасибо.

  21. Валерия:

    Уважаемая, Белла Геннадьевна. Я работаю инструктором по физической культуре в ДОУ всего полгода, до этого стажа не было, училась в университете. Имею высшее профессиональное образование. При приеме на работу установлена 5 группа оплаты труда, по этой группе требования к квалификации — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы до 2-х лет, т.е. по сути, как не имеющей квалификационной категории. Правомерно ли это? Когда мне может быть повышена категория, что мне нужно сделать для этого? Можно ли мне пройти аттестацию на I квалификационную категорию раньше, чем через 20 лет?

    • admin:

      Валерия, по истечении 2-х лет работы Вы можете подать заявление на 1 категорию. А сейчас нужно «нарабатывать материал»: участвуйте с детьми и сама в различных конкурсах, выступайте везде, где только можно (педсоветы, конференции, семинары), пишите статьи и публикуйтесь. Обязательно выберите себе тему по самообразованию и по этой теме тоже «нарабатывайте материал».

      • Валерия:

        Уважаемая, Белла Геннадьевна. Большое спасибо за ответ. Только, к сожалению, пока не представляю какую тему можно выбрать. Статьи по выбранной теме или по любой и где их можно публиковать? Конференции, семинары любого уровня?

        • admin:

          Валерия, не старайтесь удивить кого-то, поэтому возьмите тему попроще. Например, про ЗОЖ. У меня на сайте есть как раз статья про это.
          http://detstvogid.ru/stanovlenie-tsennostey-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov/.html
          Публиковать статьи и опыт работы можете на всех педагогических сайтах. Конференции и семинары нужны любого уровня.
          Вы не стесняйтесь, спросите еще об этом у Вашего старшего воспитателя. Она обязательно Вам расскажет по поводу подготовки к аттестации.

  22. Татьяна:

    Уважаемая Белла Геннадьевна! Я работаю воспитателем (на подмене) в старших группах. В декабре нужно аттестоваться на первую категорию. (не позднее) Работая в детском саду, приобрела хороший опыт ролевого участия на мероприятиях для детей. Заняла 2 место в районном конкурсе презентаций на тему «Великое слово Победа» Но как увязать тему нравственности и зож просто затрудняюсь. Может это нужно обязательно разделить. Мне очень понравилась формулировка вашей темы «Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников» Вопрос: к этой теме можно ли прилагать материалы нравственного, духовного и патриотического направления. Помогите с определением темы для аттестации. Спасибо .

    • admin:

      Татьяна, Две эти темы сложно связать в одну. Варианты такие:
      1. Взять за основу нравственно-патриотическое воспитание, а тема оздоровления и так должна быть в работе у воспитателя.
      2. Если Вам понравилась тема ЗОЖ, то возьмите её. Она интересная, видна результативность. А о победе в районном конкурсе по теме «Великое слово Победа» запишите потом в заявлении на аттестацию как одно из мероприятий.

  23. Елена Геннадиевна:

    ПРОШУ ПОМОЩИ от всего коллектива!!!
    Добрый вечер! Белла Геннадьевна,Подскажите как работать по программе «Детство» если нет методического комплекта к программе соответствующего ФГОС? Я в неведении… Очень жду вашего ответа.

  24. Наталья:

    Уважаемая Белла Геннадиевна! Подскажите пожалуйста, сформулировала тему к аттестации «сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста при использовании здоровье-сберегающих технологий» и что-то в ней меня смущает. Была разработана система работы по использованию технологий в Якутии и разработана программа подвижных игр. Сейчас работаю 1 год в другом детском саду. Как объединить эти работы, и стоит ли подавать на аттестацию. С уважением

    • admin:

      Наталья, предлагаю такие варианты:
      1. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
      2. Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий.
      3. Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
      4. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
      По поводу аттестации: Вы подождите еще хотя бы годик. Нужно наработать материал и мероприятия.

  25. Ольга:

    Здравствуйте!Бэла Генадьевна,помогите пожалуйста.В сентябре подала заявление на аттестацию (1 категория).А в 10 ноября заканчивается соответствие.Методист говорит,что я должна до 10 ноября сдать аттестацию.Действительно такие правила?Или у меня на подготовку как у всех три месяца?Наработан материал по сенсорике.Как правильно сформулировать тему для аттестации?

    • admin:

      Ольга, методист правильно сказала, Вам нужно пройти аттестацию до 10 ноября. Тема может быть такая : Формирование сенсорного опыта у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

  26. Ольга:

    Может быть так-Формирование познавательных способностей по средствам применения развивающих игр.

  27. Светлана:

    Готовлюсь к аттестации на 1 категорию,назвала свой педагогический проект,,Будь здоров!,,(Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни )2 мл.группа.Помогите сформулировать правильно задачи и цель проекта?Задачи должны быть для педагогов ,родителей,детей?

  28. Анна:

    Белла Геннадьевна.Добрый вечер.подскажите как правильно написать заявление на первую категорию и нужно ли немного описывать тему.цели и задачи по углубленной работе?

    • admin:

      Анна, тут надо смотреть требования к аттестационным документам, которые есть в Вашем регионе. В большинстве регионов в заявлении указывают формулировку темы по самообразованию и задачи по ней. Указывают и результативность по теме.